Татьяна Голубцова
Проект «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический.
Срок проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
• Семья
• Детский сад
• Родная улица
• Родной город
• Страна, ее столица, символика
• Права ребенка
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
• Беседы;
• занятия;
• рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
• выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
• заучивание стихов, пословиц, поговорок;
• творческая речевая деятельность;
• утренники, развлечения, праздники, конкурсы;
• дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• сочинение рассказов и сказок;
с родителями.
• Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
• анкетирование;
• фотоконкурсы;
• праздники.
План реализации проекта на 2016-2017 год
Сентябрь
«Моя семья»
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3. Рисование на тему «Я и моя семья».
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад.
1. Беседа на тему «Наши добрые дела»
2. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
3. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
4. Составление схемы «Я иду в свой детский сад»
5. Работа с родителями: собрание на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
Ноябрь
«Я живу на земле Можайской»
1. Игра – путешествие «Я живу на земле Можайской»
2. Рассматривание картинок «Можайский край»
3. Прогулка «Белая берёза под моим окном»
4. Работа с родителями: Консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья"
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»
3. Беседа «Государственная символика России»
4. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»
Январь
1. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой край»
2. Познавательное занятие в средней и старшей группах "Можайск - город воинской славы!"
3. Прогулка по окрестностям
4. Игра-викторина "Любимый город - Можайск" для средней и старшей групп
5. Экскурсия к памятнику-стеле "Город воинской славы"
6. ММО по нравственно-патриотическому воспитанию «Город воинской славы – Можайск»
7. Праздник «20 января - день освобождения Можайска»
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Нет - войне»
2. Рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»
3. Экскурсия к памятникам погибших воинов
4. Открытое занятие на тему: "Солдатом быть - Родине служить"
5. Ручной труд: «Подарок для пап и дедушек»
6. Аппликация «Родной город»
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2. Составление рассказов «Моя мама лучше всех»
3. Рисование «Портрет моей мамы»
4. Чтение стихов о маме
5. Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Москва-река».
1. беседа о Москва-реке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2. Экскурсия к Лужецкому монастырю и Москва-реке
3. Рисование на тему «Москва-река»
4. Аппликация «Подводное царство»
5. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
Май
«Этот День Победы»
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2. Экскурсия к памятнику Воину-освободителю, возложение цветов к Вечному огню
3. Районный фестиваль «Этих дней не смолкнет слава…»
4. Тематический праздник с родителями «День Победы»
5. Работа с родителями. Шествие «Бессмертный полк»
6. Развлечение «С днем рождения, любимый город!»
План реализации проекта на 2017-2018 год
Сентябрь
«Государственные символы России»
1. Беседа на тему «Символы России: герб, гимн, флаг».
2. Рисование на тему «Государственные символы».
3. Работа над понятиями: символ, герб, гимн.
4. Работа с родителями: тематическая беседа «С чего начинается Родина»
Октябрь
«Москва – главный город нашей страны»
1. Беседа на тему «Москва – столица нашей Родины»
2. Составление рассказа по картинам
3. Рисование на тему «Русская матрешка»
4. Работа с родителями: собрание на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
Ноябрь
«Народы России»
1. Беседа: «Кто живет на российской земле»
2. Чтение национальных рассказов
3. Рисование «Национальные костюмы»
4. Работа с родителями: Консультация на тему «Нации и дети"
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»
3. Беседа «Государственная символика России»
4. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»
Январь
«Можайск – город воинской славы»
1. Беседа «Славные подвиги защитников родной земли»
2. Познавательное занятие "Можайск - город воинской славы!"
3. Посещение краеведческого музея
4. Просмотр видеофильма о городе
5. Праздник «20 января - день освобождения Можайска»
Февраль
«Защитники Отечества»
1. Беседа на тему «Знакомство детей с образами русских былинных богатырей, с героическими подвигами русских людей»
2. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»
3. Прослушивание записи былин о Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
4. Разучивание поговорок о доблести, чести и славе
5. Ручной труд: «Подарок для пап и дедушек»
6. Праздник «День Защитника Отечества»
Март
«Природа родного края»
1. Беседа на тему «Знакомство с флорой и фауной Можайска и окрестностей»
2. Беседа «Сохраним природу вместе»
3. Рисование «Кто живет рядом с нами»
4. Виртуальная экскурсия в зоопарк
5. Работа с родителями: конкурс «Любимый уголок природы»
Апрель
«Москва-река».
1. беседа о Москва-реке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2. Экскурсия к Лужецкому монастырю и Москва-реке
3. Рисование на тему «Москва-река»
4. Аппликация «Подводное царство»
5. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
Май
«Этот День Победы»
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2. Экскурсия к памятнику Воину-освободителю, возложение цветов к Вечному огню
3. Районный фестиваль «Этих дней не смолкнет слава…»
4. Тематический праздник с родителями «День Победы»
5. Работа с родителями. Шествие «Бессмертный полк»
6. Развлечение «С днем рождения, любимый город!»
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.