Марина Потапова
Проект «Русская березка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Н. Меркушова.
Тип проекта : - познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : - долгосрочный (с сентября по май 2021 года).
Предмет исследования: - береза.
Участники: - дети, родители и педагоги средней группы.
Актуальность.
Публикация «Проект „Русская березка“ в средней группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наше село, наша страна, наша планета. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
Проект «Русская березка» разработан для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу.
Также известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел" : "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
Цель: Формирование экологической культуры детей через воспитание бережного отношения к природе родного края, ознакомление дошкольников с березой как символом России и с традициями, обычаями русского народа.
Задачи:
1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе.
3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
4. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
6. Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап.
• Составление перспективного плана.
• Подбор детской, педагогической литературы.
• Подбор информации о березе
• Подбор картин, иллюстраций о БЕРЕЗЕ.
• Подбор дидактических игр.
• Подготовить материал для творческой деятельности.
• Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.
2. Практический этап.
• Проведение НОД.
• Наблюдение.
• Составление альбома с иллюстрациями.
• Составление книжек – малышек.
3. Презентативный этап.
Формы работы:
Деятельность педагога:
* беседы;
* познавательные рассказы воспитателя;
* интегрированные занятия;
* чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
* использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
* музыкальные.
Деятельность детей:
*экспериментирование;
* речевые игры, описательные рассказы;
* дидактические игры с предметными картинками;
* игра по модели строения дерева;
* подвижные игры;
* игры с мячом;
*пальчиковая гимнастика;
* художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
* музыкальная, театрализованная деятельность;
Взаимодействие с родителями воспитанников:
* консультации, рекомендации, памятки;
*практические задания;
* совместные мероприятия
Содержание проекта.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
ЦЕЛЬ: учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
*Дид/игра "Найди листок, какой покажу"
* Дидактическая игра: «Угадай, с какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Сложи картинку».
* Проблемно- игровые ситуации: «За берёзовым соком».
*Рассматривание картин известных художников «Береза».
* Сюжетно– ролевая игра: «Путешествие в лес».
Труд в природе
*Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев
*Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега
ОО «Познавательное развитие» :
ЦЕЛЬ: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.
Экспериментирование :
*Рассматривание бересты под лупой
*Рассматривание среза дерева.
*Наблюдение за веточкой березы.
*"Какой стороной дышат листья?"
*"Вода в жизни растений".
*"Жизненный цикл растений".
* НОД: «Русская береза- символ Родины моей».
*«Наблюдение на прогулке за березой – «Встреча с русской красавицей».
*Лекарственные свойства березы - «Домашний доктор».
ОО «Речевое развитие» :
ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
*Загадки о березе.
* Стихи о березе.
*Л. И. Горошкина «Березка»
*Н. И. Птухина «Ода березе»
*А. Прокофьев «Березка»
*П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения
*С. Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения
*К. Паустовский "Подарок" - чтение книги
*Приметы, пословицы, поговорки о березе.
*Творческое рассказывание «Где растет береза».
* Разучивание пословиц и поговорок о березе.
* Общение: «Что я знаю о березе».
ОО «Художественно – эстетическое развитие» :
ЦЕЛЬ: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.
*Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.
*Пение «песня о родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.
* Разучивание хороводной песни: «Во поле березка стояла…».
* Рисование: «Березка».
* Раскраски на тему : «Русская березка в разное время года».
ОО «Физическое развитие» :
*Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу».
*Подв/игра "Карлики - великаны"
*Подв/игра "Раз, два, три - к березе беги"
Развивающая среда :
- Сюжетные картинки, открытки, плакаты.
Работа с родителями:
ЦЕЛЬ: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.
*Оформление книжки – малышки и составление рассказа о березе
*"Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу
*Помощь в подборе материала для лэпбука «Русская березка» и составлении папки с репродукциями картин русских художников с изображением березы.
Результат проекта
Дети:
Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.
Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу;
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия;
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта;
- составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.
Родители:
- проявили интерес и участвовали в реализации проекта
- приняли участие в подборе материала для лэпбука «Русская березка».
В развивающую среду были внесены :
- иллюстрированные альбомы;
- дидактические игры «Сложи картинку», «Что нужно дереву?»;
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Защита проекта
Идея создания проекта возникла, когда появилась проблема бережного отношения детей к природе, а именно к березкам. На участке детского сада растут березки, при наблюдении на прогулке за детьми, я заметила, что дети ломают ветки, обрывают листочки у березки отсюда возникла идея проекта «Русская березка». Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наша жизнь.
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.
Теперь выходя на прогулку дети не ломают ветки и не обрывают листья у деревьев.
Приложение №1 к проекту «Русская березка»
Конспект занятия
"Береза - символ России"
Цель. Сохранить и передать детям культурное наследие предков.
Задачи:
* дать знания о символе славянского культа России - березе;
*познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
* приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Структура занятия:
Звучит музыка Е. Дрейзин, старинный вальс "Березка"
1. Воспитатель:
- Россия! Край серебряных родников и белых берез… Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда всё, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз!
Н. Рубцов
2. Картинная галерея.
Рассматривание пейзажей русских художников : Саврасова, Куиджи, Левитана, Шишкина, Грабаря, Юона
3. Чтение стихотворений русских писателей :
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Ю. Лермонтов
Смотри, как листьем молодым
Стоят, овеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. Тютчев
4. Игровое упражнение "Назови ласково"
5. Заучивание стихотворения А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафончике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Приложение №2 к проекту «Русская березка».
Занятие на прогулке
"Снятся ли березе сны"
Цель. Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы.
Индивидуальная работа.
Активизировать словарный запас Ксюши Мешалкиной и Захара Баранова (береста)
Предварительная работа.
Слушание произведений Вивальди: альбом "Времена года", концерт "Зима"
Структура занятия:
1. Чтение стихотворения Ю. Орлова:
Всё вокруг белым-бело,
Словно в дивной сказке:
Снегу столько намело -
Полезай в салазки.
Береги лишь только нос
От беды понятной.
Нынче царствует Мороз -
Тот, что самый знатный.
2. Фронтальное наблюдение "Как Мороз Иванович изменил природу?"
3. Погружение в краски и звуки зимней природы.
4. Любование свежей порошей. Какими стали деревья после снегопада?
5. Почему глазам больно смотреть на снег?
6. Чтение стихотворения С. Есенина "Береза" :
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
7. Речевое упражнение "Скажи красивые слова о заснеженной природе".
8. Логическая задача "Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чём?" (фантазирование)
Исследовательские задания
Послушайте, как скрипит снег под ногами.
Найдите листья, семена березы.
В лесу много снега - хорошо это или плохо?
Логическая задача: "Чем дышит береза зимой?" (чёрточками-чечевичками)
Труд. Укрыть березу снегом (Для чего)
Последующая работа.
Логическая задача "Холодно ли березке зимой?"
Воспитатель: Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине.
В сильный мороз какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое? Почему? (молодое)
Приложение №3 к проекту «Русская березка»
Конспект занятия
"Домашний доктор"
Цель.
Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Предварительная работа.
"Домашний доктор" - знакомство детей с комнатными лекарственными растениями.
Структура и методические приемы.
1. Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.
2. Береза может быть лекарственным деревом?
Воспитатель: В березовых листьях содержатся витамин С, антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно, он входит в состав многих мазей. Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый гриб чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна.
3. Рассматривание березовых листьев. Почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств.
4. Логическая задача: "В какое время года нужно заготавливать почки и листья?" (весной)
Воспитатель: Березовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи. Допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Ветки срезают на лесосеках для заготовки мётел и попутно снимают с них почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья березы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.
5. Сочинение мини-сказки "Береза - домашний доктор".
Последующая работа.
Заучивание стихотворения Ф. Тютчева:
Смотри, как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной
Полупрозрачною, как дым.
Приложение №4 к проекту «Русская березка»
Конспект занятия
"Может ли дерево быть карликом?"
Цель.
Формирование обобщенного представления о системе потребностей растений
(в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям растения.
Предварительная работа.
Чтение рассказа "О том, как береза и ива остались верны родному дому"
Индивидуальная работа.
Активизировать словарный запас Максима Сатункина, Давида Бояркина и Миланы Шлаевой (карликовая береза, тундра, восковой налёт)
Структура занятия:
1. Логическая задача: "Может ли береза быть карликом?"
2. В какой климатической зоне может расти карликовое дерево?
3. Что дают деревьям малые размеры частей?
4. Практическое задание: "Составить опорные схемы тундры" (отобразить продолжительность зимы и лета).
5. Логическая задача: "Как должны выглядеть растения, живущие в тундре?"
6. Рассматривание карликовой березы
Воспитатель: Корни дерева находятся в верхнем слое почвы, так как ниже - вечная мерзлота. Дерево низкорослое, ветки стелются по земле, чтобы укрыться снегом. Листья маленькие, с восковым налётом, чтобы уменьшить испарение.
7. Речевое упражнение "Как можно ласково назвать карликовую березу?"
8. Чтение стихотворения И Бунина "Северная береза" :
Над озером, над заводью лесной
Нарядная зеленая березка :
"О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!"
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнца блеск, лазурь и водопады.
"О девушки! Как весел лес!
Как радостны весенние наряды!"
Опять нахмурилась, опять
Мелькает снег, и бор гудит сурово…
"Я вся дрожу! Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова!
Последующая работа:
Подвижная игра "Карлики - великаны"
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали!
Правила игры:
в тот момент, когда ведущий произносит слово "карлики", дети садятся на корточки, а когда говорит "великаны" - встают на цыпочки. Если кто-то из ребят ошибся, то он получает предупреждение. Если ошибся во второй раз - выходит из игры. Побеждают оставшиеся до конца игры.