Надежда Шмелева
Проект «Русская матрешка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская матрешка»
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 5 – 6 лет.
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Публикация «Проект „Русская матрешка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Задачи:
Познавательное развитие.
Познакомить с историей матрешки.
Художественно - эстетическое развитие.
Развить интерес к народному творчеству; творческие способности детей.
Речевое развитие.
Обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой.
Социально - коммуникативное развитие.
Развитие игровой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результату.
Ожидаемый результат:
Знание истории происхождения Матрёшки;
Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую матрёшек;
Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек.
Содержание проекта
Предлагаемый проект проводится в рамках художественно- эстетического и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Реализован с детьми 5-6 лет с использованием различных форм работы:
- беседы;
- выставка «Такие разные матрешки»;
- презентация «Как появились матрешки»;
- проведения интегрированной НОД «Матрешка – русский сувенир»
- оформление альбома «Такие разные матрешки»
- НОД по декоративному рисованию «Хоровод матрешек»
- разучивание стихов и песен о матрешке
В ходе работы над проектом дети совместно со взрослыми узнали:
- «Откуда появилась матрешка»;
- «Кто сделал первую матрешку»;
- «Сколько лет матрешке»
- «В чем различие росписи матрешки»
В ходе проектной деятельности дети совместно со взрослыми создали различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные) : нарисовали матрешку, совместно с родителями создали альбом, организовали в группе мини- музей. Разучили новые песни, танцы, стихи, игры.
Итогом совместного проекта стала презентация проекта и проведение музыкального досуга. Для привлечения родителей были изготовлены красочные буклеты, которые познакомили их с темой проекта, помогли им увидеть своё место в совместной с ребёнком деятельности, и определить какую посильную помощь они могут ему оказать.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Определение темы проекта
Формулировка цели и определение задач
Подбор материалов по теме проекта
Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
Изучение методической литературы, сбор информации.
Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей матрешки.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Игровая деятельность
Организация совместной деятельности с детьми
Познавательное развитие
«Веселые матрёшки»
Знакомство с русским сувениром «Матрёшка».
«Семеновские матрёшки» с просмотром презентации
«Загорская матрёшка» с просмотром презентации
Составление рассказов о матрёшках
Составление сказок, действующими лицами которых являются матрёшки
Заучивание частушек – потешек
Загадки о матрёшках
Рассматривание альбома «Матрёшки»
Художественно - эстетическое развитие.
«Нарисуй узор на сарафане матрёшки»
Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
Слушание и пение детьми песни «Мы весёлые матрёшки…»
Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»
Речевое развитие.
• «Сказка о матрёшке»
• Стихи и частушки о матрёшках, загадки
• Т. Шпикалова – «Русская матрёшка»
• Стихи к празднику
Социально - коммуникативное развитие
• Русские народные игры : «Колечко», «Лапти»,
• Дидактические игры: «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой, «Чья матрёшка громче поёт», «Посчитай матрёшек», "Волшебный сундучок"
• Театрализованные игры: «Дружная семья матрёшек», Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка», Кукольный театр «Веселые матрёшки»
III – этап заключительный
Выставка «Семейная матрёшка»
Презентация проекта
Оформление практического пособия
Мероприятия: праздник «Русская матрешка»
Результат
Итак, в ходе проекта мы узнали, что история матрешки началась очень давно и является неотъемлемой частью народного фольклора. Изготовление матрешки – это трудоемкий и длительный процесс. Все матрешки расписываются вручную, а узор, цвет и форма зависит от места ее происхождения. Русская матрешка – символ красоты, мира и добра. Она является символом русского искусства, известна во всём мире.