альфира афтахова
Проект «Сенсорное развитие детей 2–3 лет. Игры, сделанные своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка» : развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей 2–3 лет, Игры, сделанные своими руками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Тип проекта : познавательно - игровой
По количеству участников: групповой
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети раннего возраста, родители.
Планируемые результаты:
Для детей :
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).
Для педагогов:
Конспекты занятий.
Сценарии досугов.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Консультации для родителей и педагогов.
Для родителей:
Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей. Изготовление дидактических игр и пособий.
Актуальность проекта.
Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование познавательно - сенсорной активности детей 2-3 лет, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию, изготовленных своими руками.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно - пространственной среды.
3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Презентация проекта :
Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками, на развитие сенсорных навыков.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
Анкетирование педагогов «Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей»;
Диагностика сенсорного развития детей в группе;
Анкетирование родителей;
Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие
Игра «Передай мяч» (большой, средний, маленький; красный) - учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
«Разноцветные клубочки» - развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка - водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
Познавательное развитие
Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т. д.
Дидактические игры с малышами :
Для зрительного восприятия
Цвет: Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Д/и «Оденем кукол». Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
Д/и «Разноцветные шары».
Форма: Д/и «Что бывает такой формы». Закрепление знания и названий геометрических фигур.
Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
Д/и «Геометрическое лото». Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
Д/и «Круг, квадрат».
Величина: Д/и «Пирамидка». Формирование понятий большой —
маленький.
Д/и «Матрешка». Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
Д/и «Большой – маленький». Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Д/и «Угости зайчика».
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) : «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т. д.
Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
Мозаика: настольная и напольная.
Игры с прищепками
Игры с блоками Дьенеша.
Настольно-печатные дидактические игры.
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
Г. Балл "Желтячок" и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
Игра «Гром и дождик». Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету». Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Игра «Украсим ковер для бабушки». Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
Игра "Укрась варежки". Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
Рисование разноцветных дорожек
Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
Физическое развитие
Подвижная игра «Листопад». Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
Подвижная игра «Поедем в лес». Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
Подвижная игра «Снег кружится». Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Подвижная игра «Ладушки-оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счё т: «Раз-два».
Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка в жизни ребенка».
Мастер - класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Анализ результатов проекта :
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер- класс по изготовлению дидактических игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.