Наталья Луневская
Проект «Северное сияние»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Темочки:
- Животные севера. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Поэтому нами разработан проектдля детей 3-7 лет «Северное сияние». Проект разработанв силу особой актуальности проблемы в развитии личностного потенциала подрастающего поколения в историко-культурной и природной среде, в патриотическом воспитании.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Наш современник академик Д. С. Лихачё в отмечал: - «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Нам, живущим на земле Ямала, стыдно не интересоваться его историей, народами, живущими здесь испокон веков и культурой, созданной этими народами.
Проблема.
Проблема заключается в том, что:
- дети практически не проявляют интерес к истории родного края, его природным и человеческим ресурсам;
- они не знают традиций, культурной самобытности народов Севера;
- у воспитанников не систематические знания о городе Муравленко и Ямале: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в регионе.
- в настоящее время большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию у ребенка чувства любви к своему региону, интересу к его истории и культуре.
Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к формированию у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре Ямала и к воспитанию чувства любви к своему региону, на основе разнообразных форм работы.
Задачи:
пополнение знаний воспитанников о городе Муравленко и Ямале: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вред и польза, экологической ситуации в регионе;
развитие у детей любви и бережного отношения к родному городу, родному Ямалу;
воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на ямальской земле; чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к Ямалу;
воспитание заботливого и бережного отношения к использованию природных ресурсов родного Ямала;
показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов, охотников, рыболовов, сохранять историю родного края, язык;
воспитание интереса к народному творчеству, любви к ручному труду, осознанного отношения к традициям своего народа;
создание условий для развития эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации каждого ребенка;
повышение уровня активности и вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
Период реализации проекта :
I этап -аналитический (май – август)
Задача этапа: анализ ситуации, определение основных целей; определение представлений детей о городе Муравленко, Ямале: жителях, растительном и животном мире.
II этап - организационный (август – сентябрь)
Задача этапа:
1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с городом Муравленко, Ямалом.
2. Разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению детей с родным городом, Ямалом, привлечение родителей к предстоящей работе.
II этап - практический ( учебный год: сентябрь - май)
Задача этапа: формирование знаний детей о неповторимости Ямальского края, особенностях жизни и быта оленеводов, воспитания чувства патриотизма.
IV этап - итоговый (май)
Задача этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Тип проекта :
- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги ДОУ, сотрудники интерната КНМС);
- по времени – долгосрочный (в течение года);
- по целевой установке – познавательно-информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).
Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатели, специалисты ДОУ, сотрудники интерната КНМС (воспитатели, директор, дети интерната.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня знаний детей к истории родного города и Ямала;
- формирование представлений о трудовых династиях, об особенностях труда оленеводов, охотников и рыболовов;
- формирование бережного отношения к неповторимой красоте родного края, его растительному и животному миру;
- повышение интересадетей к художественному и литературному творчеству народов Ямала, народным играм, художественным произведениям, отражающими жизнь и быт оленеводов, охотников и рыболовов;
- умение использовать приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;
- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями;
- презентация проекта в конце учебного года (апрель – май).
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиасредствами;
- умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2005. - 160с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (старшая и подготовительная группа). – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.
3. Ёлкина Н. В. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.
4. Лапцуй Л. В. Тундра: Стихи и поэма: Пер. с ненец. — М. : Сов. писатель, 1970.— 71 с.
5. Лапцуй Л. В. Рассказы о Ямале. – Тюмень: Кн. изд-во, 1962.
6. Лапцуй Л. В. Мой край: [Стихи]. – Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1973.— 56 с.
7. Набор открыток «Ненецкие орнаменты»
8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
9. Папка картинок «Национальная одежда народов»Рандин В. А. Орнаменты: Долганы. Нганасаны. Ненцы: [Альбом] / В. А. Рандин 55,[1] с. в основном ил., цв. ил. 22x29 см. – Санкт-Петербург. : Просвещение, 1992.
10. Птицы тундры: познавательная серия «Почемучкам обо всем на свете», №3, 2013.
11. Ширяев В. Л. Мы на северной сторонушке живем. Методическое пособие, 1997.
12. Ширяев В. Л. России Север – дальний край земли, 2000.