Исайкина Галина
Проект «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Семейные традиции»
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые. Изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Публикация «Проект „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, испанцы, украинцы, татары, армяне и т. д. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
В детском саду на занятиях окружающего мира, мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.
Когда меня спросили, есть ли у нас в семье традиции, я задумалась. У меня возникли вопросы:
• Что такое семейные традиции?
• Есть ли традиции в моей семье?
• Какое значение имеют традиции в моей семье?
• Действительно ли традиции могут сделать семью крепче?
Цель моей работы: Выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Задачи: узнать
1) что такое семейные традиции;
2) какие традиции есть в моей семье;
3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что: хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.
Получить ответы на вопросы мне помогли методы исследования: наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.
Основная часть
Что же такое семейные традиции?
В одной из статей я прочитала: «Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.
В статье я нашла ещё и такое определение: «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение».
Если так, то я могу с уверенностью сказать, что традиции – это верные спутники нашей семьи, они тесно переплетаются со всеми событиями нашей жизни.
Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества.
Семья собирается за столом в семейные праздники, все дарят друг другу смешные подарки на Новый год. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.
Все, что у нас в жизни было доброго, хорошего, веселого, мы связываем с семьей. Мы надолго запоминаем, как ходили с отцом на рыбалку, с дедом на качели. Помним, как с бабушкой пекли пироги, а с мамой выбирали свою первую косметику. Как на майские праздники ездили в гости к родственникам или ходили на каток в новогодние каникулы.
Домашние праздники
Домашние праздники – то, что сплачивает семью, собирая за одним столом представителей всех поколений. Участвуют все: готовят закуски, накрывают стол. Дети очень любят участвовать в подготовке праздника. Традиция семейных воскресных обедов возвращается. Беседы во время совместного обеда, решение общих семейных проблем, общение – это отдых. Человек в окружении родных и друзей чувствует себя в безопасности.
Анкета для родителей «Традиции моей семьи»
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
хорошие 14 чел. 66,6%
отличные 7 чел. 33,3%
нормальные 2 чел. 9,5%
не очень хорошие 0 чел. 0%
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
да 21 чел. 100%
не совсем 0 чел. 0%
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
праздники 9 чел. 42,8%
ужин в кругу семьи 8 чел. 38,1%
поездки 9 чел. 42,8%
всё, многое 6 чел. 28,6%
праздники и поездки 7 чел. 33,3%
не знаю 0 чел. 0%
выезд на природу, просмотр ТV, ужин 8 чел. 38,1%
школьные праздники 12 чел. 57,1%
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно 7 чел. 33,3%
часто 6 чел. 28,6%
как получится 1 чел. 4,7%
когда как 2 чел. 9,4%
редко 2 чел. 9,4%
всегда 7 чел. 33,3%
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
каждый занимается своим делом 0 чел. 0%
всё (всё понемногу, всем, много чем) 11 чел. 52,4%
обсуждаем учёбу 7 чел. 33,3%
занимаемся трудом и ходим летом на участок 2 чел. 9,4%
смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы 7 чел. 33,3%
занимаемся семейно – бытовым трудом 7 чел. 33,3%
делимся впечатлениями 7 чел. 33,3%
смотрим TV передачи 5 чел. 28,6%
общаемся 13 чел. 61,9%
вместе проводим досуг 3 чел. 14,3%
читаем 1 чел. 4,7%
шутим, смеёмся 9 чел. 42,8%
отдыхаем 8 чел. 38,1%
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
редко 10 чел. 47,6%
иногда 11 чел. 52,4%
нет 2 чел. 9,4%
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный
Возраст детей: средний дошкольный возраст
Исполнители: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Продолжительность: долгосрочный
Тематическое поле: Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
Актуальность:1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) В МДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у средних дошкольников семейных ценностей.
5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в МДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель: Формирование нравственных и патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта
1 этап-организационно - диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
3 этап - обобщающий (май)
Результат 1) Организовать выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2)Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создать методическую копилку по данной проблеме.
4)Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возрастает уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Презентация проекта Семейная гостиная : «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи.
Обоснование актуальности проблемы
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно- нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственной культуры потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально- исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических и нравственных качеств ребенка. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в МДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому и нравственному воспитанию в полной мере.
Практическая значимость.
- Повышение качества образовательного процесса по духовно- нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по духовно- нравственному воспитанию.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
-Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
- Укрепление связи семьи и МДОУ.
-Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель: Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Гипотезы исследования: предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в МДОУ.
- Воспитание патриотизма и нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях МДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Этапы реализации 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь). Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе разрабатывается паспорт проекта, определяются его цель и основные задачи, участники проекта.
В ходе реализации группового проекта участниками стали воспитанники средней группы, педагоги, родители. Определяется содержание проекта, разрабатывается перспективное планирование по работе с детьми, составляется план взаимодействия с родителями.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводятся занятия по проекту, организуется совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого организуется работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в МДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строится по темам : «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап - обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходит в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной организуются стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
Формы работы с детьми: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в МДОУ; дидактические и сюжетно- ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в краеведческий музей ; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.
Методы и приё мы: 1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения, элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности - метод вопросов
- постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств, сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании, беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения: повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний, метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия
Результативность.
Внедрение проекта обеспечивает оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастает интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появляется желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов МАДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.