Лидия Березнева
Проект «Школа Здоровячка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
По теме: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников через реализацию проекта «Школа здоровячка»
Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Актуальность:
В настоящее время по данным Министерства здравоохранения РФ 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, среди которых частыми являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Публикация «Проект „Школа Здоровячка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Давно установлено, на здоровье и продолжительность жизни человека условия и образ жизни влияют на 50-55%, состояние окружающей среды на 20-25%, генетические факторы влияют всего на 15-20%, а медицинское обеспечение на 10-15 %.
Таким образом, учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек, поэтому сохранять здоровье необходимо с самого раннего возраста [1].
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Формировать здоровый образ жизни целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.
Неслучайно, Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека.
Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ, элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от совместной целенаправленной систематической образовательной работы в дошкольном учреждении и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
Участники образовательного проекта:
воспитанники подготовительной группы №5 (возраст детей 6 лет)
воспитатели
родители
инструктор по физической культуре.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: информационно - творческий, краткосрочный.
Длительность проекта: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель: создание системной работы по формированию у воспитанников ценности здоровья и здорового образа жизни, знакомство детей со способами сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников начальные представления о ЗОЖ и практические умения сохранения здоровья на физкультурно-познавательных занятиях из серии «Забочусь о своем здоровье».
2. Формировать осознанное выполнение правил здоровьесбережения и ответственного отношения к своему здоровью.
3. Развивать интерес воспитанников к занятиям физической культурой, спорту.
4. Осуществлять пропаганду ЗОЖ, способствовать планомерному взаимодействию в триаде «родитель-ребенок-воспитатель» для развития культуры здоровья.
Принципы реализации проекта
1. Доступность
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность
• интеграция образовательных областей
Ожидаемый результат:
Дети:
• Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности.
• Повышение уровня представлений и знаний о строении тела человека, использование практических умений о сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни детей подготовительной группы.
• Улучшение показателей уровня физической подготовки детей.
• Повышение интереса детей к физической культуре и спорту.
• Снижение заболеваемости детей.
Педагоги
• Накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми и родителями.
• Улучшение материально-технической базы ДОУ, оснащение его методиче-ской литературой, физкультурным оборудованием, пособиями по здоро-вьесбережению.
Родители
• Повышение заинтересованности родителей данной проблемой, через активное участие в спортивных мероприятиях ДОУ.
• Повышение педагогической культуры в вопросах здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта:
I этап (Ознакомительный)
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
• Новые методики и технологии физического развития и оздоровления детей;
• Создание условий для формирования представлений об организме человека, о ЗОЖ;
• Разработка инструктором по физической культуре и воспитателем подготови-тельной группы перспективного плана, подбор тем, форм и методов работы по следующим направлениям:
- работа с детьми в группе, на физкультурных занятиях,
- совместная работа с родителями,
- пополнение ППРС,
- работа с педагогическим коллективом.
2. Проведение мониторинга состояния работы ДОУ по здоровьесбережению:
• Исследование здоровья детей;
• Диагностика физического развития, физической подготовленности детей;
• Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ, культурно-гигиенических навыках;
• Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах формирования, укрепления, поддержания здоровья детей дошкольного возраста:
- опрос родителей,
- беседа о предстоящем проекте с детьми и родителями.
II Основной этап (практический)
Реализация проекта.
Цель: Реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, направленных на формирование у воспитанников ДОУ представлений о ЗОЖ, практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.
Проводимая работа:
• Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. (Приложение № 1,2)
• Повышение компетентности педагогов по ЗОЖ.
• Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
• Использование современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни (Приложение 4).
• Внедрение работы кружков физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча», «Клубный час» для детей подготовительной группы.
• Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающих компонентов:
- утренняя ритмическая гимнастика с использованием элементов ЗСТ;
- физкультурно-познавательные занятия и развлечения;
- дыхательная гимнастика;
- физкультминутки;
-пальчиковая гимнастика;
-релаксация;
- подвижные игры, игры–эстафеты, дидактические игры;
- закаливающие мероприятия.
III этап проекта (заключительный)
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
• Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга;
• Диагностика физической подготовленности дошкольников;
• Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ;
• Проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т. д.
Проект «Школа Здоровячка» реализовывался воспитателем в группе с детьми, через познавательные занятия. Важным было донести до детей дошкольного возраста суть понятия «здоровый образ жизни», в котором опорными понятиями являются «здоровье», «здоровый», «больной», «режим дня» и пр. Привлечение современных художественных произведений (например, «Азбука здоровья в картинках», «Если хочешь быть здоров» и др.) помогали активизировать личный опыт детей с целью осознания укрепления своего здоровья.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников традиционно является игровая деятельность. В сюжетно-ролевых играх "Больница", "Семья" воспитатели закрепляли у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Для формирования представлений о ЗОЖ использовались разные виды дидактических игр. Так, например, для знакомства детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью, воспитатель группы использовала дидактические игры серии «Валеология», которые обращают внимание детей на то, что надо заниматься физкультурой, закаляться, правильно и вовремя питаться, формировать хорошую осанку и соблюдать режим дня.
Ежедневно для формирования практических умений и для закрепления полученных знаний использовались: самомассаж стоп, дыхательная гимнастика, физминутки, аутотрениг.
В группе вывесили плакаты с агитацией и правилами личной гигиены, правилами приема пищи, правилами здорового образа жизни.
Кроме того, воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривало формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Занятия по изобразительной деятельности были направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формировались представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Режимные моменты использовались воспитателями для формирования и за-крепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствовали различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками.
Инструктором по физической культуре 2 раза в месяц в соответствии с планом, с целью формирования и закрепления представлений о ЗОЖ, знакомства со способами укрепление здоровья средствами физической культуры, а также обучения детей практическим умениям сохранения и укрепления здоровья, проводились физкультурно-познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» (Приложение № 4,5). На занятиях особое место занимали средства эмоционального воздействия на детей: использование сюжета, игровых упражнений, ярких примеров, использование музыкального сопровождения, чтения стихов, потешек, пословиц, речевок, поговорок, загадок о здоровье.
Через решение посильных проблем в подвижных играх и упражнениях, через воплощение игровых образов использовались методы проблемного обучения (больной-здоровый, старый-молодой, здоровячки-куталки).
Методы круговой тренировки, заключались в том, что продвигаясь по кругу, дети выполняли определённые задания и движения, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма, и наглядно моделировать происходящие процессы в организме человека (например, работу дыхательной системы или кровообращения через игру «Путешествие воздушных пузырьков», «К сердцу от сердца» и т. д).
Моделирование строение тела человека, осуществлялось через использование физкультурного оборудования: из поролоновых палочек (строение скелета, знакомство с проволочным, веревочным человечком.
Наглядные методы формировали представления о движении (карточки и схемы выполнения упражнений, о строении организма (плакаты, схемы, картинки, иллюстрации, модели со съемными частями тела). Также использовались средства ИКТ, презентации по темам «Дыхательная система», «Сердце и его работа», «Опора и двигатель нашего организма» и т. д.
После проведенных познавательных, физкультурно-познавательных занятий детьми на каждого ребенка систематически заполнялся Дневник Здоровья с выполненными заданиями, направленными на определение органа тела человека, закрепления правил ЗОЖ, рисунками по темам, схематичными изображения скелета и других органов, рисунками по правилам сохранения здоровья и т. д.
Проводимые с детьми досуги и развлечения способствовали созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Для определения уровня усвоения материала проводились итоговые развлечения «Мойдодыр», «Путешествие в страну Здоровяков и Неболеек», «Зимний стадион», «Советы Айболита» и т. д.
Работа с педагогическим коллективом:
Цель: Развитие профессиональной компетенции в формировании у дошкольников навыков ЗОЖ, через использование ЗСТ.
Задачи:
1. Овладение и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, в тесном взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
2. Привлечение к активному участию в организации и проведении мероприятий по ЗОЖ в ДОУ.
Формы работы с педагогами:
• Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
• Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике.
• Индивидуальные консультации «Организация и проведение диагностики физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста».
• Письменные консультации для педагогов по теме «Содержание физкультурных центров в группах. Использование нетрадиционного оборудование с детьми».
• Консультация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, через использование элементов ЗСТ».
• Конкурс физкультурных центров в группе (Приложение, изготовление нетрадиционных физкультурных пособий (с привлечением детей, воспитателей, родителей).
• Подготовка и участие в физкультурных мероприятиях МБДОУ (открытые занятия, физкультурные развлечения и досуги, музыкально-физкультурные досуги и т. д.)
Одним из принципов ФГОС является – «сотрудничество с семьей».
Задача ФГОС в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Просветительская деятельность с родителями воспитанников.
Цель: Создание в ДОУ необходимых условий для развития эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих повышение компетентности родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития.
Задачи:
1. Развивать компетентность родителей в вопросах воспитания здорового и физически развитого ребенка, использования современных здоровьесберегающих технологий;
2. Приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание участвовать в жизни детского сада;
3. Привлекать родителей к созданию условий для полноценного физического развития детей, формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей.
В рамках реализации проекта «Школа здоровячка» были проведены родительские собрания по темам «Здоровье и физическое развитие детей подготовительной к школе группы», беседы с родителями, где обозначены вопросы сотрудничества с родителями в вопросах воспитания, развития и здоровьесбережения детей.
Следующим направлением «Школы Здоровячка» была работа с родителями по повышению компетентности в вопросах здоровья, физического развития и здоровьесбережения детей, через консультации, беседы, памятки, буклеты «Советы Здоровячка для всей семьи», совместные мероприятия, участие в конкурсах.
Включение родителей в реализацию проекта помогло основательно изучить и осмыслить материал: родители использовали разные источники поиска информации: Интернет, периодичные издания, книги.
Особенно ярко свои творческие способности родители и дети проявили при оформлении материалов проекта – изготовлении, оформлении газет по ЗОЖ «Наши спортсмены», «Как мы провели зимние каникулы», презентациях «Моя спортивная семья», в выставках детских работ «Будь здоров!».
Благодаря работе педагогов и желанию родителей быть активными участниками в воспитании и развитии детей, было спланировано проведение утренней гимнастики одним из родителей воспитанника. Инструктором по физической культуре были даны рекомендации родителям по составлению комплекса в соответствии с методикой проведения утренней гимнастики и с учетом возрастных особенностей детей. У детей проведение утренней гимнастики одним из родителей воспитанника вызвало больший интерес. Привлечение родителей к проведению утренней гимнастики, способствовало повышению интереса к физической культуре и ЗОЖ у детей.
Кроме того, были проведены мероприятия совместно с родителями направленные на пропаганду ЗОЖ в семье «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны», где семьи готовили слайдовые презентации о своей спортивной семье и активно участвовали в соревнованиях и жюри. А также наши папы активно участвовали в военно-полевой игре «Зарница».
По итогам реализации проекта для родителей намечен выпуск газеты «ЗОЖ», проведение викторины по ЗОЖ и совместное с детьми физкультурное развлечение «Друзья Здоровячка».
Родителям, которые по каким-либо причинам избегали активных форм взаимодействия с педагогами, было предложено повысить свою компетентность через дистанционное образование (сайт дошкольного образовательного учреждения).
Использование ИКТ в работе с родителями:
Просвещение родителей по вопросам формирования ключевых компетенций детей в соответствии с требованиями ФГОС по вопросам здоровьесбережения и использования современных здоровьесберегающих технологий осуществлялось через:
• публикации о мероприятиях на сайте ДОУ и обеспечение коммуникации через электронную почту;
•подбор информации для создания на сайте ДОУ «Школа здоровячка для родителей и детей».
Информация «Школы Здоровячка» для родителей на сайте ДОУ:
• Моя страничка
• Важность физкультуры
• Советы для родителей
• Спортивный уголок дома
• Самомассаж
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
Один из важных направлений проекта было обновление и пополнение РППС. Были пополнены физкультурный зал: модульным оборудованием, массажерами, пособиями по здоровьесбережению, атрибутами и символикой по теме ЗОЖ.
Нетрадиционные физкультурное оборудование и пособия по здоровьесбережению
В дошкольных учреждениях для организации занятий по развитию движений широко применяются нетрадиционные физкультурное оборудование и пособия по здоровьесбережению - это дает возможность значительно расширить запас двигательных навыков и умений детей, способствует развитию ловкости, смелости, положительно сказывается на общей физической подготовленности.
Рациональное использование традиционного и нетрадиционного оборудования на физкультурных занятиях повышает их моторную плотность и обеспечивает достаточную физическую нагрузку на организм ребенка.
Был проведен конкурс РППС физкультурных центров, где воспитатели, родители активно участвовали в приобретении и изготовлении нетрадиционного оборудования по здоровьесбережению.
III этап проекта – заключительный:
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
• Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга;
• Диагностика физической подготовленности дошкольников;
• Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ;
• Проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т. д.
Результаты внедрения технологий по формированию представлений о ЗОЖ и обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни:
1. Сформированные представления и навыки здорового образа жизни воспитанников (Приложение № 1, педагогов и родителей ДОУ.
2. Сформированные начальные представления о строении тела человека и правилах сохранения и укрепления здоровья у детей.
3. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье. Повышение заинтересованности родителей данной проблемой, через активное участие в мероприятиях ДОУ.
4. Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности.
5. Улучшение материально-технической базы ДОУ, оснащение его методической литературой, физкультурным оборудованием, пособиями по здоровьесбережению.
Заключение
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний и представлений в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья.
Благодаря активному участию в физкультурных мероприятиях ДОУ у родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, через консультации, родительские уголки родители получали информацию рекомендации, советы о здоровье для практического использования в повседневной жизни.
Таким образом, экспериментально установлено, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Перспектива развития проекта:
Проект «Школа здоровячка» является результатом творческой деятельности педагогического коллектива детского сада, детей, родителей. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношений ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми по реализации проекта.
Главным в реализации проекта было помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Данный проект планируется представить на муниципальном уровне с целью обмена опытом. А также проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М. : Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. - М. : АРКТИ, 2000, С-88.
3. Кудрявцев В. Г., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М. : Линка – Пресс, 2000.- 84с.
4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.
5. Чупаха И. В., Пужаева Е. З. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – М. :Илекса, Народное образование,2003.-400с.
https://cloud.mail.ru/public/4vLu/276bfriks