Ирина Лозовая
Проект «Русская матрешка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 25 «Колокольчик»
Проект
«Русская матрешка»
Подготовила воспитатель 1 категории: Лозовая И. А.
Способности даны каждому: одному природа одарила музыкальным слухом, другого – склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому – глаз художника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое служить людям…»
Л. Н. Толстой
Разделы программы:
Публикация «Проект „Русская матрешка“ в средней группе» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие.
Тип проекта. Долгосрочный
Актуальность темы.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время уходят в забвение русские народные промыслы, в частности Матрешка, много игрушек пришедших из-за рубежа, достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Дети перенасыщены самыми разнообразными играми и игрушками, а вот народных игрушек во многих семьях нет. Дети порой не знают как, в них играть. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей работы с детьми по нравственно-патриотической деятельности, воспитание патриотов России.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Предмет исследования. Русская Матрешка.
Проблема.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы. Воспитывать эстетический вкус.
Участники проекта :
- дети средней группы;
- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;
- воспитатель средней группы.
- музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат:
1. Знакомство с историей рождения матрешки и с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.
4. Научить различать особенности разных матрешек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
6. Вызвать желание создавать матрешку.
Задачи для детей:
- познакомить детей с историей матрешки, как видом народного промысла;
- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
- вызывать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда :
- игрушки матрешки;
- иллюстрация матрешек;
- создание совместно с родителями главной матрешки проекта.
Направление реализации проекта :
- совместная деятельность с детьми;
- взаимосвязь с родителями.
Мероприятия для детей.
1. Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка - матрешка», «О цветовой гамме матрешек», «Из чего сделана матрешка».
2. Чтение художественной литературы: Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки», В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Клешовой, С. Иванова.
3. Оформление мини – музея «Русская Матрешка».
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Познание. Формирование целостной картины мира «Здравствуйте, я - русская матрешка».
2. Художественное творчество. Рисование «Украсим сарафаны матрешкам». Аппликация «Русская матрешка».
3. Познание. Формирование элементарных математических представлений «Матрешка в гостях у ребят».
4. Пластилинография «Веселые матрешки».
5. Физическая культура «В гостях у Матрешки».
6. Коммуникация. Праздник «Русская матрешка»
Для родителей:
1. Выставка поделок родителей и детей «Матрешка нашей семьи»;
2. Консультация «История матрешки».
3. Мастер-класс для родителей и детей «Авторская матрешка».
Форма презентации проекта :
1. Праздник «Русская матрешка»
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что эта веселая игрушка – расписная матрешка появилась более ста лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее – деревянную пустотелую куклу – художник увидел в Японии (Фукурума). И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла с сюрпризом внутри: внутри большей куклы сидели меньшие сестрицы. С. В. Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафан и яркий пестрый сарафан. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.
(рис 1, 2)
Заготовки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок
(рис 3,4)
Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе рисовали
(рис 5, лепили (пластилинография)
(рис 6,
клеили (пластилинография) (рис 7,
учились считать и, совместно с родителями, расписывали совместно с родителями на мастер-классе «Авторская матрешка»
(рис 8, 9) настоящих деревянных, выточенных из липы, матрешек. Совместно с родителями создали мини-музей «Русская матрешка»
(рис 10, папа Лили Ф. выточил на станке Матрена
(рис 11). Также поиграли с матрешкой, читали стихи и отгадывали загадки про матрешек, пели песни, танцевали. Даже создали матрешку-тантамарески
(рис 12) И завершающим грандиозным финишем в нашем проекте «Русская Матрешка» стал праздник, к которому мы готовились основательно, родители оказали помощь в создании костюмов для этого мероприятия.
(рис 13, 14, 15, 16)
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу. Откуда бы не приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на Родину и Русскую Матрешку.
Большое спасибо родителям, которые активное участие принимали в проекте. (Приобрели заготовки матрешек, сделали главную матрешку проекта, приняли активное участие в создании мини-музея «Русская матрешка», сшили костюмы для праздника.