Ирина Петухова
Проект «Русские народные игры в развитии детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через игры, творческую деятельность, театрализованные постановки.
Задачи проекта :
1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
Публикация «Проект „Русские народные игры в развитии детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Темочки
2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
4. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Тип проекта : информационный, познавательный, творческий.
Вид проекта : долгосрочный (3 месяца).
Участники проекта : дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, родители воспитанников.
Актуальность:
Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Подрастающее поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.
В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с азартом и интересом играют в подвижные игры, но беседуя с ними, я убедилась в том, что русских народных подвижных игр они не знают или, даже играя в них, понятия не имеют, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Прятки», «Каравай»).
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются средством разностороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.
Этапы Мероприятия Сроки проведения
Подготовительный 1. Изучение методической литературы.
2. Подбор методической художественной литературы для детей : поговорки, сказки, загадки, иллюстрированного и дидактического метериала по заданной теме.
3 Анкетирование родителей «Народные детские подвижные игры».
4. Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
Сентябрь
Практический 1. Чтение с детьми: Русских народных сказок : «Сивка-Бурка», «Василиса-прекрасная», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Кот-воркот, Котофей Котофеевич». Заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.
2. Консультации для родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Беседа с детьми: «В какой одежде ходили прежде», «Откуда к нам пришла игра», «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»
4. Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко», «Ручеек», «Дударь», «У дядюшки Трифона» Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами;
5. Подвижная игра «Гори, гори ясно», «Подкиды», «Мышеловка», «Дятел», «Барин», «Сова» Цели: познакомить детей с новыми подвижными народными играми.
6. Образовательная деятельность:
«Народные игрушки»
Цель: Познакомить с историей создания матрешки, последовательностью ее изготовления, разной росписью, многообразием матрешек.
7 Игра-драматизация по мотивам народной сказки «Репка». Цель. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи
8. Апликация с элементами конструирования. «Украшение кокошника». Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
9. Лепка сюжетная по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки» Цель: Учить детей лепить по мотивам русских народных сказок : самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет.
10. Просмотр русских народных сказок.
Октябрь
Заключительный 1 Оформление выставки работ детей, выполненных совместно с родителями: «Русские народные сказки».
2. Создание картотеки «русские народные подвижные игры для детей 5-6 лет»
3. Изготовление родителями совместно с детьми «Народная тряпичная кукла»
4. Спортивно-развлекательное развлечение «Русские народные забавы»
Ноябрь
Предполагаемые результаты:
- у детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;
- повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа;
- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Список методической литературы:
1. Детские народные подвижные игры : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос, 1995. – 224 с., илл.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986
3. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
4. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – с. 60-62.
5. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М. : Просвещение, 2003.-143с.
6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М. : Просвещение, 1979.- 96с.
8. Титова О. Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.
9. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М. : Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.
10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.