Ольга Пучка
Проект «Рязань — моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – познавательный.
Вид проекта : среднесрочный, 3 месяца (с 01.09.2020 по 25.11.2020)
Руководители проекта : Булекова И. А., Пучка О. Н.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель проекта : Способствовать развитию познавательного интереса к родному краю, его историческому прошлому, формирование чувства патриотизма, повышение активности участия родителей в образовательном процессе.
Публикация «Проект „Рязань — моя Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
Задачи проекта :
С детьми:
1. Обучающие:
Осуществлять ознакомление дошкольников с родным краем.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
2. Развивающие:
Способствовать развитию интереса к изучению истории Рязанской области.
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей.
Знакомить детей с природой Рязанской области.
3. Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.
С родителями :
Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизма.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интеграции.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой и т. п.
Условия реализации проекта :
Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни Рязанской области, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие исторической педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т. п.
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом : их знания и любовь к Рязанской области должны передаваться детям.
Актуальность. Теоретические основы проекта.
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятие детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гумманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего города; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей. Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном крае.
Практическая значимость проекта предусматривает деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».
Итоговым продуктом проекта является :
Оформление фотоколлажа «Мой край родной».
Изготовление лэпбука.
Презентация проекта для педагогов.
План реализации проекта
Этапы Цели Задачи Ожидаемый результат
Руководители проекта Рабочая группа
1. Подготовительный Определение цели, выбор участников Объяснить, обосновать цели проекта Выявить уровень знаний о теме проекта - выбор темы проекта,
- работа с методической литературой по данной теме
2. Организационный *Разработка этапов проектной деятельности.
*Разработка диагностики уровня знаний детей о родном крае.
*Разработка анкет для родителей. *Сформулировать задачи.
*Выбрать информацию из источников.
*Обосновать критерии оценки. Мотивационная готовность участников к работе над проектом.
3. Практический *Реализация перспективного плана.
*Отслеживание промежуточных результатов. Осуществить мероприятия с детьми и родителями :
*Разработать схемы реализации проекта через разные виды деятельности
*Разработать конспектов занятий.
*Разработка тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста. *Работа по перспективному плану.
*Сбор и оформление наглядного материала.
*Изготовление семейных мини-проектов.
*Посещение достопримечательностей. *Оформление проекта.
*Создание условий для реализации проекта.
*Создание предметно-развивающей среды.
*Систематизация знаний о родном городе.
4.
Контрольно-оценочный *Анализ результатов.
*Обобщить положительный опыт.
*Наметить перспективы на будущее. *Анализ проектной деятельности. *Проведение диагностики
*Представление уголка по краеведению Теоретическая и практическая готовность к освоению новых знаний и умений по теме проекта.
Формы и методы работы с детьми:
Занятия, беседы
Чтение художественной литературы
Слушание аудио. Просмотр видео
Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
Викторины, досуги
Дидактические, с/ролевые игры и т. д.
Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
Выставки творческих работ детей.
Формы и методы работы с родителями :
Консультации
Родительские собрания
Дни открытых дверей
Конкурсы
Организация фото
Тематические праздники
Экскурсии в музеи города
Целевые прогулки к достопримечательностям города
Обеспечение проекта :
Картины, альбомы, иллюстрации, карты
Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
Исторические документы, фотографии
Семейные проекты (альбомы)
Презентации семейных проектов (слайд-шоу)
Методическая, краеведческая, художественная литература
Буклеты, наборы открыток
Форма презентаций:
Выступление для педагогов ДОУ по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с историей и культурой родного края».
Предполагаемые результаты:
Дети:
Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре родного края.
Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
Воспитатели:
Разработка конспектов занятий.
Практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители :
Повышение педагогической компетентности и интереса к работе ДОУ.
Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Создание семейных проектов :
«История создания города Рязань»;
«Люди, прославившие город Рязань»;
«Любимые уголки родного края»;
«Есенин 125 - лет»
«Традиции края»;
«Музеи Рязанской области»;
«Памятники архитектуры Рязанской области»;
«Достопримечательности Рязанского края».
Предметно-развивающая среда:
Уголок патриотического воспитания «Моя малая Родина».
Анкета для родителей.
Формирование у детей патриотического воспитания.
1. Что, по - вашему, является главным в формировании патриотизма:
просмотр фильма
чтение литературы
изучение архивов семьи
посещение музеев, выставок.
2. Как будете закреплять знания детей:
беседовать
рассматривать книги, альбомы
закреплять в рисунках, поделках
создавать семейный фильм, фотовыставку
ваш вариант ответа.
3. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов:
рекомендации по теме
подбор литературы по теме
подробную консультацию.
4. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по
созданию уголка краеведения:
сделать фотомонтаж
составить с ребенком творческий рассказ
принести семейные реликвии для выставки
создать фильм «Я – Рязанец»
создать проект про Рязань
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?
3. Беседуете ли Вы о родном городе?
4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?
6. Совершаете выезды на природу?
7. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
8. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?
Викторина для родителей
Окский заповедник
1. Дикий бык. (Зубр)
2. Мещерские болота. (Мшары)
3. Птица, украшавшая герб города Скопина. (Скопа)
4. Каким полезным ископаемым богата рязанская земля? (Торф)
5. Писатель Михаил… заметил, что Ока - самая русская река из всех. (Пришвин)
6. Обширная равнина на левом берегу Оки. (Мещера)
7. Какое дерево изображено на гербе города Пронска? (Дуб)
8. Правый приток Оки. (Проня)
9. С какой рекой сравнивают по плодородию пойму Оки после разлива? (Нил)
Тайны Рязанского Кремля
1. Чем по сути является Кремль? (Крепость)
2. Архитектор верхнего яруса со шпилем колокольни. (Воронихин)
3. В xv веке на месте нынешней колокольни была … башня.
4. Что находится в Консисторском корпусе?
5. Этот собор является домовой церковью рязанских князей. (Архангельский)
6. Чем является Христорождественский собор для рязанских князей? (Усыпальницей)
Знаменитые люди рязанского края
1. Лауреат Нобелевской премии, написавший «Архипелаг ГУЛАГ». (Солженицын)
2. Русский биолог и селекционер. (Мичурин)
3. Актриса, известная ролями в фильмах «Дети понедельника», «Личная жизнь королевы». (Розанова)
4. Российский физиолог, чье имя носит Рязанский медицинский университет. (Павлов)
5. Мать Петра I. (Нарышкина)
6. Композитор, написавший музыку к российскому гимну. (Александров)
7. Бывший тренер «Спартака» и сборной России по футболу. (Романцев)
8. Советский ученый-конструктор, разработавший ракетный комплекс «Сатана» не имеющий аналогов. (Уткин)
9. Советский актер, известный ролью короля в фильме «Золушка». (Гарин)
10. Поэт, автор слов романса «Мой костер в тумане светит …» (Полонский)
11. Русский ученый, основоположник современной космонавтики. (Циолковский)
Тайны рязанского края
1. Главная достопримечательность Рязани. (Кремль)
2. Женщина-героиня, освободившая рязанский народ из татарского плена. (Авдотья)
3. Блистательный Свод рязанских повестей. (Задонщина)
4. Старое название современной Рязани. (Переяславль)
5. Историческая родина Есенина С. А. (Константиново)
6. Где расположен Иоанно-Богословский монастырь? (Пощупово)
7. Первомайский проспект до революции - … шоссе. (Троицкое)
8. Крепость, которая в XIII веке запирала устье реки-Москвы при ее впадении в Оку. (Коломна)
9. Где находится дом-музей И. П. Пожалостина. (Солотча)
10. Народное название Рязанского края. (Рязанщина)
Памятка для родителей
Известные люди о воспитании любви к Родине"
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А. С. Макаренко).
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В. Белинский).
"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).
"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А. И. Герцен).
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В. А. Сухомлинский).
Тематический план работы.
Время проведения Тема Цель Форма проведения
СЕНТЯБРЬ
Месторасположение Рязанской области.
Ознакомление детей с месторасположением Рязанской области
Занятие
История родного края.
Ознакомление дошкольников с историческим прошлым
Беседа, презентация
ОКТЯБРЬ
Народы, населяющие
Рязанскую область.
Ознакомление с культурным обликом родного края.
Беседа
Традиции, сложившиеся в Рязанской области.
Ознакомление с традициями и праздниками Рязанской области
Беседа, презентация
НОЯБРЬ
Национальные костюмы Рязанской области
Ознакомление с костюмами Рязанской области
Занятие, презентация
Природа Рязанской области
Ознакомление детей с природой родного края
Беседа, презентация
Конспекты занятий и бесед.
Конспект занятия
«Знакомство с Рязанской областью»
Цель: Познакомить детей с месторасположением Рязанской области.
Задачи:
Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать новое о том месте, где они родились и живут;
Способствовать осознанию того, что Рязанский край является нашим общим домом, малой родиной;
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к его истории, традициям, культуре.
Методы и приемы:
сюрпризный момент
разговор
беседа
показ с названием
пояснение
вопросы
Рассматривание
Оборудование и материалы:
карта России
карта Рязанской области
письмо
Ход занятия
- Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте прочитаем его. (чтение письма)
Ребята посмотрите, что это перед нами на доска за странная картина, что это? (Ответы детей)
Правильно, карта! А что на ней изображено? Для чего она нам нужна? (Ответы детей)
Ребята, подойдите поближе, давайте с вами посмотрим, где на этой карте находится наша страна. Вот она, огромная страна, наша страна очень большая, больше всех на земле, ее омывают моря и океаны, много рек и озер и т. д
Ребятки, а как называется наша страна? (Ответы детей)
Правильно Россия.
Россия это наша с вами Родина, в ней много городов и деревень. И каждый из нас родился в определенном городе или деревне - это называется малая родина.
Вот я родилась в селе Рязанской области
А в каком городе вы родились и живете? (Ответы детей)
Правильно, давайте посмотрим на карте, где мы с вами находимся?
Вот, в этом месте на карте живем мы с вами.
Физкультминутка:
«А у нас в Рязани» Ау нас в Рязани (выставление ноги на пятку) Все грибы с глазами (сгибание пальцев рук) Их едят, они глядят (имитация ресниц) А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку) Мы все на свете знаем (наклоны в стороны) Знаем в космос мы пути (подняться на носочки) И сквозь землю как пройти (наклоны вперед) И где север, и где юг (прикладывание ладоней ко лбу, посмотреть налево и направо) Все расскажем тебе друг (повороты вокруг себя) Вот тут, вот тут, дети умные живут (руки вперед, встать прямо)
Скажите, а Рязань этот город или деревня? (Ответы детей)
Давайте посмотрим красоту нашего края на картинках.
Вот мы с вами посмотрели картинки деревни, города. Что вы заметили разного? Чем город отличается от деревни? (Ответы детей)
Подведение итогов занятия. (Ответы Детей)
Наш город - это наша малая Родина, самое родное место на земле. И мы должны гордиться своим поселком, его достопримечательностями.
Конспект беседы
«Из истории Рязанского края»
Цель:
расширять и закреплять знания о родном городе Рязани.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с историей родного края, с его героическим прошлым.
Закрепить знания детей о гербе города Рязани.
Приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям через фольклор, народные праздники и традиции.
Обогащать и развивать словарный запас детей.
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа:
Беседы о Рязани : история, культура, народные промыслы, достопримечательности и т. д.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о родном крае, рассматривание альбомов «Прошлое и настоящее Рязани».
Прогулки родителей с детьми по городу Рязани.
Чтение былин о богатырях земли рязанской, о знаменитых людях, прославивших современную Рязань, разучивания стихотворений, пословиц, поговорок, песен о Рязани.
Ход беседы
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о нашей Родине. В России найдется немного городов, которые имели бы столь древнее, столь богатое историческими событиями прошлое, как Рязань. Слова «Рязань» и «рязанцы» давно стали символами для обозначения одного из коренных районов России, которые на протяжении всей ее истории были главными источниками сил и ресурсов.
1. Рязанский край, хлеба густые
Лугов взволнованная ширь.
Рязань, Рязань – ты дочь России,
Народ Рязанский – богатырь! Это стихи известного поэта, гордость Рязанского края, Сергея Александровича Есенина.
2. Рязань один из 30 крупнейших городов России. Расположен он на правом берегу реки Оки. Город основан в 11 веке (1095 г.). Он старше Москвы.
3. Рязань имеет свой герб, вот как он выглядит
На гербе изображён защитник и покровитель г. Рязани князь Олег Рязанский.
4. г. Рязань был столицей Рязанского княжества. Это была мощная укреплённая крепость. В начале 13 века (1237 г.). Рязань была полностью разрушена ханом Батыем.
5. Город неоднократно разрушали, но снова и снова русский народ его восстанавливал.
6. В течение веков Рязань обороняла Россию с востока и юга. Рязанская земля была полем битвы и обороны России. «Что ни год, то на Рязани рать, что ни 10 лет – то нашествие» - гласит русская поговорка.
7. История Рязани древняя, самобытная и очень глубокая. В ней много славных, достойных памяти страниц.
8. Славится Рязань своими красивыми местами: полями, лесами, реками и озёрами. Гордится Рязань Мещерским парком. Для посетителей парка созданы экологические тропы.
9. В нашей группе есть мини – музей «Моя Рязань». В нём много экспонатов, которые рассказывают нам о жизни народа в прошлом.
10. Древняя Русь славилась своими умельцами. Здесь представлены своеобразные ремёсла. Это изделия из бересты (показать, кухонная утварь из древесины; деревянные игрушки. Куклы из разных материалов (солома, лён).Есть макет православного храма с колоколами.
11. Это кухня. Здесь хозяйка хлопотала по хозяйству. Здесь всё сделано своими руками: посуда, вся утварь и гордость хозяина дома – русская печь. «Без печи хата – не хата». В печке готовили еду, пекли хлеб; еду готовили вот в таких чугунках, а из печи доставали ухватом, вот как он выглядит; на печи сушили одежду, грибы, ягоды, рыбу. В крепкие морозы на ней спали всей семьёй. Нашу печь мы можем затопить, вот посмотрите.
12. Женщины были все рукодельницы. Свой скромный быт они украшали сами: ткали ткани – шили одежду; вышивали. Известны на весь мир русские рушники, дорожки. Вот они – посмотрите.
13. На кроватях кружевные подзоры. Здесь стоят сундуки, в них хранили одежду. К потолку в избе подвешивали зыбку, где спал маленький ребёнок. Зыбку занавешивали пологом, чтобы малышу ничто не мешало спать. А вот здесь дочки и мамы наряжались к празднику.
14. Когда – то в каждой губернии был свой отличный от других наряд. Мы вашему вниманию представляем кукол, одетых в национальную одежду.
Русский народ жил тяжело и трудно. Но несмотря на все тяготы жизни песне и пляскам находилось время. А молодые парни соревновались в быстроте, ловкости, смекалке.
15. Шло время. Всё менялось. Изменилась и жизнь в Рязани. Теперь все мы носим современно отличную от того времени одежду, обувь, живём в других домах. У нас в домах нет печек, чугунков, как у наших прабабушек и прадедушек. Про всё это мы узнаём из музеев.
16. Много выдающихся людей воспитала Рязанская земля. Многие из них оставили свой след не только в истории Рязани, но и в России.
17. С Рязанским краем связаны имена многих известных всему миру деятелей науки и искусства, культуры:
18. Сейчас Рязань – это современный город. Он растёт и развивается. Безусловно, всем, кто любит городскую архитектуру, памятники, парки, здесь будет интересно погулять.
Есть интересные здания – гостиный двор, дом Морозова 17 в., где проживал писатель Салтыков – Щедрин; памятник Евпатию Коловрату, Сергею Есенину и мн. др.
Есть в Рязани свой Арбат – улица Почтовая – место для неспешных прогулок.
Ну, вот на сегодня, думаю я, хватит.
Давайте будем учиться любить свою Родину, гордиться ею. Любовь к Родине начинается с любви и уважения друг к другу, ну, а, чтобы это всё было так, надо научиться прощать, слышать и помогать друг другу.
Предлагаю Вам посмотреть видео о Рязанском крае