Яковлева Екатерина
Проект «Родной Оренбург»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родной Оренбург»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Проект „Родной Оренбург“» размещена в разделах
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Оренбургу – городу, который является Родиной наших воспитанников.
В воспитании старших дошкольников на краеведческом материале учитывали следующее:
• Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно “входить” в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
• Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
• Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.)
• Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Рождество и др., познакомиться с жителями Оренбурга – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т. п.
• Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
• Создание такой развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
• Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Оренбургу должны передаваться детям.
Цель проекта :
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-7 лет (старший возраст)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
1 год.
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Оренбурга.
Перспективный план по ознакомлению с родным городом.
Сентябрь
Тема: «Школьники в семье».
Цель: Уточнить представление детей о месторасположении школы в своем микрорайоне. Воспитывать у детей чувство любви, гордость за принадлежность к своей семье.
Форма проведения: Экскурсия к школе. Предварительная беседа.
Работа с родителями. Заучивание стихов о школьниках.
Тема: «Улица, на которой находится наш д/с».
Цель: Познакомить с названием улицы, на которой находится детский сад и ее происхождением.
Форма проведения: Беседа. Чтение стихов о д/с.
Работа с родителями. Выставка совместных работ «Детский сад будущего»
Октябрь
Тема: «Моя родная улица».
Цель: Уточнить названия улиц микрорайона, в честь кого или каких событий они названы.
Форма проведения: Составление рассказов детьми. Рассматривание фотографий.
Работа с родителями. Подбор фотографий по теме.
Тема: «Важные места микрорайона (поликлиника, больница, почта и т. д.)
Цель: Уточнить представление о назначении данных учреждений в жизни людей, их расположении в микрорайоне
Форма проведения: Беседа.
Составление схемы расположения объектов. Целевые прогулки.
Работа с родителями. Составление рассказов «Мой микрорайон»
Ноябрь
Тема: «История города».
Цель: Познакомить детей с версией о происхождении названия города, архитектурой старого города.
Форма проведения: Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов о городе. Рассказ воспитателя.
Работа с родителями. Рассказы родителей о прошлом города.
Тема: «Реки в городе»
Цель: Знакомить с природными объектами края и их обитателями, давать правильную оценку предметам явлениям и нравственную оценку поступкам.
Форма проведения: Работа с картой. Беседа. Рассматривание иллюстраций, слайдов.
Работа с родителями. Рисование «Как мы отдыхали на речке»
Декабрь
Тема: «Работа моих родителей».
Цель: Познакомить дошкольников с предприятиями города, через обмен информацией о профессиях близких в семье, их доли участия в становлении города.
Форма проведения: Беседа: «Кем работают мои родители». Создание панорамы: «Предприятия города».
Работа с родителями. Рассказы родителей о своей профессии, участие в беседе с детьми.
Тема: «Новогодний город».
Цель: Отметить, как преображает город к празднику, развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к городу, чувство ответственности, удовлетворения, гордости.
Форма проведения: Экскурсия по праздничным улицам. Посещение ледовых городков, рассматривание снежных фигур и новогодних елок.
Работа с родителями. Изготовление макетов: «Новогодний дворик».
Январь
Тема: «Оренбургское чудо-пуховый платок».
Цель: Познакомить с народным промыслом родного края. Воспитание чувства уважения и гордости к труду оренбургских мастериц.
Форма проведения: Занятие. Рассказ воспитателя о народном промысле. Рассматривание рекламных проспектов о предприятии «Ореншаль». Рисование узоров паутинки на восковой пластинке.
Работа с родителями. Организация выставки работ: «Моя мама, бабушка – рукодельницы»
Февраль
Тема: «Спортивный город»
Цель: Познакомить со спортивными сооружениями города.
Форма проведения: Рассматривание открыток о спортивных сооружениях. Беседа: «Какими видами спорта можно заняться в нашем городе?»
Работа с родителями. Спортивный праздник: «Папа, мама, я-спортивная семья».
Тема: «По памятным местам».
Цель: Расширить представление детей о разных военных профессиях и родах войск. Знакомство с памятниками, мемориальными сооружениями защитникам.
Форма проведения: Рассказ воспитателя о памятниках города. Организация выставки.
Работа с родителями. Организация папки-передвижки: «По памятным местам».
Март
Тема: «Идем семьей в театр»
Цель: Знакомство с культурными объектами города (драмтеатр, театр музкомедии, областной театр кукол и т. д.). Воспитывать интерес к театральной культуре.
Форма проведения: Рассказы детей о посещении театра. Подбор фотографий, слайдов о культурных объектах города.
Работа с родителями. Организация выставки совместных рисунков: «Чудесный мир театра». Обмен впечатлениями.
Тема: «Любимые уголки нашего города».
Цель: Расширять представления о родном городе, его главных улицах, площадях, скверах, парках, местах семейного отдыха.
Форма проведения: Рассказы детей: «Где мы любим отдыхать?», создание альбома фотографий.
Работа с родителями. Домашнее задание: «Расскажи о любимых местах семейного отдыха».
Апрель
Тема: «Природа города и края».
Цель: Формировать представление о многообразии растительного и животного мира, воспитание бережного и созидательного отношения к природе родного края.
Форма проведения: Беседа. Рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире. Рассматривание карты Оренбургской области (раст. и живот. мир).
Работа с родителями. Создание самодельных книжек на экологические темы.
Тема: «Гагаринские места в Оренбурге».
Цель: Знакомить детей с памятными местами города: памятник, улица, летное училище и т. д.
Форма проведения: Рассказ воспитателя о первом космонавте. Рассматривание иллюстраций о памятных местах, связанных с именем первого космонавта.
Работа с родителями. Посещение памятных мест в выходные дни.
Май
Тема: «Герои города».
Цель: Формировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы города и области; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
Форма проведения: Организация мини-музея к Дню победы.
Работа с родителями. Посещение мемориала «Салют победа», Памятника Вечного огня и т. д.
Тема: «Знатоки родного города».
Цель: Систематизировать знания детей о родном городе и крае.
Форма проведения: Викторина
Работа с родителями. Участие родителей в викторине.
Прогнозируемый результат.
1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
3. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
5. Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Анкета для детей «Что ты знаешь о своем городе?»
Как называется наша страна?
Как называется город, в котором ты живешь?
Какие главные улицы и площади ты знаешь?
Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?
Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Анкета для родителей «Наш город»
Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?
Как проявляется этот интерес?
Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т. д. ?
Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?
Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?
Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.