Левщанова Екатерина Евгеньевна
Проект «Русская народная тряпичная кукла — Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская народная кукла-ПЕЛЕНАШКА.»
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Вид проекта : творческо – информационный.
Тип проекта : средней продолжительности
Срок реализации проекта : февраль-март
Участники проекта : дети средней группы (от 4 до 5 лет, педагоги, родители.
Темочки:
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Проблематика проекта :
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Социальная значимость проекта : Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению русской культуры.
Методические принципы:
• учет возрастных особенностей детей;
• доступность материала;
• постепенность его усложнения.
Цель проекта :
-формирование у детей 4-5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
Задачи проекта :
-познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
-дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (куватка, скрутка, зайчик на пальчик и т. д.);
-развивать мелкую моторику рук;
-формировать индивидуальные творческие способности детей;
-учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
-обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
-стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Формы реализации проекта :
Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
Экскурсии в музей – русской избы.
Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной куклы).
Изготовление кукол детьми совместно с воспитателями.
Составление и отгадывание загадок.
Ожидаемый результат
Для педагогов:
- повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;
- распространение педагогического опыта в публикациях.
Для детей:
- формирование знаний об истории русской народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;
- развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Для родителей:
- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность,в образовательный процесс ДОУ.
2. План реализации проекта
Подготовительный этап:
Изготовление солнышка, и на его лучиках тренируемся завязывать узелок и бантик.
накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа;
сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео);
беседа с детьми о народных тряпичных куклах;
выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми;
изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;
изучение технологий изготовления народной куклы;
подбор необходимого материала для практической деятельности.
Организационный этап:
• разработка содержания занятий с детьми: «История народной тряпичной куклы»;
• презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».
• рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, во что играли»;
• реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Формирующий этап:
Познавательная, коммуникативная деятельность:
-беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые, «История возникновения народной куклы», «Виды кукол», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».
-просмотр презентации «Русская народная кукла»;
- экскурсия в библиотеку;
-чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка»;
- чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.
-рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами;
-экскурсия в краеведческий музей;
-знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая);
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»;
-Лепка «девочка в сарафане».
Продуктивная деятельность
-знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
-изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»);
-Лепка «девочка в сарафане».
Игровая деятельность:
-дидактическая игра «Что из чего»;
-сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Дочки-матери»
-русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки».
Работа с родителями:
консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей»;
мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки»;
составление альбома «Народная тряпичная кукла»;
подбор картинок, иллюстраций, фотографий, подборка стихов, загадок,
пословиц и поговорок о труде.
Заключительный этап:
посещение музея детьми других групп ;
презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;
составление альбома «Народная тряпичная кукла».
Список литературы:
1. .И. А. Лыкова Художественный труд в детском саду. Конспекты занятий и методические рекомендации. изд. дом «Цветной мир»2020г.
2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] : пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.
3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
6. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
7. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
8. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.