Елена Дунилина
Проект «Русская народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Русская народная культура и традиции"
Пояснительная записка
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Публикация «Проект „Русская народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Народная культура и традиции».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Цель: Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к русской народной культуре и культуре других народов
Развивающие: Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества, мышление, память, внимание.
Образовательные: Дать детям представления о народных традициях, продолжать знакомить с русским народным творчеством через песни, пословицы, поговорки, сказки. Продолжать знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством, с промыслами (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове).
Планируемые результаты
• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
• Использование малых фольклорных жанров в самостоятельной деятельности
• Развитие интереса к русским народным песням
• Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Тип проекта : познавательно-творческий
Направления развития (образовательные области)
Познавательное
Социально-коммуникативное
Речевое
Художественно-эстетическое
физическое развитие
Участники проекта
Педагоги, дети средней и старшей группы, музыкальный руководитель, родители
Сроки реализации (длительность)
С 30 января по 10 февраля 2023 г.
Основание для разработки проекта : Дети недостаточно знакомы с русской народной культурой и традициями.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный (изучение методической литературы, выявление уровня знаний о народной культуре (приложение 2) и традициях русского народа, проведение анкетирования среди родителей (приложение 3, выбор методов, приемов реализации проекта)
2 этап - проектировочный (составление перспективно-тематического планирования (приложение1), оснащение развивающей предметно-пространственной среды)
3 этап - Основной (организация работы над проектом)
4 этап - заключительный (проведение мониторинга знаний детей, презентация проекта : бинарное занятие по художественно-эстетическому развитию "А преданья старины забывать мы не должны", бинарное занятие по познавательному развитию "Традиции русского гостеприимства".
Распределение деятельности по этапам:
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап - Подготовительный Изучение методической литературы, выявление начального уровня знаний о народной культуре у детей, проведение анкетирования среди родителей, выбор методов, приемов реализации проекта Участие в
мониторинге, знакомство с техническими и дидактическими средствами реализации проекта Дают согласие на проведение мониторинга.
Участие в анкетировании
2 этап - Проектировочный составление перспективно-тематического планирования, оснащение развивающей предметно-пространственной среды Участвуют в реализации плана. Участвуют в реализации плана. Оказывают помощь в оснащении развивающей предметно-пространственной среды
3 этап - Основной Организация работы над проектом Высказывают мнение, решают проблемные ситуации, применяют полученные знания в детской деятельности Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Взаимодействуют с детьми с детьми в домашних условиях
4 этап - Заключитель-ный Проведение мониторинга знаний детей Участвуют в мониторинге Дают согласие на проведение мониторинга
Методы и приемы реализации проекта :
Практические: Оснащение развивающей предметно-пространственной среды (макет "Добрая изба", мини-музей "Бабушкин сундучок", презентации, дидактические игры и материалы, раскраски, картотеки: "Народные игры", "Пословицы, поговорки, скороговорки", альбомы: "Народные промыслы России", материалы и оборудование по круговому ткачеству, цикл занятий по художественному труду на тему:"Круговое ткачество" (подгот. группа)
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, произведений фольклорных жанров, заучивание стихотворений, дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.
Наглядные: выставки, конкурсы, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, альбомов, личный пример взрослых, экскурсии в Тоцкий краеведческий музей, социальным объектам села, наблюдения за трудом взрослых.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип личностно – ориентированного подхода. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира.
2. Принцип тематического планирования материала.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
7. Принцип интеграции содержания побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Развивается в системе и комплексно по трё м направлениям:
-комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;
-совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники;
-самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровые ресурсы
Специалисты детского сада: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра, психолог, логопед, методист, заведующий.
Информационные ресурсы
Доступ к ресурсам Интернет.
Материально-технические ресурсы
- медиотека и библиотека детского сад.
- Мультимедиа проекторы и интерактивные доски.
- Спортивный зал.
- Музыкальный зал
-Методическая литература:
Программа О. Л. Князевой, И. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», методическое пособие Т. И. Бадурина "Знакомство детей с русским народным творчеством"
Финансовые ресурсы
- Бюджетные средства.
- Пожертвования благотворителей.
Партнеры проекта :
Проект реализуется во взаимодействии с Тоцким краеведческим музеем, библиотекой, Домом культурой "Юбилейный".
Литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сцена-
рии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошколь-
ных образовательных учреждений / Авт-сост. : А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Мар-
кеева, О. Н. Корепанова и др. — 3-е изд., перераб. и дополн. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬ-
СТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа развития личностной культуры дошкольников /Князева О. Л., Маханева М. Д. – Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010
Приложение
Перспективно-тематическое планирование работы над проектом
Направления развития детей (образовательные области) Вид Деятельности Содержание деятельности
Социально-коммуникативное Игровая
Коммуникативная
Познавательная
-Беседа «Быт и традиции русского народа»;
-рассматривание народных игрушек, дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписи;
-экскурсия на выставку "Русский сувенир"
-беседа на тему «Как хлеб на стол пришел»;
-рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда»;
-рассматривание иллюстраций «Предметы быта»;
-чтение небылиц, прибауток, частушек;
-знакомство с блюдами русской кухни;
-Экскурсия в Тоцкий краеведческий музей
Сюжетно-ролевые игры:
• «К нам гости пришли»;
• «Ярмарка».
• "Семья"
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Познавательное Познавательная
Исследовательская
Коммуникативная -Конструирование старинных построек;
Беседы:
• Народные обряды и обычаи встречи весны;
• «Исконные символы России»;
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
• «Быт и предметы утвари»;
• «Декоративно-прикладные промыслы России».
Художественно-эстетическое Изобразительная
Музыкальная
-Лепка дымковской игрушки «Конь»;
-лепка «Гжельский чайный сервиз»;
-- Художественный труд, Макет "Добрая изба"
"Круговое ткачество"(подгот. группа)
-прослушивание русских народных песен.
1. Альбом «Народная игрушка».
2. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая промыслы», «Гжельская посуда».
Иллюстрации:
• О праздниках на Руси;
• Иллюстрации старинных предметов;
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.
Слушание:
П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.
Пляски и игры:
• «Заинька», обр. С. Кондратьева;
• «Кострома» и «Казачок», обр. М. Иорданского;
• Р. н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
• Игры с деревянными ложками.
Пение:
• Заклички, прибаутки.
• Р. н. песни: «Ах, улица», "На горе то калина"
Речевое Коммуникативная • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
• Пересказ русских народных сказок.
• Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка» т. д
Физическое Двигательная
Игровая
коммуникативная Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».