Юлия Кичук
Проект «Сенсорные игры в развитии детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сенсорные игры в развитии детей среднего возраста»
Воспитатель
Кичук Юлия Михайловна
Вид проекта : познавательно информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1.09.2020 – 30.09.2020)
Участники: воспитатель, дети средней группы, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Сенсорные игры в развитии детей среднего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей среднего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Описание проекта
Формирование сенсорных эталонов :
• цвет
• форма
• величина
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Задачи:
Образовательные: развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; формировать у детей зрительные способы обследования предметов; учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб); развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные: воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие : развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, работы:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей :
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап:
Информационно-аналитический (подготовительный)
Включает: повышение уровня профессиональной компетентности; определение объема материала, который будет адресован детям; планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
Реализация: изучение специализированной литературы; изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков : «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»; оборудование «дидактического стола»; изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей; подбор заданий и проведение диагностическое наблюдение; по результатам наблюдений подобрать систему игр и упражнений; разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, вкус); анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап:
Творческий (основной)
Включает: изготовление игр на развитие сенсорики и моторики; оформление стендов для родителей по теме проекта; консультации для родителей.
Реализация: приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру; знакомство детей с дидактическим материалом и играми; проведение дидактических игр и игр-занятий; исследовательская деятельность детей;
III этап:
Заключительный
Включает: подведение итогов
Реализация: повторное диагностическое наблюдение детей; проведение заключительного занятия; самооценка, выводы. результаты проекта : в ходе проекта предполагается создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробировать дидактические игры; у детей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию; родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика –пазлы мелкая;
-Лотто «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
В ходе проекта с помощью родителей и детей организован конкурс : «Лучшая игра по сенсорному развитию». Изготовлены и приобретены игры.
Оценка конкурса осуществлялась по следующим критериям
• эстетичность, безопасность;
• динамичность, мобильность и многофункциональность.
• обеспечение активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• обогащение сенсорного опыта детей ( включая органы чувств: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус);
Практическая значимость проекта
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей; дополнение системы дидактическими играми и материалами; продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию