Наталья Борисенко
Проект «Синонимы и антонимы в лексической теме «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Проект :Антонимы и синонимы в лексической теме «Дикие и домашние животные».
Автор проекта :учитель-логопед Борисенко Наталья Александровна
Продолжительность проекта :краткосрочный, с 09.11.2015 по 23.11.2015
Тип проекта :информационно- практико - ориентированный
Участники проекта :учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности, родители, дети группы компенсирующей направленности.
Возраст детей:5-7 лет
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Противоположности, антонимы
- Темочки
Актуальность проекта :
Русский язык очень сложный, почти к каждому слову можно подобрать синоним и антоним. Ребенку, особенно с проблемами речевого развития сложно овладеть всеми грамматическими категориями. Мы озабочены тем, что дети в группе компенсирующей направленностимало знакомы с антонимами и совсем незнакомы с синонимами. Употребляя в речи синонимы, мы делаем нашу речь более экспрессивной. Детям необходимо показать многообразие русского языка и дать возможность самим строить свои высказывания так, чтобы их речь была грамотной и эмоционально окрашенной.
Цель проекта :пополнить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками и правильным пониманием смыслового значения этих слов.
Задачи проекта
Для детей:
- познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами на занятиях и в дидактических играх.
-развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей.
- подобрать материал и иллюстрировать страницы для копилки словарей.
Для педагогов:
- создание картотеки «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;
- практическое применение коллективно изготовленной картотеки словарей,помощь в ее периодическом пополнении.
Для родителей:
- вовлечение родителей в поисковую деятельность детей;
- создание вместе с детьми страничек для копилки словарей;
- лекция для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольников».
- памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря дошкольников».
Для логопеда:
-повысить профессиональный уровень.
- подобрать и систематизировать материал теме «синонимы» и «антонимы».
Форма проведения итогового мероприятия:
Игровая презентация для детей и родителей «Обогащаем словарь антонимами и синонимами».
Продукты проекта
Для детей:
- рисунки детей к словам-антонимам
-создание книжек –картинок по темам «Слова антонимы» и «Слова синонимы».
Для педагогов:
- картотека дидактических игр;
Для родителей
- создание книжек –картинок по темам «Слова антонимы» и «Слова синонимы».
Для логопеда
- Картотека дидактических игр.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
-уточнение знаний о синонимах и антонимах;
- обогащение словаря детей;
-активизация словаря антонимов и синонимов;
-положительные эмоции от коллективной работы.
Для педагогов:
-овладение новым опытом;
- повышение профессионального уровня.
Для родителей
-участие в воспитательно-образовательной деятельности детского сада;
-объединение интересов семьи и детского сада.
Для логопеда:
- овладение новым опытом в развитии речи детей;
- систематизация материала по теме «Синонимы» и «Антонимы».
Этапы реализации проекта :
I.Подготовительный этап (информационно-аналитический) .
- сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом,
- подбор и изготовление дидактический игр по выбранной теме.
Работа с родителями:
- изготовление рисунков к книжкам-картинкам «слова-синонимы» и «слова – антонимы» вместе с детьми.
- лекция для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольников»
II. Основной этап (практический) .
Образовательные
области Тема Задачи Сроки
реализации
Речевое развитие Серия логопедических занятий
-познакомить детей с понятиями «синонимы», «антонимы»;
- на фронтальных логопедических занятиях по лексике и грамматике дети учились подбирать одинаковые по смыслу слова (синонимы, и находить слова противоположные по значению (антонимы) и использовать их в свободной речи; 16.11.2015
17.11.2015
24.11.2015
26.112015
Дидактические и речевые игры (парочки, лото, предметные картинки и т. д.)
- речевые игры («Подбери точное слово», «Скажи наоборот») Продолжать учить соблюдать правила игры; развивать внимание и логику, смелость и ловкость. 16.11.2015-
20.11.2015
Художественно-
эстетическое
развитие Рисование: изготовление творческих работ для оформления книжек в картинках «Слова –антонимы», «Слова-синонимы». Развивать самостоятельность при выборе материала; использовать разнообразные технические приемы рисования. Воспитывать гордость за свои рисунки. 13.11.2015
20.11.2015
III. Заключительный этап (подведение итогов) .
Тема Задачи Сроки реализации
Презентация для детей и родителей
«Обогащаем словарь синонимами и антонимами» Обогащать словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
Учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Объединить родителей и детей для выполнения общих заданий. 23.11.2015
Результаты реализации проекта :
Для детей
- положительная динамика речевого развития;
- употребление антонимов и синонимов в повседневной речи;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для родителей
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов.
разнообразные формы и методы работы;
для логопеда
- овладение новым опытом: составление презентации, проекта;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
Список использованной литературы
1 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М., 2010 г.
2. Кондратова Н., Бывшева А., Дружинина Л. «Антонимы. Прилагательные» - М., 2010 г.
3. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» - М., 2012 г.
4. Кузьмина М. «Развитие речи. Противоположности» - М., 2014г.
5. Комарова Л. А. «Автоматизация звуков» - М., 2009 г.