Ольга Морозова
Проект «Русская народная культура и традиции» в младшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сила традиций и сила творчества в их
сочетании – животворящий источник
всякой культуры»
Петр Савицкий
Содержание.
Актуальность стр. 4
Постановка проблемы стр. 5
Цели, задачи, продукты стр. 5
Формы организации детской деятельности стр. 6
Работа с родителями стр. 7
Предполагаемый результат стр. 7
Организация предметно – развивающей среды стр. 7
Этапы реализации проекта стр. 7
План мероприятий по реализации проекта стр. 8
Вывод стр. 11
Список литературы стр. 11
Публикация «Проект „Русская народная культура и традиции“ в младшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Приложение № 1 Русские народные и подвижные игры для детей.
Приложение № 2 Дидактические игры для детей.
Приложение № 3 Конспекты занятий, бесед, развлечений.
Приложение № 4 «Все для родителей!»
Приложение № 5 Реализация проекта (фото).
Структура проекта.
Актуальность.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным
культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать
историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос».
В народном творчестве заложена историческая память поколений и
неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению
дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в
формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции,
культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость
за свою страну. Нужно сохранять и передавать следующим поколениям
культурные и нравственные ценности русского народа.
Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту
природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует
формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
Наиболее эффективным способом включения традиционной народной
культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного,
поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в
различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным
особенностям личности ребенка.
Через разнообразные формы, методы, приемы работы: подвижные
игры, сказки, беседы, народный фольклор, народные традиции и многое другое, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир родного края, показать и возлюбить его.
Постановка проблемы:
Проблема заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект : как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Проект : «Русская народная культура и традиции»
Цели, задачи, продукты.
Участники проекта : Дети младшего дошкольного возраста (2-4 года,
педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Направление проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств
дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
Возраст детей, участников проекта : Дети младшей разновозрастной группы (2-4 года, родители.
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Сроки проведения: краткосрочный (сроком 2 недели)
Ресурсы:
1. Человеческие ресурсы
Привлечение музыкального руководителя и родителей к созданию проекта.
2. Оборудование, материалы
- Интернет ресурсы: иллюстрации быта русских семей, иллюстрации к
потешкам, песенкам.
- Художественная литература.
- Мини-музей: макет русской избы, предметы старины.
- Атрибуты для продуктивной и игровой деятельности.
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством.
2. Дать представление об устройстве русской избы, о старинных предметах быта (лавка, скамейка, печь, колыбелька (люлька, самовар, глиняный горшок, кочерга и т. д., о народном промысле; о народном фольклоре (сказки, потешки, песенки, загадки).
3. Познакомить с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, бубен, свистулька.
Развивающие:
1. Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; интерес и любовь к фольклору.
2. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки; познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
3. Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
2. Воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта,
отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).
3. Привлечь родителей к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
Формы организации детской деятельности:
При реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных
областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное
развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое
развитие», «Речевое развитие».
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Познавательная Беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, посещение мини-музея, выставок.
Двигательная Подвижные игры, физкультурные минутки, музыкальные игры, пальчиковая гимнастика.
Игровая Хороводные игры, подвижные игры, игр – ситуации, игр – драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Коммуникативная Беседы, чтение русских народных
сказок. Знакомство и заучивание
потешек, песенок.
Продуктивная Аппликация, лепка, раскрашивание.
Работа с родителями
1. Участие в сборе материала для создания мини-музея «Русская изба».
2. Участие в подборе русских народных сказок, потешек, пословиц для выставки по народному фольклору.
3. Папка-передвижка «Матрешка в жизни ребенка».
4. Мини-библиотека по теме «Народная игрушка».
5. Консультация по теме «Приобщение детей к народным традициям».
5. Папка – раскладушка «Народные промыслы».
7. Консультация: «Поиграйте вместе с детьми- народные игры, хороводы».
Предполагаемые результаты
Результат деятельности педагогов – систематизация работы по
разрабатываемой теме.
Результат деятельности детей - заинтересованно рассматривают
иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми;
активно участвуют в играх; знают название и содержание русских народных сказок; имеют представления о старинных предметах быта; дети
доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым.
Результат деятельности родителей – становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Организация предметно – развивающей среды:
Подготовили подборку иллюстраций и раскрасок по теме.
Сделали подборку дидактических, русско-народных хороводных и подвижных игр.
Оформили выставку книг «Русские народные сказки».
Сделали подборку потешек, прибауток, песенок.
Оформили выставку с русскими народными инструментами (бубен, дудочка, свистулька, ложки, гармошка).
Оформили выставку с русскими народными куклами.
Создали мини-музей «Русская изба».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• Создание условий, необходимых для реализации проекта.
• Формулирование цели и определение задач.
• Составление тематического перспективного плана на 2 недели.
• Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
• Подбор материалов по теме проекта.
• Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
• Вхождение детей в проект проходило через опрос, во время беседы.
• Взаимодействие с родителями: проведен опрос, консультация «Приобщение детей к народным традициям».
Основной этап:
Работа с детьми:
• Реализация тематического плана.
• Разучивание сценария праздника.
• Обогащение развивающей среды.
Заключительный этап:
• Развлечение «В гостях у Хозяюшки».
• Фотоотчет по реализации проекта.
• Оформление проекта «Русская народная культура и традиции»
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
С 10 по 27 марта 2020 года.
День недели Содержание работы Работа с детьми Работа с родителями
Вт. 10 марта Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Развивать интерес к посещению русской избы.
Игровая ситуация «Где жили наши бабушки и дедушки» (посещение мини-музея «Русская изба»). (стр. 30) Изготовление мини-музея «Русская изба»
Ср. 11 марта Познакомить с предметами народного быта в избе, их назначением; активизировать познавательную деятельность; развивать интерес к предметам рукотворного мира; воспитывать бережное отношение к ним. - Игровая ситуация «В гости к тетушке Варварушке».
- Разгадывание загадок о русском быте. Консультация «Приобщение детей к народным традициям»
Чт. 12 марта Приобщение детей к русскому народному фольклору. Развивать умение выразительно воплащаться в роли и развивать умение к импровизации. Инсценировка р. н. сказки «Колобок».
Пят. 13 марта Знакомство с народным костюмом. Изготовление из пластилина баранок
для создания атрибутов сюж. -рол. игры «Угостим куклу Машу чаем». - Виртуальная экскурсия «Сорочина, сарафан» (цикл презентаций «Как жили люди на Руси», 8 часть)
- Лепка «Баранки, оладушки».
Пн. 16 марта Познакомить с народной игрушкой – матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; развивать словарный запас, интерес к народной игрушке. - Игр. сит. «В гости к Матрешке».
- Просмотр презентации «Русская матрешка».
- Муз. игра «Мы веселые матрешки». Папка-передвижка «Матрешка в жизни ребенка».
Вт. 17 марта Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Развивать образное восприятие, вызывать чувство радости от созданных изображений. - Лепка «Мы красивые матрешки, мы матрешки-неваляшки».
- Р. н. и. «Каравай»
Ср. 18 марта Знакомство детей с правилами
подвижной игры, рассматривание
иллюстраций к потешкам. - Чтение потешек, песенок, прибауток.
- Знакомство с подвижной игрой «Васька кот» Домашнее чтение потешек, песенок детям.
Чт. 19 марта Учить детей создавать собственные комбинации домиков из имеющихся деталей. Продолжать развивать интерес к народной игрушке – матрешке. Продолжать учить различать положение предметов в пространстве. - Конструирование «Домик для матрешки».
- ДИ «Где матрешка?» Мини-библиотека по теме «Народная игрушка».
Пят. 20 марта Формирование интереса к русскому народному искусству. Учить детей приемам закрашивания краской не выходя за контур, правильно держать кисть. Упражнять детей в умении расставлять игрушки по величине. Воспитывать интерес к русским народным игрушкам. - Продук. деят. «Создай свою матрешку на бумаге»
- ДИ «Веселые матрешки».
Пн. 23 марта Знакомство с русскими народными инструментами : ложки, свистульки, бубны, дудочки. - Экскурсия в мини-музей «Народные музыкальные инструменты», беседа, игры.
- Дидактические игры: «Угадай по звуку?» Создание выставки «Народные муз. инструменты».
Вт. 24 марта Знакомство детей с дымковскими игрушками. Приобщение к русскому народному творчеству. Учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
Игра детей по сюжету. - Игр. сит. «Путешествие в село Дымково».
-Чтение р. н. с. «Маша и медведь».
-Сюж. -рол. игра «Угостим куклу Машу чаем». Чтение р. н. с. детям.
Папка-раскладушка «Народные промыслы».
Ср. 25 марта Продолжать знакомить детей с народными игрушками (дымковскими). Вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом; продолжать формировать интерес к аппликации.
Приобщать детей к р. н. и. ; развивать двигательную активность. - Аппликация «Укрась лошадку».
- Р. н. и. «У медведя во бору». Принести корзинки для р. н. и. «У медведя во бору».
Чт. 26 марта Игра детей по сюжету
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность, ориентироваться в пространстве» - Игра детей в мини-музее «Русская изба».
- ПИ «Гуси, гуси».
Консультация «Поиграйте вместе с детьми в народные игры, хороводы.
Пят. 27 марта Активизировать речь детей. Закрепить знания детей о домашних животных и птицах. Приобщать детей к устному народному творчеству. Обучать детей элементам театрализованной деятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развлечение «В гостях у Хозяюшки». Изготовление костюмов, атрибутов для проведения развлечения
Вывод:
Деятельность по реализации проекта осуществлялась в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности. В ходе реализации проекта, дети погрузились в старину: познакомились с малыми формами фольклора, узнали более подробно о музыкальных инструментах; разучили и играли в русские народные игры; познакомились с русскими обычаями.
Список используемой литературы:
1. Примерная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
2. «Изобразительная деятельность в детском саду». Т. С. Комарова.
3. «Утренняя гимнастика в детском саду». Т. Е. Хорченко.
4. «Физкультурные занятия в детском саду». Л. И. Пензулаева.
5. «Развиваем мелкую моторику». Т. А. Ткаченко.
6. «Наблюдение на прогулке». Т. Н. Зенина.
7. «Развитие игровой деятельности» Вторая младшая группа. Н. Ф. Губанова.
8. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Миханева.
9. «Народная культура и традиции». В. Н. Косарева.
10. Интернет ресурсы.