Галина Рамазанова
Проект «Родина моя — Якутия»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рамазанова Галина Юрьевна.
Воспитатель МБДОУ №1 «Ручеек» ГО Жатай, Якутск.
Актуальность: Период дошкольного детства имеет особую значимость для становления личности и формирования нравственно – патриотических чувств, поскольку происходит усвоение общецивилизационных понятий, таких, добро и зло, справедливость, честь и бесчестие, правда и ложь, красота и безобразность, а также овладение теми нормами и правилами, согласно которым живут люди. У ребенка формируются основные социальные навыки, нравственные привычки, которые позволяют личности в дальнейшем осуществлять контроль и регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения путем конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.
Публикация «Проект „Родина моя — Якутия“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Цель: Формирование основ патриотизма, воспитание любви и уважения к культурным ценностям Якутии, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, республике;
2. Бережного отношения к природе и природным ресурсам родного края;
3. Интерес к культурному наследию своего народа;
4. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителю своего народа;
5. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
6. Знакомить с символикой республики Саха (Якутии).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Тип проекта: среднесрочный, групповой, информационно – творческий.
Срок проекта: Декабрь 2014 – апрель 2015г.
Ожидаемый результат:
1. Дети имеют представление о родной республике
2. Знают историю родного города Якутска, его достопримечательностей
3. Знают флору и фауну своей республики
4. Проявляют любовь и уважение к культурным ценностям якутов
5. Формируется бережное отношение к природным ресурсам родного края.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- оформление предметно-развивающей среды
- подбор методической литературы
- подбор художественной литературы
- изготовление якутских народных костюмов (совместно с родителями)
- подбор аудио и видеозаписей по данной теме.
2. Совместная деятельность:
- НОД
- беседы
- творческие мастерские (совместно с родителями)
- дидактические и подвижные игры
- участие в конкурсах и фестивалях.
3. Заключительный:
- итоговое мероприятие: КВН «Знатоки родного края»
- мониторинг.
План работы по проекту.
Декабрь
Цели:
Уточнить, расширить, закрепить знания о родном крае, о якутской и российской символике, воспитывать любовь и уважение к Родине. Знакомить детей с народной музыкой, развитие певческих навыков, танцевальных движений.
Мероприятия:
• книжная выставка, посвященная республике Саха-Якутия
• Чтение стихотворений якутских поэтов.
• Тематические беседы: «Гос. Символика», «Мой край», «Праздник Исыыах»
• стенгазета «Моя Якутия»
• Выставка рисунков «Дети рисуют Якутию»
• Дидактические игры:
• Собери картинку
• Что лишнее?
• Участие во 2-ом региональном конкурсе – фестивале «Бриллиантовые нотки»: «Зима начинается с Якутии». Диплом лауреатов 3 степени.
Январь
Цели:
Воспитывать бережное отношение к природным запасам республики, закрепить знания о животном мире нашего края.
Мероприятия:
Беседы:
- «Лес – краса и богатство Якутии»,
- «Реки нашей республики»
- «Животные и птицы наших лесов»
- Чтение якутских народных сказок о животных
Февраль
Цели:
Знакомство с якутским прикладным искусством, воспитание уважения к народным мастерам, учить беречь культурное наследие. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других.
Мероприятия:
Оформление фотоальбома «Народные промыслы нашей республики»
- творческие мастерские «Рисуем орнаменты»
«Якутские игрушки» изготовление игрушек из меха.
Открытое интеграционное занятие «Люби и знай родной край»
Март
Цели:
Вызвать интерес к народным подвижным играм, развитие быстроты, силы, ловкости.
Мероприятия:
Ознакомление с якутскими народными подвижными играми
- “Петушиный бой»
- “Ловкий охотник”
- «Водопой»
- «Лиса и заяц» и др.
Беседа «Дети Азии»
Апрель
Цели:
Познакомить детей с международными детскими спортивными играми, проходящими в городе Якутске.
Обогащение и стимулирование детского творчества
Мероприятия:
Беседа «Международные детские спортивные игры – «Дети Азии»
Участие в республиканском межэтническом конкурсе – фестиваль «Любовь моя – песня якутская». Диплом лауреатов 1 степени.
Телевизионный конкурс «Северные звездочки»
Май
Цели:
Закрепить полученные знания о родной республике, об истории города и его памятниках, о растительном и животном мире Якутии, якутских народных сказках и подвижных играх.
Мероприятия:
Итоговое мероприятие КВН «Знатоки родного края»
Участие педагога в международном круглом столе в номинации «Викторина: Широка страна моя родная». Диплом 1 степени
Заключение:
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно -развивающая среда в группе. Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
«Люби и знай родной свой край»
Интеграционное занятие
Подготовительная группа
Цель: Расширять знания детей о Якутии; знакомство с якутским прикладным искусством; закрепление навыков рисования гуашью; активизация словаря: туесок, чорон, кытыа.
Предварительная работа:
1. Беседы о Якутии
2. Рассматривание папки – передвижки (Флаг Якутии, Лес – краса и богатство Якутии, Летний якутский праздник – «Ысыах», Якутское прикладное искусство)
3. Беседа «Якутск – любимый город» (стенд)
4. Чтение якутских народных сказок.
План занятия:
1. Вводная беседа
2. Знакомство с якутской посудой
3. Танец с чоронами
4. Раскрашивание силуэтов чоронов
5. Итоговая беседа
Материал: видеоматериал о Якутии, чороны, якутские национальные костюмы, силуэты чоронов из картона, белая гуашь, тонкие кисти, аудиозапись якутской мелодии.
Ход занятия:
1. Ребята, давайте вспомним в какой республике мы живем?
• Правильно, мы живем в республике Саха (Якутия)
• Столица нашей республики город Якутск. Этот город раскинулся на берегу реки Лены, одной из крупнейших рек нашей страны.
В полукружиях гор, что покрыты сосною,
На холмах крутоверхих над Леной – рекой
Ты воздвигнут умельцами давней порою.
Гордость тундры, таежных чащоб – мой Якутск.
Якутск – один из старейших городов Восточной Сибири и Дальнего Востока, основан в 1632 году казаком – землепроходцем Петром Бекетовым, в долине именуемой Великая Туймаада, где по преданиям жили прародители якутов Омогой и Эллей. Здесь была возведена четырехугольная крепость, сейчас это памятник старины.
Якутск – довольно старый город, со своей историей.
Особенностью нашего города является то, что стоит на вечной мерзлоте, ее еще в народе называют «Царица холода». Город Якутск называют «городом на курьих ножках», потому что все дома строятся на сваях из-за вечной мерзлоты. Вечная мерзлота – это очень большое добро природы! Она бережет воду, не дает ей глубоко просочиться в землю. Она помогает строить шахты, мосты и большие склады – холодильники. Такому холодильнику не надо ни электричества, проводов, ни моторов. А еще ученые научили людей, как на вечной мерзлоте выращивать хорошие травы для домашних животных: коров и лошадей. А помог им в этом мамонт. Он сохранился в вечной мерзлоте как в холодильнике. Изучая его, ученые узнали, какой была Якутия много веков назад. И этому мамонту поставили памятник возле института мерзлотоведения.
Чтобы наша республика была красивой, чтобы на лугах цвели травы и луговые цветы, нужно беречь вечную мерзлоту.
Наша республика богата не только полезными ископаемыми: каменным углем, золотом и алмазами, но и талантливыми людьми, умельцами народных промыслов. Даже в старые времена якуты выделялись довольно высокой культурой. Культура эта проявлялась во всем: в быту, в жилище, одежде и украшениях. Якутским ремесленникам было подвластно все: и дерево и металл, и кость, они творцы великолепных вышивок и аппликаций из бисера, ткани и меха. Посмотрите, у нас Саша и Аина одеты в национальные якутские костюмы, давайте рассмотрим, какие красивые украшения на Аине, а у Саши на рубашке интересная вышивка якутским орнаментом.
Я предлагаю вам игру «Что лишнее?» (Детям предлагаются слайды с изображением якутских костюмов, посуды, украшения, обувь, игрушки. Например: три изображения одежды и одно украшение).
В обработке дерева местные ремесленники достигли большого мастерства, вся посуда делалась из березы.
Сегодня я познакомлю вас с якутской посудой (детям предлагаются слайды с изображением посуды):
• Это туески, они сделаны из бересты. Береста – это кора дерева березы. Скреплены они конским волосом, с туесками ходили в лес за грибами и ягодами.
• Это чаша называется кытыа, она изготовлена из дерева, как вы думаете, для чего можно использовать кытыа? (для хранения масла, сметаны, творога и т. д.)
• А это чорон, он тоже сделан из дерева. Из чорона пьют якутский напиток – кумыс. Чорон – это любимый и обязательный предмет в жизни каждого якута, он особенно необходим на народных праздниках, свадьбах. Чорон с кумысом подносили на свадьбе жениху и невесте, с чороном встречали гостей. Вся посуда украшена узорами. Узоры, народные умельцы вырезали вручную. Это очень кропотливая работа, требующая усидчивости, внимания, аккуратности и терпения.
Саша и Аина подготовили нас сюрприз: якутский народный танец с чоронами. (Дети исполняют таней).
А сейчас мы рассмотрим разные образцы чоронов и элементы орнаментов, давайте вспомним, как они называются (зубчатый, копытцевидный, сердцевидный, арочный, ноготь). Выберите понравившийся вам орнамент и распишите свой чорон. (Включается аудиозапись с якутской мелодией и дети приступают к работе).
- Кто закончил, положите свои работы на стол и пока они подсыхают, мы с вами расскажем, что нового вы узнали, что вам больше всего понравилось. (Дети высказывают свое мнение).