Малинина Ирина Александровна
Проект с использованием арт-технологий «Музыкальная палитра»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность.
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.
Публикация «Проект с использованием арт-технологий „Музыкальная палитра“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
В настоящее время все чаще выступают арт-педагогические методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе воспитания и развития детей, поскольку экспериментально подтверждено его положительное влияние на ребенка. Арт - педагогические технологии, как мягкие формы организации детей на творческих занятиях, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости как главного механизма нравственных чувств. Они способны выступать в качестве эффективного средства формирования эмоционально-нравственной культуры личности на основе развития эмоциональной отзывчивости ребенка, его восприимчивости к потребностям окружающих.
На базе ДОУ мы организовали небольшую арт-студию «Мозаику» для реализации проекта дополнительного образования дошкольников «Музыкальная палитра», в которой задействованы такие технологии как изотерапия и музыкотерапия.
Цель проекта : содействовать развитию творческого потенциала личности дошкольника в процессе общения с миром классической музыки и шедевров изобразительного искусства.
Задачи:
• Развивать практические навыки общения с произведениями искусства.
• Раскрытие креативного потенциала личности ребёнка в процессе общения с музыкальными произведениями и произведениями живописи.
• Формирование практических навыков творческой деятельности в области искусства с целью развития художественно – эстетического потенциала личности.
• Накопление детьми опыта восприятия музыки композиторов разных эпох и стилей;
• Развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей.
• Расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.
Тип проекта : долгосрочный, рассчитан на 1 год
Участники: дети разновозрастной группы 4-7 лет
Принципы построения проекта
Основной принцип построения программы - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто "рисуют портреты музыки с натуры".
Еще выделяется принцип инвариантности - мы предлагаем детям похожие друг на друга задания, где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дадут ребятам скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации "рисуем музыку", а роль учителя отводится искусству.
Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребенок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать ее настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.
Ожидаемые результаты
1. Дети экспериментируют в создании образа, расширение опыта детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.
2. В процессе восприятия произведений искусства обращение внимания на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.).
3. Проявление устойчивого интереса к живописи, музыкальным произведениям.
Структура (СОСТОИТ ИЗ 3 БЛОКОВ)
Первый блок "Мир цвета" - посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства. В этом блоке предполагается проведение 5 занятий.
Задача педагога на этом этапе - это обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи педагога, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Мы рассказываем ребятам сказку про трех разноцветных котят - красного, синего и желтого, - которые отправились в путешествие. Это история о том, как они заблудились в тумане (добавление белого цвета для получения розового, голубого и светло-желтого, выкупались в синей реке (создание фиолетового и зеленого, вместе встретили ясный рассвет, отчего их шкурки позолотило солнышко (оранжевый, салатовый). И, конечно, не забываем за играми об аккуратности в работе, закреплении навыка владения кистью, тщательного промывания ее и о чистоте красок, которые так легко превращаются одна в другую!
Рисование "цветовых настроений" способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своем языке. Рисуем радость и страх - какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния - и ребята с легкостью выбирают из известных им оттенков наиболее подходящие - теплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие градации - ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные светлые цветовые пятна, используя приобретенный навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть - сближенные эмоциональные состояния. И все же даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый Мир Цвета!
Центральный блок - "Цветомузыка" - состоит из 20 однотипных заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда, как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть.
А педагог вначале занятия говорит: "Закройте глазки. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только - тсс… Никому не говорите!" Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первом занятии кое-где прозвенит тихое хихиканье - скоро они привыкнут, и станут чуть посерьезнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок - сначала на палитре, а потом и на своем квадратике.
Заключительный блок - "Музыкальная форма" - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность. Планируется 5 занятий.
Нами предлагается использовать для рисования разные геометрические формы. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из частей, которые различаются по настроению. Для рисования простой одночастной формы мы выбрали знакомые по цветовым настроениям квадраты 5х5 см и яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. Дети с помощью взрослого выясняют, "какое у музыки настроение" и какие она любит краски, нравится ли ей, когда ее гладят кисточкой, или она порхает так, что ее не удержишь. Далее рисуем по привычной схеме.
Рисование контрастной трехчастной формы на квадратах 5х5 см, соединенных в полосу.
1. Форма "Три квадрата"
и форма сегмента для рисования трехчастной формы с вступлением и заключением.
2. Форма "Сегмент"
Рисование формы рондо на круге-кольце. Детям предлагается прослушать пьесу Сен-Санса "Аквариум" и подсчитать количество частей, загибая пальчики. После беседы об особой форме этой пьесы и рассказа про музыкальный круг, дети слушают музыку второй раз. Предложенный нашими ребятами способ рисования (быстрыми волнообразными движениями кисти - эпизоды и точками - рефрены) оказался оптимальным для изображения этой музыки, он не затруднял рисование из-за своей простоты и не тормозил процесс переключения с одного фрагмента на другой. И, конечно, любой ребенок может придумать свой способ изображения.
Можно придумать и много других интересных геометрических форм для сопоставления контрастных музыкальных фрагментов и частей сложных пьес. Фантазия педагога безгранична!