Горбатенко Татьяна Николаевна
Проект «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развитие речи детей с элементами формирования элементарных математических представлений
Тема «К нам пришла Весна»
Воспитатель Горбатенко Т. Н.
Алейск 2017
Образовательные задачи:
Обучающие: Ознакомление с операцией удаления части из множества. Подготовка к усвоению сущности арифметического действия вычитания. Совершенствование умения сравнивать длину предметов методом наложения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: самый длинный, длиннее, короче, самый короткий. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Закрепление временных представлений.
Публикация «Проект „Семья“» размещена в разделах
Развивающие: Развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование и материал: Магнитная доска, рисунок вазы с ветками вербы, картонные коричневые полоски; материалы для изготовления коллажа; изображения подснежников; рабочие тетради по числу детей и цветные карандаши; картинки с животными (майский жук, грач, зайчонок, щенок, паучок); карточка с цифрой «0».
Предварительная работа: Деление целого на части в игровой и совместной деятельности. Разучивание стихотворения «Верба» Е. Благининой и подвижного упражнения «Клен».
Ход занятия
1. Организационный момент.
? Сегодня будем учиться сравнивать предметы по количеству, поговорим о весне, будем сравнивать полоски бумаги по длине и геометрические формы по величине.
? Какое время года наступило?
? Посмотрите, я нарисовала веточку вербы.
(Педагог читает стихотворение Е. Благининой.)
Сиянье, плески щебет во дворе.
А верба вся в пушистом серебре:
Вот - вот сорвутся, да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь - как нежны
Доверчивые первенцы весны!
? Посмотрите, как верба распушилась! Обрадовалась весеннему солнышку! И ветки у вербы разной длины, есть длиннее, есть короче (показ педагогом). У вас на столах лежат веточки вербы – коричневые полоски бумаги. Сколько полосок? Посчитайте.
? Вам задание: сравните ветки по длине. Как можем узнать какая из веток самая длинная?
? Разложите ветки по порядку на столе в ряд, начиная с самой длинной до самой короткой.
? Какая по длине первая ветка?
? Какая по длине четвертая ветка?
? Расскажи, как разложили ветки по длине.
? Сравни по длине вторую ветку и четвертую.
? Итак, чтобы сравнить предметы по длине, надо наложить одну на другой так, чтобы начало предметов совпадало, а конец предмета был виден на противоположной стороне.
? Положите полоски в тарелку и посчитайте тихо.
2. Коллективная работа над коллажем «Весна».
? Продолжаем говорить о весне. Посмотрим как умеете ориентироваться в пространстве. Мне нужен один помощник. Слушайте внимательно задание. Я читаю стихотворение о весне, а ты прикрепляешь картинки и геометрические фигуры в соответствие с текстом. Остальные дети будьте готовы помочь.
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!
(Стюарт Е.)
? Вот какая красивая весенняя картина получилась!
? Скажите, где находится солнышко?
? А где находится крыша? Какой формы крыша?
? Где находятся сосульки? Сколько сосулек? Какой они формы?
? Где находится снеговик? Из каких геометрических фигур составлен снеговик? Сколько всего кругов?
? Где расположен подснежник? Сколько подснежников?
3. Упражнение «Разноцветные подснежники».
(Педагог предлагает детям сесть за столики и размещает на магнитной доске перед ними в свободном порядке изображения подснежников белого, желтого и голубого цветов).
? Сколько подснежников выросло на полянке в лесу? Сосчитайте.
? Сколько белых подснежников?
? Сколько желтых подснежников?
? Сколько голубых подснежников?
? Что можно сказать о количестве белых, желтых и голубых подснежников?
(Педагог убирает изображения белых подснежников.)
? Что теперь можно сказать об общем количестве подснежников?
? Почему их стало меньше?
? Сколько всего подснежников осталось на полянке? Посчитайте.
? Сначала было всего девять подснежников. Я сорвала три подснежника. Осталось шесть подснежников. Можно сделать вывод: если из группы предметов убрать одну часть предметов, то группа уменьшится.
(Педагог убирает три желтых подснежника.)
? Что теперь можно сказать о количестве подснежников на полянке? Их стало больше или меньше?
? Почему?
? Сколько осталось подснежников?
? Какой вывод можно сделать?
(Педагог убирает оставшиеся подснежники.)
? Что теперь вы можете сказать о количестве подснежников?
? Какой цифрой это можно обозначить?
(Педагог помещает карточку с цифрой «0» на магнитную доску.)
4. Упражнение «Клен».
За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки. (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)
Прислонился он к окошку. (4 прыжка)
И едва растает снег, (Наклоны влево-вправо)
Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу)
Клен протянет раньше всех. (Протягивают друг другу правые ручки — рукопожатие)
(М. Клокова)
5. Работа в тетради. Упражнение «Сколько лапок?». Соотнесение числа и цифры. Развитие тонкой моторики.
(Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и цветные карандаши.)
? Весной к нам возвращаются перелетные птицы, у диких и домашних животных появляются детеныши. Просыпаются насекомые и пауки. Кого нарисовал для вас художник?
? Раскрасьте их правильно. Вам помогут картинки.
(Педагог помещает на магнитную доску картинки с животными. Дети выполняют задание.)
? Сосчитайте у каждого из них лапки и соедините изображение птицы, детеныша животного, насекомого или паука с цифрой, соответствующей количеству лапок у него.
(Дети выполняют задание.)
? Расскажите как вы выполнили задание.
1-й ребенок. У грача две лапки. Я соединил его с цифрой «два».
2-й ребенок. У паучка восемь лапок. Я соединил с цифрой «восемь».
3-й ребенок. У щенка четыре лапки. Я соединил с цифрой «четыре».
4-й ребенок. У зайчонка тоже четыре лапки. Я тоже соединила его с цифрой «четыре».
5-й ребенок. А у жука шесть лапок. Я соединил с цифрой «шесть».
? Проверьте, правильно ли вы все выполнили задание.
(Дети проверяют себя. Педагог собирает тетради.)
6. Игра «Когда это бывает?». Закрепление временных представлений о временах года. Развитие речевого слуха.
(Дети сидят за столами, педагог читает стихотворение В. Данько «Листики проснулись», предложив внимательно послушать и подсказать последнее слово.)
Педагог. Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
? После какого времени года наступает весна?
? Какое время года бывает между весной и осенью?
? Какое время года наступает после осени?
7. Организация окончания занятия.
? О каком времени года сегодня говорили?
? Что мы делали с веточками?
? Какое задание вам понравилось больше всего?
? Какое задание было самым трудным?