Елена Никонова
Проект «Тихая моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования даны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, уметь активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, достаточно хорошо владеть устной речью и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, проявлять любознательность, наблюдательность, обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знать произведения детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п., должен быть способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В стандарте даны и основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, учет этнокультурной ситуации развития детей. Для реализации принципов, целей, задач, целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта мной был разработан проект «Тихая моя родина». В ходе реализации проекта по этой теме мной решались задачи по патриотическому воспитанию детей, и по формированию познавательных интересов, познавательной активности детей, и по развитию речи и ее выразительности.
Публикация «Проект „Тихая моя Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Цель проекта
Формирование ценностного отношения к малой родине посредством ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями вологодских авторов.
Задачи проекта
1. Развивать у детей потребность в новых представлениях о своей малой родине.
2. Развивать познавательную активность, творческие способности, нравственные чувства детей на близком, доступном и значимом для них материале.
3. Развивать у детей произвольную память, речь, выразительность движений, стремление к познанию в разных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, любовь к родному краю, чувство гордости за свою родину и ее знаменитых земляков.
5. Ориентироваться на педагогическое сообщество нового типа, расширять образовательное пространство, круг его участников (ребенок, педагоги, родители, работники музеев, библиотеки, экскурсоводы).
Степень новизны
Новизна проекта «Тихая моя родина» заключается в том, что при разработке проекта мною были изучены, проанализированы, отобраны и систематизированы литературные произведения вологодских авторов, доступные детям старшего дошкольного возраста. Разработано и внедрено в воспитательно-образовательный процесс содержание, формы, методы и приемы по ознакомлению старших дошкольников с литературным потенциалом Вологодской области. Создана предметно-пространственная развивающая среда в группе, активизирующая развитие у детей ценностного отношения к малой родине.
Этапы и сроки реализации
Срок реализации: долгосрочный (2,5 года).
Этапы:
1. Информационно-накопительный.
На данном этапе изучались интересы детей для определения целей проекта, изучала и анализировала, отбирала литературные произведения вологодских авторов, доступные по содержанию детям старшего возраста. Мною были подобраны произведения для непосредственно-образовательной деятельности, для организации совместной деятельности (наблюдения на прогулке, трудовая и игровая деятельность, праздники, экскурсии, беседы по социально-нравственному воспитанию с использованием проблемных ситуации, ознакомление с окружающей действительностью по темам: «Мой город», «Я и моя семья», «Край, в котором я живу»). При выборе литературных произведений учитывались следующие критерии: доступность, художественные достоинства, их значение для развития у старших дошкольников познавательной и эмоциональной активности, чувства патриотизма, бережного отношения к природе. Так стихи вологодской поэтессы Татьяны Петуховой направлены на развитие у детей воображения, творческого потенциала, мышления, на воспитание любви к природе, к ближнему. Они легки для заучивания наизусть, подходят для игр драматизаций на праздниках, бесед на нравственные темы, их можно использовать во время наблюдений на прогулках, во время игровой деятельности, в них заложено много проблемных ситуаций.
Игорь Северянин – «король поэзии». Детство и отрочество поэта прошли в Череповце. Его стихи прекрасны, но сложны для детей. Мною было найдено несколько стихов, которые доступны для детского понимания. Они показывают красоту родного края, всю глубину человеческих чувств. Это такие стихи как: «Ветер», «На сенокосе», «Странички детства», «Принцесса мимоза» (отрывок, «Моя дача», «Поэзия майских дней», «Русская», «В парке плакала девочка», «Маргаритки», «Песня горничной», «Песенка о зайце».
Поэзия Николая Рубцова – национальное достояние России. Она содержит огромный нравственный потенциал. Стихи поэта воспевают красоту родного края, любовь к Родине. Поэтому при отборе литературных произведений уделила большое внимание творчеству знаменитого земляка.
Василий Белов – известный писатель, настоящий патриот своей малой родины. Сказки «Родничок», «Мишук», сборник «Рассказы для детей», «Рассказы о всякой живности» интересны и понятны детям. Мною были подобраны стихи о Череповце, о родной природе, явлениях общественной жизни вологодских поэтов: Ольги Фокиной, Александра Яшина, Аллы Новиковой, Маргариты Проворовой, Эльвиры Челноковой, Валентины Глушанковой, Анатолия Мартюкова, Антонины Медведской, Николая Матвеева, Сергея Викулова, Сергея Орлова, Капиталины Большаковой, Антонины Каютиной. Владимира Пашова, Николая Дружининского, Натальи Сидоровой, Олега Квашина, Юрия Леднева, Александра Башлачева, Александра Пошехонова.
Сказки и рассказы череповецкой писательницы Людмилы Целуйко, сказки и стихи Маргариты Юдиной, Ольги Кульневской, рассказы Виктора Астафьева, Александра Яшина, Сергея Викулова, Сергея Багрова, Татьяны Гогулиной, Виталия Гарновского, Михаила Фарутина, Анатолия Ольхон. Для работы над проектом были использованы путеводитель «Вологодская область», альбомы: «Мой родной Череповец», «Вологодское кружево», «Вологодский лен», «Ручное узорное ткачество»; книги: «Вологодские зори», «История Череповца», «Сказание о земле Вологодской». Для работы над проектом также были оформлены папки и картотеки: «Стихи о природе Игоря Северянина», «Стихи о природе Аллы Новиковой», «Стихи о птицах вологодских авторов», «Стихи, рассказы, сказки с детской страницы газеты «Голос Череповца»», «Стихи о зиме и Новом годе Татьяны Петуховой», «Стихи об овощах Татьяны Петуховой», «Стихи о животных Татьяны Петуховой», «Стихи Татьяны Петуховой на экологическую тему», «Стихи Татьяны Петуховой на нравственную тему», «Сказки о Деде Морозе Ольги Кульневской», «Сценарии детских праздников на экологическую тему», папки с материалами о жизни и творчестве Николая Рубцова, Татьяны Петуховой. Собраны ноты к песням, написанных на слова вологодских авторов, диски, аудиозаписи с песнями вологодских авторов, диск с песнями о Череповце, написанных на стихи череповецкой поэтессы Эльвиры Королевой, видеофильмы о Вологодской области, о Николае Рубцове, о Вологде, о Татьяне Петуховой, создана мультимедийная презентация о творчестве Татьяны Петуховой. В группе оформлен мини-музей «Дикие животные Вологодской области». Мной разработаны и проведены автобусная экскурсия в дом-музей Игоря Северянина (деревня Владимировка, усадьба Лотаревых); поэтические гостиные: «Тихая моя Родина» по стихам Николая Рубцова, «Давайте друзья в любую погоду будем беречь родную природу» по стихам Татьяны Петуховой, образовательная деятельность по сказке Василия Белова «Родничок» и по стихотворению Татьяны Петуховой «Наша земля». Созданы авторские дидактические игры «Птицы нашего города», «Деревья нашего города», «Профессии нашего города» и др.
К 70-летию Победы оформлен альбом «Мы победили в той войне…» со стихами о войне поэтов-вологжан.
В групповой комнате оформлен уголок патриотического воспитания детей, в котором расположены карты России, Вологодской области, города Череповца; дидактические игры по знакомству с родным краем и городом; флаги страны, области, Череповца; государственная символика; портрет президента; аудиозаписи, развивающие игры «Собери герб города», «История города Череповца»; наборы открыток с видами городов нашей области, буклеты, плакаты, фотоальбомы: «Я и моя семья», «Мой любимый детский сад», «Наш край», «Столица нашей Родины – Москва», «Народные игры Вологодской области» и др.
2. Организационно-практический.
На данном этапе поставила задачу: разработать эффективные формы, методы и приемы по ознакомлению старших дошкольников с литературным потенциалом Вологодской области и внедрить в практику своей работы с детьми в рамках проекта «Тихая моя родина».
Схема реализации проекта «Тихая моя родина».
Содержание:
Формы работы с детьми: Методы и приемы:
1. Ознакомление, углубление и систематизация знаний о жизни и творчестве вологодских литераторов. - Образовательная
деятельность;
- прогулки;
- праздники;
- литературные гостиные;
- конкурсы;
- экскурсии;
- театральная деятельность;
- игровая деятельность;
- трудовая деятельность;
- беседы;
- акции;
- консультации для родителей и педагогов.
- Слушание песен, пение;
- разучивание танцев;
- рисование по литературным произведениям и по итогам экскурсий;
- оформление книжек-малышек, фотоальбомов;
- организация выставок книг, фотографий, рисунков;
- просмотр мультимедийных презентаций, видеороликов;
- наблюдения за явлениями живой и неживой природы;
- труд на «огороде» и на участке детского сада;
- чтение стихов, рассказов, сказок;
- анализ литературных произведений;
- заучивание стихов, чтение их на праздниках, литературных гостиных, экскурсиях, родительских собраниях;
- инсценирование;
- игры-драматизации;
- проблемные ситуации;
- моделирование;
- работа с заместителями;
- изготовление костюмов, театральных атрибутов;
- рассматривание книг, буклетов, иллюстраций, фотографий;
- составление рассказов, загадок, лимериков.
2. Развитие познавательной активности, творческих способностей, нравственных и патриотических чувств детей на близком, доступном и значимом материале.
3. Развитие памяти, речи, выразительности движений, интереса к театрально-игровой деятельности.
4. Воспитание чувства гордости за своих знаменитых земляков, воспитание любви к родному краю, родной природе.
5. Ориентация на педагогическое сообщество нового типа, расширение образовательного пространства, круга его участников (дети – педагоги - сотрудники музеев – работники детской библиотеки - экскурсоводы – родители).
Составила перспективное планирование работы с детьми для старшей и подготовительных групп (см. Приложение).
3. Презентационно-завершающий.
Выставка альбомов, рисунков, сборников загадок, рассказов детей.
Праздник совместно с родителями «С чего начинается Родина?».
Оценка этапов реализации проекта.
Участники
Дети и их родители, воспитатель, специалисты детского сада (педагог познавательного центра, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, экскурсоводы, работники библиотеки, Музейного объединения.
Условия реализации
Для реализации данного проекта необходимо создать следующие условия:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в рамках реализации данного проекта.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).
Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к произведениям художественной литературы через различные виды детской деятельности.
Формирование культуры личности детей, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Формирование социокультурной среды (тесное сотрудничество с родителями воспитанников, специалистами детского сада, работниками музеев, библиотеки, туристической фирмой «Колумб», соответствующей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей по данной теме.
Создание предметно-пространственной среды в группе для успешной реализации проекта.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается, прежде всего, в создании благоприятных условий для успешной адаптации и социализации дошкольников на дальнейших ступенях системы российского образования.
Формирование активной жизненной позиции детей, чувства гордости за свою родину и ее знаменитых земляков.
Возможность использования проекта «Тихая моя родина» в воспитательно-образовательной работе в системе дошкольного образования.
Повышение профессиональной компетентности воспитателя и специалистов детского сада.
Результат
В группе была создана предметно-пространственная среда, активизирующая развитие у детей ценностного отношения к своей малой родине. Постоянно поддерживалась связь с музейной комнатой детского сада: обмен экспонатами, репродукциями, литературой. Считаю, что созданные условия в группе, расширение педагогического пространства: сотрудничество с родителями, специалистами детского сада, с музеями, библиотекой, туристической фирмой способствовали достижению цели по формированию у детей ценностного отношения к малой родине посредством ознакомления дошкольников с творчеством вологодских авторов. Дети знают многих вологодских писателей, они стали интересоваться их жизнью и творчеством; у детей появилось чувство гордости за своих знаменитых земляков; расширился кругозор; дети стали более активными, любознательными. У детей очень заметны творческие успехи в музыкальной, изобразительной, театральной деятельностях. У детей улучшилась речь, память, воображение. Дети стали эмоциональнее, добрее друг к другу, у многих детей повысилась самооценка и уверенность в себе, своих силах и способностях.
Педагоги и воспитанники нашей группы активно участвовали в жизни детского сада и городских конкурсах: «Знатоки родного края», «Как прекрасен этот мир». И даже дети на сегодняшний день, учась в школе участвуют и занимают призовые места в конкурсах ( например: «Школьный конкурс чтецов С. С. Орлова, посвященный памяти поэта, в рамках Года литературы в России» - Девяткина Виталина, диплом победителя (2015г.). Дети почувствовали себя жителями Вологодской области, города Череповца, у них появились ростки гражданственности, сформировалось бережное отношение к родной природе. Дети пошли в школу подготовленными, согласно целевым ориентирам федерального государственного стандарта на этапе завершения дошкольного образования. Родители стали активными участниками проекта : участвовали в образовательной деятельности, помогали в создании мини-музея в группе, рисовали и готовили поделки для различных выставок, ездили на экскурсии, проводили мастер-классы и т. д.
Список литературы
1. А. Башлачев. Посошок, - Ленинград, Лира, 1990.
2. Альбом «Вологодское кружево», - Вологда, ООО Издательский дом «Цветной мир, 2010.
3. Альбом «Вологодский лен», - Вологда, ВИРО, 2013.
4. А. Новикова. Стихи мои – моя душа, Череповец, Издательский дом, Череповец, 2005.
5. А. Яшин. Журавли, – М., Малыш, 1983.
6. А. Яшин. По своей орбите, – М., Современник, 1990.
7. В. Астафьев. Стрижонок Скрип, - М., издательство Малыш. 1979.
8. В. Белов. Рассказы о всякой живности. Н. Рубцов. Первый снег. Стихи. Иллюстрированное издание, - М., Прогресс – Плеяда. 2005.
9. В. Белов. Собрание сочинений в пяти томах. – М., Современник, 1991.
10. Вологодские зори. Сборник, - М., Современник, 1987.
11. Вологодские поэты – детям. Стихи, - Череповец, Издательский дом Принт, 2011.
12. В. И. Армеева, И. А. Армеева. Доброе слово. Книга по литературному краеведению, - М., Технологическая школа бизнеса, 2001.
13. Г. Колосова. Кирилло-Белозерский монастырь, - Череповец, Издательский дом «Принт», 2008.
14. Журнал «Окраина» № 6 – Череповец, 2003.
15. Заветное словечко. Сказки Вологодского края, - Вологда, Учебная литература, 2008.
16. И. В. Цветкова. Пособие «Мой родной Череповец», - Череповец, Издательство «Порт – Апрель», 2008.
17. И. Северянин. Стихотворения. Поэмы, - Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1988.
18. Литературно-художественный журнал «Автограф», № 40, посвященный 70-летию Н. Рубцова, - Вологда, 2005.
19. Л. Целуйко. Подарок с неба. /Серия «Чудеса Деда Мороза»/, Череповец, «Порт – Апрель», 2005.
20. Л. Целуйко. Встреча на Млечном пути. / Серия «Чудеса Деда Мороза»/, Череповец, «Порт – Апрель», 2005.
21. Л. Целуйко. Сказки. Самый первый карнавал. Дед Мороз летом. Как снеговички маму нашли. Загадочный мешок. Волшебная подушка. Снежные человечки. Как считать снежинки. / Серия «Истории Деда Мороза»/, Череповец, ООО ПЦ «Граффити», 2008.
22. Л. Целуйко. Сказки. Зуб мудрости. Художники. / Серия «Зимние истории»/, Череповец, ООО ПЦ «Граффити», 2008.
23. Л. Целуйко. Сказка «Мастера»./ Серия «Лесные истории»/, Череповец, ООО ПЦ «Граффити», 2008.
24. Л. Целуйко. 10 уроков по экологии. Сказки и рассказы на экологическую тему. / Серия «Экологический проект»/, Рыбинск, ООО «Принтер», 2007.
25. Н. Рубцов. Русский огонек». / Стихи, переводы, воспоминания, проза, письма. (2 тома, - Вологда, КИФ Вестник, 1994.
26. Н. Рубцов. Я люблю, когда шумят березы. – М., ЭКСМО, 2005.
27. От лица Череповца. Сборник стихов. – Череповец, Полиграфист, 2005.
28. С. Ю. Баранов, Е. А. Скупинова. Сказание о Земле Вологодской, - Вологда, Учебная литература, 2007.
29. С. Юдина. Сборник сказок и стихов «Сурко», Череповец, Издательский дом Череповец, 2012.
30. Т. Л. Петухова. Бабушкины сказки, - Вологда, Полиграф – Периодика, 2012.
31. Т. Л. Петухова. Дивное царство, - Вологда, Полиграф – Книга, 2011.
32. Т. Л. Петухова. Доброе слово, - Ярославль, Верхне-Волжское издательство, 1990.
33. Т. Л. Петухова. Лохматый подарок, - Вологда, Полиграф – Книга, 2007.
34. Т. Л. Петухова. Разного роста мечты, - Вологда, Северо–Западное книжное издательство, 1991.
35. Т. Л. Петухова. Солнышко, - Архангельск, Северо–Западное книжное издательство, 1966.
36. Туесок: книга для детей и их родителей по литературе Вологодского края /Составил С. Ю. Баранов/, - Вологда, Учебная литература, 2013.