Ольга Рукавишникова
Проект «Робототехника с детьми ОВЗ на основе технического модуля «Технолаб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ней ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Публикация «Проект „Робототехника с детьми ОВЗ на основе технического модуля „Технолаб“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
С 2019 года я решила реализовать долгосрочный п проект «Робототехника с детьми ОВЗ на основе технического модуля «ТЕХНОЛАБ» в котором будут участвовать не только дети, но и их родители.
Актуальность:
Ведь для детей с ОВЗ обучение - важнейшая часть социализации и реабилитации.
Робототехника - это решение задач в игровой форме и с понятными для ребенка учебными материалами.
Реализация проекта реабилитационной робототехники направлена на развитие творческих технических навыков у детей. Оптимальная форма обучения в такой ситуации – это предметно-практическое обучение, когда дети, осваивая робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают определённый «продукт» своей деятельности – модель и возможность представить его сверстникам. Подобная презентация продукта своего творчества – важный аспект социализации и самореализации для детей с ОВЗ, этап личностного развития ребёнка.
Конструирование в рамках проекта - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Конструирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о своём проекте, что способствует развитию речи и умению публичных выступлений.
Вид проекта : творческий, коллективный, долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей- подготовительной группы «Любознайки»
Безусловно, внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеет преимущества. Например,
- Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения.
- Предоставление одинаковых возможностей для освоения инновационных технологий, например, программирования или моделирования.
- Формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса.
Цель:
Главная цель занятий - научить детей наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми, а также формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества : лего-конструированию и робототехнике на основе конструктора «ТЕХНОЛАБ»
Задачи:
• Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение, формировать умения создавать различные модели по образцу, условиям, по собственному замыслу;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
• развивать у старших дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
В результате освоения Программы, обучающиеся будут знать:
• правила работы с конструктором «ТЕХНОЛАБ»; • название и назначение всех деталей конструктора «ТЕХНОЛАБ»;
• условные обозначения деталей конструктора; • способы соединения деталей; • этапы работы над проектом при конструировании модели по схеме, заданию, замыслу; уметь:
• читать схему;
• конструировать по схеме, заданию, замыслу.
Формы аттестации (педагогическая диагностика) : Формой аттестации в рамках проекта является педагогическая диагностика сформированности навыков, которая осуществляется следующими способами:
• наблюдение за ребенком в процессе создания модели;
• наблюдение за ребенком в процессе создания коллективных работ (макетов); • результаты участия в конкурсах различных уровней: образовательной организации, муниципальных, региональных, международных.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• готовая работа; • диагностические карты; • фото- и видеоматериалы;
В процессе реализации проекта дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.
Календарно-тематическое планирование проекта
Месяц № Тема занятия Задачи Конструктор
Октябрь 1 Вводное занятие. Основы работы с «ТехноЛаб»
«Соберём улитку»
Формировать представления о способах работы с конструктором: о видах деталей, о способах соединения; о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором, о правилах безопасного поведения при работе с конструктором. Развивать отношения партнерства, умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте №1
2 «Соберём ветряную мельницу»
Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте №2,3
3 «Подводная лодка» Учить конструировать по рисунку, самостоятельному подбору необходимому строительного материала. Развивать навыки по конструированию. Работать парами, осуществлять контроль качества работы друг друга.
Образовательный робототехнический модуль Технолаб
детали для конструирования по технологической карте №5
4 «Соберём пчелу/бабочку»
Учить конструировать по рисунку, самостоятельному подбору необходимому строительного материала. Развивать навыки по конструированию. Работать парами, осуществлять контроль качества работы друг друга.
Образовательный робототехнический модуль Технолаб
детали для конструирования по технологической карте №6
Ноябрь 1 «Лебедь»
Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте №7
2 «Коала»
Продолжать учить конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы.
Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 8
3 «Белка» Продолжать учить конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы.
Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 9
4 «Пингвин» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 10
Декабрь 1 «Велосипед» Развивать навыки по конструированию. Работать парами, осуществлять контроль качества работы друг друга. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 11
2 «Танк» Развивать навыки по конструированию. Работать парами, осуществлять контроль качества работы друг друга. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 12
3 «Автобус» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб» детали для конструирования по технологической карте №13
4 «Легковой автомобиль» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб» детали для конструирования по технологической карте № 14
Январь 1 Каникулы
2 Каникулы
Январь 3 «Грузовик» Продолжать учить конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы.
Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 15
4 «Сани» Продолжать учить конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы.
Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 16
Февраль 1 «Бульдозер» Продолжать учить конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы.
Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 17
2 «Самолет» Развивать навыки по конструированию. Работать парами, осуществлять контроль качества работы друг друга. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 18
3 «Кролик» Продолжать развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 19
4 «Брахиозавр» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 20
Март 1 «Выставка» сборка по выбору детей из ранее собранных моделей. Продолжать учить конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимые строительные материалы.
Проявлять самостоятельность Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте
2 «Трицератопс» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 22
3 «Олень» Продолжать развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 23
4 «Краб» Продолжать развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в парах.
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 24
5 «Муравей» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них функциональные части и особенности строения. Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте № 25
Апрель 1 Выставка работ детей Развивать самостоятельность при выборе модели для сборки. Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте.
2 Игра «Угадай мою модель»
Конструирование по образцу
Образовательный робототехнический модуль «Технолаб»
детали для конструирования по технологической карте.
В процессе реализации проекта дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.
Ребята активно и успешно участвуют в различных конкурсах: