Ковалева Татьяна Викторовна
Проект «Родословная моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно - исследовательский, творческий.
Участники проекта :
- дети средней группы и их родители;
- воспитатели.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Срок проекта : 01.06.2014 – 31.08.2014
Актуальность: Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Проект „Родословная моей семьи“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
У молодых родителей мало педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении растущей личности оборачивается дефицит общения с родителями. Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной работы с семьей.
На протяжении многих лет мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: не все дети знают, как зовут их родителей, кем они работают, не могут назвать свой домашний адрес. А про знания имен и отчеств бабушек-дедушек и говорить не приходится!
Проблема недостатка знаний детей о своей семье натолкнули нас на мысль начать работу с дошкольниками по созданию проекта «Моя родословная». Выбор темы проекта связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые живут рядом.
Цель проекта :
Углублять представления детей о себе, семье, ее истории. Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.
Задачи:
1. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
2. Воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям.
3. Учить детей составлять рассказ о своей семье.
4. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
5. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
6. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
7. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
8. Укреплять детско-родительские отношения.
Предполагаемый результат:
1. Возрождение традиций семейного воспитания.
2. Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
3. Развитие партнёрских отношений в семье.
Этапы проекта :
1этап: Подготовительный (01.06.2014-13.06.2014)
2 этап: Основной(16.06.2014-28.08.2014)
3 этап: Заключительный(29.08.2014-31.08.2014)
1 этап Подготовительный.
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
• Подбор конспектов занятий, бесед;
• Довести до семьи важность данной проблемы. Заинтересовать темой проекта.
• Разработать консультации, родительские собрания, оформить уголок родителей. Подобрать полезную информацию по теме проекта : памятки, анкеты.
2 этап. Основной
Познавательные беседы:
«Моя родословная». Цель: рассказать о понятиях родословная, генеалогия; воспитывать чувство семейной сплоченности.
«Ты и твое имя». Цель: рассказать о понятиях фамилия, имя; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; узнать о происхождении или значении фамилии, имени.
«Моя семья». Цель: воспитывать уважение к членам семьи; рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения; познакомить с правом ребенка, воспитываться в семье; написать небольшой рассказ о себе (Ф. И. О., любимая игрушка, мультфильм, друг и т. д.)
«Чем я порадую своих родителей». Цель: воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей, прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.
«Моя дружная семья», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений», «Папа – мой лучший друг», «Мои близкие», «Как я помогаю маме», «Моя мама, мой папа» (расширение представлений детей о родителях, «Отдыхаем всей семьей»; «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); «Домашние обязанности» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома) ; и т. д.
Занятия по познавательному развитию:
«Моя семья».
«Братья и сёстры».
«О бабушках и дедушках».
«Самый дорогой человек»
Чтение детям сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко» и др.
Чтение и разучивание стихов:
«Посидим в тишине» Е. Благинина, «Мамин день» Г. Виеру, «Мама» Я. Ким, «Вот какая мама» Е. Благинина, Алексей Плещеев «Бабушка ты тоже маленькой была?.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья». «Детский сад», «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть», «Мы идем в гости», «День рождения», «Наш дом»;
• Дидактические игры: «Кто я» (укрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими, «Занимательная арифметика», «Занимательная история», «Семейные головоломки», «Кто кому мама, кто кому папа», «Занимательные профессии».
• Настольные игры «Собери мамин портрет», «Семья»,»На кого я похож», «Занимательная география».
• Пальчиковые игры.
Занятия по продуктивной деятельности:
«Платье для мамы».
«Вот какая мама».
Работа с родителями:
Памятки «Права и обязанности родителей», «Советы по воспитанию внуков».
Участие родителей в жизни группы.
Выставка рисунков «Моя семья».
3 этап. Заключительный
Семейное чаепитие в детском саду.
Формы реализации проекта :
Беседы.
Сюжетно – ролевая игра.
Занятия по познавательному развитию.
Занятия по продуктивной деятельности.
Чтение сказок.
Чтение и разучивание стихов.
Обеспечение: иллюстрации, художественная литература, тематические альбомы, картинки, цветные карандаши, альбомы, гуашь, цветная бумага, цветной, белый картон, ножницы, клей, атрибуты к сюжетно – ролевой игре.
Подведение итогов:
Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.