Анастасия Ким
Проект «Семейные ценности в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейные ценности в воспитании ребенка»
Форма работы - Родительское собрание
Теоретическое обоснование темы и формы работы с родителями Семейные ценности– это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.
Публикация «Проект „Семейные ценности в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Воспитание ребенка начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Получается, ребенок воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения взрослых. Ведь поведения детей идет по примеру копирования. «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». (В. А. Сухомлинский)
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных возможностях можно судить по устоявшимся ее семейным традициям.
Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к ценностям. Именно в семье ребенок впервые узнает «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семьи складываются представления ребенка о вежливости, внимательности, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Главными семейными ценностями были и остаются воспитание у детей справедливости, любви и уважения к другим, соблюдение семейных традиций, повседневное общение. Семья является первой школой национального воспитания, светлицей нравственных качеств, формирование уважения к языку, народным обычаям. Поскольку родительское собрание – это действенная форма работы педагога с коллективом родителей с целью их организованного ознакомления с методами воспитания детей в домашних условиях.
Образовательная область Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа Средняя группа
Сроки реализации - Краткосрочный
Основа проекта (ФГОС ДО, программы и др. документы) ФГОС ДО, образовательная программа под редакцией Веракса Н. Е. «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014
Цель:
Уточнение и расширение представлений о способах формирования и использования семейных ценностей в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
1. Создать атмосферу активного взаимодействия педагогов и родителей, мотивировать их к взаимосотрудничеству.
2. Актуализировать представления родителей о видах семейных ценностях.
3. Создать условия для обмена семейным опытом между родителями и использовать их образовательный потенциал для обучения и воспитания детей.
4. Разработать памятку
Методическое обеспечение 1. Розова Л. Б. «Семейная педагогика» Ярославль ИПД Ушинкского 2010;
2. И. Н. Баталова «Традиции в моей семье» под ред. : Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – С. 59 – 62.
3. Е. А. Терских «Работа детского сада по формированию семейных ценностей» – 2013. – № 6. – с. 47 – 53.
Материально-техническое обеспечение : Диктофон с записью ответов детей, ноутбук, проектор, мяч, анкеты для родителей, домики из картона красного и синего цвета на каждого родителя, ручки, клубок, шкатулка, крупа, лоскуты ткани.
Ожидаемые результаты
Родители познакомятся с видами семейных ценностей и их будущему использованию.
Этапы реализации
Подготовительный этап
1. Изготовление вместе с детьми приглашений;
2. Подготовка презентации, аудиозаписи детей;
3. Изготовление заготовок домиков для родителей, подготовка памяток, буклетов.
- диагностика
Анкета для родителей. Тема «Семейные традиции»
Цель: Выявление уровня знаний у родителей.
-сбор информации, подготовка необходимого оборудования и материалов:
Анализ анкет, изучение литературы по теме собрания, подготовка материала для проведения родительского собрания
Основной этап
1. - работа с детьми - интервьюирование детей на тему: «Моя семья»
2.- работа с родителями - анкета для родителей
3. Ознакомление с результатами анкетирования
4. Упражнение «Ассоциации»
5. Презентация «Семейные ценности»
6. Викторина
- «Пословицы и поговорки о семье»
- «Родня»
- «Устами младенца»
7. Игра «Семейные традиции»
8. Мастер класс кукла оберег
- оснащение предметно-развивающей среды
Оформление информационно – демонстрационного стенда «Роль семьи в воспитании ребенка»
Завершающий этап
- Рефлексия «Строим дом»
- памятка для родителей.
Конспект проведения родительского собрания
В средней группе
Тема: «Семейные ценности в воспитании ребенка»
Цель:
- Уточнение и расширение представлений родителей о способах формирования и использования семейных ценностей в воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать атмосферу активного взаимодействия педагогов и родителей, мотивировать их к взаимосотрудничеству.
2. Актуализировать представления родителей о видах семейных ценностей.
3. Создать условия для обмена семейным опытом между родителями и использовать их образовательный потенциал для обучения и воспитания детей.
4. Разработать памятку для родителей.
Предварительная работа:
Изготовление вместе с детьми приглашений, анкет для родителей, подготовка презентации, подготовка аудиозаписи детей, изготовление домиков из зеленой и красной бумаги по количеству родителей, рисование детьми вместе с родителями генеалогического древа и выставка работ, подготовка памяток, буклетов.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный материал:
диктофон с записью ответов детей, ноутбук, проектор, клубок, кукла-крупеничка (образец)
- раздаточный материал:
анкеты, ручки, ножницы, домики из синей и красной бумаги по количеству родителей, нитки, иглы, перловая крупа, ткань.
Методическое обеспечение:
План проведения:
1. этап мотивационный
- вступление (притча)
2. этап диагностический
- беседа с родителями на тему: «Семейные ценности», заполнение анкеты.
3. этап основной
1. Упражнение «Ассоциации»
2. Презентация «Семейные ценности»
3. Викторина
- «Пословицы и поговорки о семье»
- «Родня»
- «Устами младенца»
4. Игра «Семейные традиции»
5. Мастер класс кукла оберег
4. этап заключительный
- рефлексия «Строим дом»
- памятка для родителей.
Ход собрания
1. Этап мотивационный
- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы пришли. Я хочу начать наше собрание с небольшой притчи.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в его городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить.
И он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил между ладоней и подумал «спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.» Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладоней и отправился к мудрецу. И спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший?» И тогда мудрец сказал: «Все в твоих руках, человек!» Давайте обсудим эту притчу и сделаем из нее вывод: от нас зависит, какими вырастут наши дети. Как мы будем воспитывать их, какие семейные ценности мы сможем у них сформировать.
2. этап диагностический
- Предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
1. Что Вы понимаете под семейными ценностями?
2. Есть ли у Вас семейные реликвии? (если да, то назовите их).
3. Храните ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Рассматриваете ли вы давние фотографии вместе со своими детьми?
4. Есть ли семейные традиции? (собираться вместе всей семьей, совместные обеды и ужины).
5. Знаете ли Вы своих предков (бабушек, дедушек, других родственников? Рассказываете ли Вы своим детям об их предках?
3. Этап основной
- Семейные ценности – это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
- Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – все то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
- Семья и семейные ценности – это два неразрывных понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи, а семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье.
Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенное любовью и заботой.
Мужчина и женщина создавая семью, привносят в нее каждый свое. И это все вместе образует фундамент отношений, создает атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети.
Семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги.
Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами своих родителей. Папа и мама формируют его картину мира с самой первой встречи с малышом. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей.
1. Упражнение «Ассоциации»
Сейчас я хочу спросить вас, с каким словом ассоциируются у вас слова «семейные ценности»? Я держу нить и передаю клубок, пусть каждый скажет, с каким словом ассоциируются у него семейные ценности, и передаст клубок дальше, не отпуская нить. Вот клубок вернулся ко мне, а мы все как бы связаны одной нитью. Так и семейные ценности связаны между собой.
Итак, мы выяснили, что примеров семейных ценностей очень много – это обширная тема для социальных исследований, но мы остановимся на основных.
2. Презентация
1 слайд
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Владик, братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные.
Семья – это крестная, тети и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Я. Фирсова
2 слайд
Любовь – главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот.
3 слайд
Доверие – важно научиться доверять друг другу и приучать к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить и часто на это уходят многие годы.
4 слайд
Доброта – это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.
5 слайд
Верность – еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего возраста такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.
6 слайд
Взаимопонимание – важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половины и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.
7 слайд
Уважение – выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательство в дела молодых со стороны родителей.
Мы с вами тоже большая и дружная семья. Чтобы наша встреча прошла в атмосфере дружбы и взаимопонимания, предлагаю вам немного поиграть.
3. Викторина
Я предлагаю каждому взять их этой коробки домик. Наши домики двух цветов – синий и зеленый. Одна команда родителей с красными домиками, вторая – с зелеными.
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из далекого прошлого до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
1 задание для синей команды «пословицы и поговорки»
Вместе тесно, а … (врозь скучно)
В гостях хорошо, а … (дома лучше)
Дерево держится корнями, а … (человек семьей)
За общим столом еда … (вкуснее)
Не красна изба … (углами, а красна пирогами)
Материнская молитва … (со дна моря достанет)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Не будет добра, когда в семье … (вражда)
В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно)
Отца с матерью почитать - … (и горя не знать)
Когда семья вместе, и сердце … (на месте)
При солнышке тепло, при матери … (добро)
У кого есть бабушка и дед, тот … (не ведает бед)
Семья – ключ … (к счастью)
2 задание для зеленой команды «Родня»
- Мы давали нашим детям домашнее задание – нарисовать вместе с вами свое генеалогическое древо. Все прекрасно справились с этим заданием. Связь поколений – это тоже семейная ценность. Родственники – одна большая семья, где все помогают друг другу. Давайте проверим, как вы знаете родственные связи и не запутаетесь ли вы в них.
Брат жены (шурин) Брат мужа (деверь)
Сестра мужа (золовка) Сестра жены (свояченица)
Мать жены (теща) Мать мужа (свекровь)
Отец жены (тесть) Отец мужа (свекор)
Дети брата или сестры (племянники)
Брат матери или отца (дядя)
Сестра матери или отца (тетя)
Жены двух братьев (свояченицы)
Мужья двух сестер (свояки)
Матери жены и мужа (сватьи)
Отцы жены и мужа (сваты)
3 занятие для обеих команд «Устами младенца»
Мы с ребятами записали, для вас запись послушайте и угадайте, о чем они хотят нам рассказать.
Аудиозапись
1. В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (семейная реликвия)
2. Это когда все вместе: папа, мама, я, бабушка и дедушка. (семья)
3. Место, где мы живем, где бываем вместе (дом)
4. Бывает один раз в год, его все очень любят и ждут. Когда ты становишься старым, ждешь его меньше. (день рождения)
5. Она вяжет всем носки и печет самые вкусные пироги и булочки. (бабушка)
6. В них играют все дети (игрушки)
7. Это не человек, но его любят все – я, мама, папа (домашнее животное).
8. Это такое маленькое, пищащее, все вокруг него бегают и очень его любят (младенец).
4. Игра «Семейные традиции»
- У каждой семьи существуют свои традиции. Это тоже семейные ценности. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляет распорядок дня, обычаи, привычки и уклад жизни его обитателей.
* семейные традиции дают ребенку чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;
* настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни;
* создают неповторимые детские воспоминания, о которых выросший малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
* позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада.
Предлагаю игрокам каждой команды рассказать свою семейную традицию или придумать новую.
5. Мастер-класс «Кукла-крупеничка»
Все взрослые когда-то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, непохожие на современные – они были самодельные. Первой игрушкой малыша была куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над его колыбелью.
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Кукла-оберег занимала почетное место в доме и пользовалась уважением всех членов семьи. Их берегли и передавали, как семейную реликвию.
Среди кукол-оберегов выделяются куклы-крупенички – главный оберег семьи. Считалось, что она приманивает в дом достаток, обещает хороший будущий урожай и прибавление в семье.
Давайте сегодня мы с вами изготовим оберег для вашей семьи и пусть эта куколка поможет вам иметь достаток и лад в доме.
4. этап заключительный
- Наше собрание подошло к концу. Чтобы подвести итоги нашей беседы, давайте построим дом, фундаментом, стенами и крышей которого будут семейные ценности.
Переверните ваши домики и напишите, что будет заложено в фундамент, какие ценности будут, опорой вашему дому и что будет надежно укрывать ваш дом.
Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой и взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас.
Анкета для родителей
Тема «Семейные традиции и ценности»
Чтобы выявить наличие у родителей представлений о семейных ценностях, уровень сформированности представлений о семье как ценности, выяснить, какие существуют традиции в семьях, мы разработали анкету для родителей: «Семейные ценности». Анкетирование было проведено с родителями детей среднего дошкольного возраста в детском саду № 30. Рыбинска. В анкетировании приняли участие 20 родителей. Родителям было предложено ответить на следующий ряд вопросов.
1. Что вы понимаете под семейными ценностями?
2. Есть ли у Вас семейные реликвии? (если да, назовите их).
3. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Рассматриваете ли вы давние фотографии вместе со своими детьми?
4. Есть ли семейные традиции? (собираться вместе всей семьей, совместные обеды, ужины).
5. Знаете ли Вы своих предков (бабушек, дедушек, других родственников? Рассказываете ли вы своим детям об их предках?
По результатам анкетирования родителей можно отметить, что у родителей существуют достаточные представления о семейных ценностях (по мнению большинства – это правила, традиции, устои, для всех родителей важны семейные ценности (100%, семейными традициями называют совместные праздники: дни рождения, гражданские праздники, мероприятия, посещение культурно-развлекательных учреждений. Хранятся семейные фотоальбомы (100%). Существует связь с прошлым – родители знают своих предков (дедушек, бабушек, других родственников) 90% т. е. 18 человек. Однако лишь в некоторых семьях есть семейные реликвии 40% т. е. 8 человек. При этом, как правило, детям не показывают семейные реликвии.
Результаты анкетирования позволяют сделать ряд выводов:
семья в жизни каждого человека играет роль носителя и проводника ценностей;
современные молодые семьи не всегда осознают значимость семейных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с раннего детства. В то время как именно дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования у ребенка образа семьи. Семейные традиции укрепляют в детях чувство целостности семьи, ощущении неповторимости собственного дома и уверенность в будущем;
проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена только в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада;
условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают: установление партнерских отношений педагогов и родителей, просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям, разработка совместных проектов детского сада и семьи, направленных на формирование у средних дошкольников ценностей семьи.