Ирина Анохина
Проект «Сенсорное развитие детей 5–7 лет»
▼ Скачать
Проект "Сенсорное развитие детей 5-7 лет"
АКТУАЛЬНОСТЬ
Опираясь на собственные наблюдения, полученные в результате опыта работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к заключению, что современный дошкольник характеризуется недостаточным уровнем сенсорного развития, то есть не всегда имеет полное представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, слухе, вкусе и качестве. Данный факт не позволяет ребенку дошкольного возраста иметь достаточный уровень сенсорного развития, а значит и подготовки его к обучению в школе.
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей 5–7 лет“» размещена в разделах
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно : с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому и образовательный процесс, и коррекционно – развивающая деятельность педагогов невозможна без опоры на полноценное восприятие предметов
Таким образом, сенсорное воспитание в виду своей значимости в развитии познавательной сферы дошкольников должно являться неотъемлемой частью воспитательного процесса. Работа по сенсорному воспитанию и развитию воспитанников дошкольного возраста актуальна, так как именно это направление помогает педагогам расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения и создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, а значит полноценно готовить воспитанников к обучению в школе.
Результаты обследования детей с ТНР свидетельствуют о том, что 20% из них имеют сенсомоторные нарушения : они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, обозначении этих свойств словом; отмечается низкий уровень слухового, зрительного восприятия, поведенческие расстройства, что приводит к сложностям в овладении программой.
Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности дошкольников.
Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда позволяет достичь достаточного уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного воздействия на психику ребенка дошкольного возраста.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по сенсомоторному развитию, необходимо привлечение дополнительных инновационных технологий, таких, например, как Монтессори-педагогика, а также специально организованное сенсорное развивающее пространство.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, позволяет говорить об уникальности и ценности такого пространства для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Особую актуальность приобретает его использование в практике работы с дошкольниками с ТНР.
Учитывая взаимосвязь развития сенсорных функций и речи, можно предполо-жить, что у дошкольников с ТНР будет иметь место качественное своеобразие зрительного, слухового, обонятельного и осязательного восприятия посредством развития сенсорных способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие сенсорных способностей детей
ЗАДАЧИ:
-формировать систему представлений о качествах окружающих предметов, их
разнообразии;
-обеспечивать усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины,
вкуса, обоняния, слуха (фонематический слух, времени (секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето,пространственных представлений
(вверх, вниз, право, влево и т. д., осязания);
– сформировать навыки самостоятельной предметно-познавательной
деятельности;
– развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
– совершенствовать движения рук;
– развивать психические познавательные процессы:
* внимание;
* логическое мышление (умение сравнивать, анализировать);
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей
-способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
Ожидаемый результат:
Повышение уровня сенсорного и речевого развития детей.
Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с ТНР на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств.
Обогащение сенсорной развивающей среды посредством реализации системы взаимодействия с родителями.
Открытие, совестно с родителями, для детей новых возможностей в познании мира.
Укрепление детско-родительских отношений в ходе реализации совместных
мероприятий
Сроки проекта :
сентябрь – май
Участники проекта :
дети, воспитатели, родители.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом
индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности
ребенка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о эмоциональном благополучии.
Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность
направленности образовательной деятельности.
Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Принцип координации – деятельность педагога согласована с деятельностью
специалистов ДОУ.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраи
вается в соответствии и с учетом возраста и зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского
сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают
их всемье.
Основные методы и формы работы с детьми
Сенсорное воспитание и развитие детей осуществляется :
– в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.
– в играх с природным, бросовым материалом и тканью;
– в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;
-в опытно – экспериментальной деятельности;
– в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;
– в образовательной деятельности
по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения,
по формированию элементарных математических представлений,
по музыкальному и физическому воспитанию.
Работа по обогащению сенсорной развивающей среды.
-дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей;
-повышать уровень педагогической компетентности родителей по
формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
-оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития
сенсорных способностей детей.
-разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по
сенсорному развитию.
-виртуальные консультации для родителей
– мастер- классы для родителей.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
Знакомство с темой проекта;
Повышение уровня профессиональной компетентности (изучение литературы по данной теме);
Выявление проблемы, цели, задачи; Проведение педагогической диагностики определения уровня развития
сенсорных процессов у детей;
Составление перспективного плана работы;
Создание условий для эффективного использования игр;
Подбор дидактического материала и игр
Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии (анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии).
II этап: творческий (основной)
изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
мастер - класс для родителей по теме проекта;
консультации для родителей.
приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков;
проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?». Консультации, беседы, совместные игры.
виртуальные консультации для родителей.
Мастер - классы для родителей.
сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного
отношения к окружающему миру;
знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
проведение дидактических игр и упражнений;
опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
Подведение итогов: итоговая диагностика
Проведение родительского собрания по теме проекта;
Выставка развивающих игрушек-самоделок «Умная игрушка своими руками»;
Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете
-диагностика детей;
-выводы.