Ксения Матренцева
Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первомайский ЦО» отделение дошкольного образования
Проект
«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Воспитатель:
Матренцева
Ксения Дмитриевна
2020-2021
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Одно из ключевых направлений нашей деятельности в соответствии с требованиями ФГОС – социализация детей. Каким же образом возможно осуществление социализации детей младшего возраста в условиях детского сада?
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Актуальность
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом : мыслительной деятельностью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Цель: - формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
Перспективный план работы
Месяц Занятие Цель Оборудование, материалы
СЕНТЯБРЬ Мониторинг Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.
ОКТЯБРЬ 1.«Назови геометрическую фигуру». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник
2.«Пересыпание ложкой». Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Горох, ложки, глубокие емкости.
3. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.
4.«Сортировка».
Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. Шары разного цвета.
НОЯБРЬ 1.«Найди предмет такой же формы».
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры Дидактическая игра «Геометрическое лото»
2. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.
Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.
3.«Шумящие коробочки».
Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки.
4.«Огоньки ночью».
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.
ДЕКАБРЬ 1.«Волшебный поднос».
Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.
2.«Шарики»
Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.
Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме».
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)
Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
ЯНВАРЬ 1. «Кто скорее соберет игрушки».
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.
3. «Золушка».
Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
ФЕВРАЛЬ 1. «Воздушные шары».
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
Дидактическая игра «Воздушные шары».
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук.
Грецкие орехи.
3. Окрашивание воды.
Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .
Вода в прозрачных емкостях, краски
светлых и темных оттенков.
4. «Поможем зайке разложить игрушки».
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
Игрушки: зайцы, сенсорный куб с
геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.
МАРТ 1. «Ткани».
Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Строим башню».
Обучение соотнесению по величине четырех предметов.
Строительный материал: кубики.
3. «Что лежит в мешочке?».
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
4. «Подбери петушку перышко»
Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.
Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
АПРЕЛЬ 1. «Сделаем куклам бусы».
Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.
2. «Спрячь мышку».
Закреплять у детей представления о шести цветах.
Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук.
Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Деревянные кубики.
МАЙ Мониторинг Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.