Кудряшова Светлана
Проект «Семейные истории»
▼ Скачать +Заказ
Содержание.
1 Актуальность проекта.
2 Цели и задачи.
3 Сведение о проекте.
4 План проекта.
5 Дидактический материал.
6 Художественная литература.
7 Ожидаемый результат.
8 Приложение№1 (Беседы, досуг, образовательная деятельность).
9 Приложение№2 (Фотографии).
10 Приложение№3 Работа с родителями. «Семейная история».
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Семейные истории“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи с этим возникла необходимость в разработке данного проекта.
Цель проекта
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях;
Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи проекта
1. Развитие у детей интереса к семейным традициям, реликвиям;
2. Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи;
3. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми и педагогами;
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Сведение о проекте
Вид проекта : поисково- творческий;
Участники проекта : Дети, родители, воспитатель старшей группы Кудряшова С. А.
План проекта
Подготовительный: «Сбор сведений»
Включает в себя подбор художественной, научно-популярной литературы по данной теме для совместного чтения с детьми. Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов на данную тему. Беседы на темы: «Я и семья», «Права и обязанности в нашей семье». О. Д. «МОЯ СЕМЬЯ».
Анализ и оценка полученных результатов: Работа с родителями: «Мои семейные ценности и традиции».
Данный этап подразумевает анализ проделанной работы и соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
Ожидаемый результат
Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей в воспитании своих детей и во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В последнее время много говорят о традициях. Это и слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые. Изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Беседа на тему «Моя семья»
Программное содержание: Знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
Дети стоят в кругу, у воспитателя клубок ниток. Воспитатель держит нитку рукой, говорит комплимент рядом стоящему ребенку и передает ему клубок. Тот соответственно передает клубок другому, говоря ему комплимент и так до тех пор пока клубок не окажется в руках у воспитателя. Нитки клубка образуют замкнутый круг. Смотрите, ребята у нас с вами получился круг, на что он похож (отсветы детей) Да ребята на солнышко, которое собрало нас в круг, и теперь мы можем с вами сказать мы сплоченная дружная семья. И разговор у нас с вами сегодня будет о семье. Давайте тихонечко сядем на свои места.
У каждого человека должна быть семья. Почему люди стали жить семьями, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живете в семье. Кто хочет рассказать о своих близких? (рассказы по фотографиям). Как ваши родные заботятся о вас? (рассказы детей)
Кто на свете всех милее? Кто на свете всех добрее?
Да, ребята, мама и всех добрее и милее. Когда мама рядом, становится теплее и светлее. Не зря говорят, что при солнышке – тепло, а при матери – добро.
А теперь послушайте стихотворение Михаила Танича «О бабушке»
Если бабушка сказала:
То не трогай! То не смей!
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед.
Сами вымыли посуду –
И с тех пор посуды нет!
Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они вырастили и воспитали ваших родителей, а теперь помогают растить вас. Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с праздником, говорить им добрые слова, что вы их любите.
А у кого есть братья и сестры? Как вы с ними живете? (рассказы детей) Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками.
Ваша помощь, ребята, просто необходима вашим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям. Чем больше вы им будите помогать, заботиться о них, не огорчать, тем дольше они будут здоровыми, красивыми, молодыми, они будут любить вас такими, какие вы есть
Любили тебя без особых причин,
За то, что ты – внук
За то, что ты – сын
За то, что малыш
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
В. Берестова
А сейчас давайте поиграем в игру «Едем на дачу» У многих бабушек, да и у ваших родителей наверное есть дачи, а ездите туда? А на чем можно доехать на дачу, в сад или огород? (ответы детей) А мы с вами поедем на машине, автобусе, электричке или мотоцикле. Кого вы хотите взять на дачу, если на мотоцикле можно взять 1 человека, на автобус – 4; на машину -3, на электричку – 5 (ответы детей)
Ребята, относитесь к своим родным так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам и тогда ваша семья всегда будет дружной.
БЕСЕДА
Тема: «Поговорим о наших правах и обязанностях».
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
• Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
• Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
• Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
(Воспитатель предлагает детям прослушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка», ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни).
Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Ответы детей).
Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово «Семья» вот так: «Семь –я!»
Воспитатель: Как вы думаете. Что это значит? (Ответы детей)
Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословицы) .
1. «Родительское сердце - в детках».
2. «Дети не в тягость, а в радость».
3. «Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей)
Воспитатель: Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого дружная семья.
«Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит.
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – Хорошая семья!»
Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека.
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Права детей записаны в специальном документе –
«Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством.
В хорошей и дружной семье все помогают друг другу,
заботятся о членах семьи.
Расскажите, как ваши мамы и папы заботятся о вас?
А у вас есть постоянные обязанности дома?
(ответы детей)
Игра «Наши добрые дела»
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги, и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог).
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель: Да. Помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.
(Рассуждения детей)
Игра: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются местами.
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. Каждая семья это маленькая страна и как у каждой страны есть символ, так и у ваших семей есть свой символ. И сейчас я предлагаю вам символы ваших семей. Кто хочет рассказать, что он означает.
Дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными.
Воспитатель: Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают!
Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Проведение семейного досуга.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности: Досуг.
Возрастная группа: Старшая.
Тема: «Семья»
Цель: Развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств детей. Организация совместного досуга родителей и детей. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи.
Программное содержание: Обучающие задачи: Познакомить с одной из форм работы с родителями.
Развивающие задачи: Развивать творческие способности детей, фантазию, эмоциональную сферу.
Воспитательные задачи: Воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу.
Форма проведения: конкурсная программа.
Представление семейных команд – участниц.
Воспитатель: Семей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет :
У каждой есть особое, свое,
И нет других, похожих на нее.
Воспитатель: А что думают наши дети о своих семьях? (Дети читают стихи).
1. Семья – это мама,
Семья – это я,
Папа, бабуля,
Мой брат и сестра,
Дедушки, тети –
Все это, друзья,
Семь раз повторяется
В слове СЕМЬЯ!
2. Много пап и мам на свете,
Всей душой их любят дети.
Только есть средь них одни –
Всех дороже мне они.
Кто они? Отвечу я:
МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ!
3. Мне хорошо в моей семье,
Живем мы дружно и с любовью.
Мне мама с папой снятся и во сне,
И садиком своим я от души доволен.
4. Семья – как жажда истины,
Как право есть и пить.
Я призываю всех вокруг
Семью свою любить.
5. Сегодня конкурс непростой:
Раскроем мы свои таланты.
Семья моя всегда со мной,
И будет все у нас в порядке!
Воспитатель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз рассказать всем, какие дружные семьи у наших ребят. А чтобы это подтвердить, мы проведем несколько конкурсов. Предлагаю небольшую разминку для родителей. Ну а вы, ребята, надеюсь, не оставите своих мам и пап и поможете им.
Задание№1Перед вами лежит листок с заданием, вы должны по двум ключевым словам вспомнить всю пословицу. (“Труд – рыбка”, Кататься – саночки”, “Отрежь – отмерь”, “Сделал – гуляй” и т. д.).
Задание№2 Следующий конкурс поможет определить, кто самый ловкий среди родителей и среди детей. На середине на ковер кладутся игрушки (на одну меньше, чем принимающих участие в конкурсе игроков). Под музыку все конкурсанты двигаются по кругу, по окончании музыки необходимо быстро взять игрушку. Из игры выбывает тот, коку игрушки не хватило.
( Игра проводится в два этапа: для детей; для родителей)
Воспитатель: И в двадцать лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
В каждой семье есть свои интересы, свои традиции. И сейчас мы попросим конкурсантов нарисовать то, чем вы больше всего любите вместе заниматься в свободное время. А затем остальные семьи попробуют, что изображено на других рисунках.
Задание№3 А сейчас я предлагаю вам несколько необычный конкурс. Он называется “Вопрос – ответ”. Я буду задавать вопрос, а ответ на него вы найдете в нашей “волшебной шляпе”.
Вопросы:
• Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?
• Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?
• Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?
• Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?
• Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?
Ответы:
• Хлопаем в ладоши.
• Просим помощи у соседа.
• Убегаем из дома.
• Танцуем и поем.
• Быстро собираемся и едем в гости к бабушке.
Задание№5 И последнее задание было дано нашим конкурсантам на дом. В каждой семье есть праздники, которые принято отмечать за общим столом, когда готовятся обычно какие-то традиционные блюда, любимые всеми. Мы просили приготовить их наших конкурсантов. Сейчас они их представят и продемонстрируют. (Каждая семья представляет своё любимое блюдо).
Конспект образовательной деятельности.
Образовательная область: «Социализация»
Вид деятельности: Непосредственно-образовательная
Возраст группы: Старшая
Тема: «Моя Семья»
Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
• познакомить детей с понятием «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи;
• воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботится о них;
• обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия; развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.
Оборудование и материалы: иллюстрации по теме, фотоальбомы, магнитофон, альбомные листы, упаковки карандашей по количеству детей, мольберт с магнитами, полоски разной величины и цвета.
Предварительная работа: составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили на телестудию, на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем места. Дети и воспитатель входят в зал, воспитатель рассаживает детей на стулья.
Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая, Светлана Александровна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята группы «Семицветик» детского сада №1. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут … (имя и фамилия)
Воспитатель: Благодарю всех участников передачи. А теперь давайте поговорим. Ребята, знаете ли вы, что такое семья?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Правильно. У каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге. Ребята, давайте для наших телезрителей покажем разминку про семью. (Проводится физминутка).
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (Загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Давайте с вами поиграем в игру.
«На пригорке».
На пригорке - три избушки (смотрим в «бинокль»)
Что за чудо - деревушка (руки в стороны, пожимаем плечами)
Зреют яблочки в саду (потянуться вверх на носочках)
Утки плавают в пруду (покружиться вразвалочку)
Коровы травку жуют (показать «рожки»)
Петушки вовсю поют (встать на одну ногу, «хлопать крыльями»)
Дед и баба там живут (поочерёдно подпирать щёки)
Сидят, внуков в гости ждут (призывают ладонями к себе)
Через речку брошен мостик (руки полочкой перед собой)
Мы идём с тобою в гости (шагаем)
Воспитатель: Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто-то из вас похож на маму, кто-то на папу, а кто-то на бабушку или тётю. И давайте послушаем несколько рассказов «НА кого я похож».
Дети: послушаем (рассказы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так интересно рассказывали о своей семье, что и мне захотелось рассказать о своей. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа Александр Васильевич. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама –Анна Васильевна, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, зелёная, это мой брат Серёжа. А самая короткая ниточка, жёлтая-это я. Вот такая у нас дружная семья. Ребята, а кто –нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек (спрашиваю 2 человека)
Воспитатель: Спасибо большое нашим героям за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно. А теперь давайте поиграем
Игра «А ты мне кто?».
(Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я–бабушка.)
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них. Время нашей передачи подошло к концу. И чтобы сделать приятное своей семье мы нарисуем портрет который называется «Моя семья».
(Под лёгкую музыку дети рисуют портрет. В конце проводится выставка).
Семейная реликвия
Семейная реликвия – это предмет, который передается из поколения в поколение. Имеет свою историю и иногда является «талисманом» для всей семьи.
В нашей семье то же есть такой предмет он сравнительно молодой - это копия первого деревянного стетоскопа. Стетоскоп – это трубка в виде тонкого полого цилиндра с вогнутой раковиной для уха. Он был изобретен в 1816 году и предназначался для прослушивания внутренних органов пациента.
Нашей семье его подарила наша бабушка Евгения Ивановна. Она была детским врачом - педиатром. Когда бабушка закончила Донецкий государственный институт им. М. Горького, на вручении дипломов студентам дарили деревянные стетоскопы. Так он попал к нашей бабушке. Долгое время на Украине его бережно хранила прабабушка Аня. После того как бабушка Женя вышла на пенсию её мама передала ей стетоскоп и вырезки из газет в который писали про мою бабушку. А когда мне, исполнилось два года, моя бабушка подарила мне стетоскоп. Она хотела, что бы я выбрала в будущем профессию врача.
Я не знаю кем я стану, но фонендоскоп в память о своей бабушке я буду хранить всегда.
Прадедушкины часы
Почти в каждой семье существуют свои семейные истории, которые связаны либо с предметами, либо просто рассказы дедушек и бабушек. У кого – то есть фотоальбом со старинными фотографиями, который время от времени пролистываем мы со своими детьми, вспоминая родных, изучая их жизнь по фотографиям, бережно расклеенным в альбоме. Кто – то вечерами рассказывает сказку своим детям, которая передается из поколения в поколение и никто уже не помнит автора. В других семьях существуют памятные предметы хранимые семьей и передаваемые из поколения в поколения.
В нашей семье таким предметом являются старинные часы, которым уже около семидесяти лет! Мой сын Саша очень любит смотреть на эти часы, которые, кстати, еще идут. Он говорит, что они отличаются от современных часов. Саша восхищается прадедушкиными часами.
Сашенька любит слушать истории про своего прадедушку. К сожалению нам не известна история появления этих часов в нашей семье, они перешли мне по наследству от моих мамы и папы, а они в свою очередь получили их от моего дедушки Авраменко Петра Яковлевича.
Мы бережно относимся к наше семейной реликвии и передадим ее Саше, а он своим детям и так далее. Наша семья верит, что часы хранят тепло и уют в нашей семье и мудрость предков путешествует из поколения в поколение нашей семьи.
Еще одна судьба солдата.
Мой отец, Мухин Анатолий Петрович, учился в С- Петербурге на педагога. Но из-за того, что трагически погибает его мать, бросил учебу и стал заботиться о младших брате и сестре, которых вскоре взяли в детский дом, а он ушел служить в армию. Отслужив три года, началась война, и он ушел на фронт.
Дойдя до станицы Ахтари, полк остановился на углу дома, где жила девушка, с которой он познакомился и полюбил. Эта любовь помогала ему в тяжелое военное время.
Патриот своей Родины, с ненавистью к врагу он прошел всю войну и дошел до Берлина. Свои душевные переживание отец отражал в своих стихах и посылал своей любимой.
Он был артиллеристом, а его брат танкистом. Какая радость была, когда при передвижении войск, они встретились. Пройдя всю войну, он не был ранен.
Отец говорил, что войну нужно читать. Даже при обстреле, прикрывая друга, пуля не попала в него.
И брат, и он прошли войну до Берлина. Не получили не одной царапины.
Два брата были сиротами и Господь Бог им помогал.
После войны отец работал на судоверфи. Строил дома, делал железные заборы, плотничал, в общем, был на все руки мастер, а главное преданным делу коммунистом и своей партии.
Судоверфь
Наша семья и дом, который построил мой отец и муж
Трудовой коллектив
Парад
Умер мой папа в мирное время, как и его брат в 57 лет сердце, видимо не выдержало перенесенных испытаний и ударов судьбы.