Макарова Александра
Проект «Ритмическая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 69» г. Сыктывкара
Проект
«Ритмическая сказка»
Для детей 2 младшей и средней группы
Из опыта музыкального руководителя
Макаровой Александры Анатольевны
Сыктывкар 2017
Паспорт проекта :
Вид проекта : творческо- игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети 2 младшей и средней групп, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников
Публикация «Проект „Ритмическая сказка“» размещена в разделах
Образовательная деятельность: музыкально - ритмическое развитие
Цель проекта :
Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр, упражнений, наглядных пособий.
Задачи:
1. Развивать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность;
2. Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично двигаться под музыку;
3. Воспитание личностных качеств (доброта, терпеливость, уважение друг к другу);
Актуальность темы
«Пространство и время наполнены материей,
подчиненной
законам вечного ритма»
Эмиль Жак-Далькроз
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т. д. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Проблемами развития чувства ритма занимались и занимаются многие педагоги и музыканты. Огромный вклад для решения этой проблемы внёс немецкий композитор, музыкант, педагог Карл Орф (1895-1982). Орф широко использовал в своей работе музыкальные инструменты и говорил о том, что сначала был барабан, барабан вызывал танец, а значит барабан-это метафора, псевдоним ритма, следовательно, сначала был ритм. Орф говорил, что ритму нельзя научиться, его можно разбудить, освободить в человеке. В программе М. А. Трубниковой «Учимся играть по слуху» так же уделяется большое внимание развитию чувства ритма, т. к. оно является важной ступенью к обучению игре на музыкальных инструментах. Психолог Б. М. Теплов отмечал, что: «Музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими «внемузыкальными» средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших приделов».
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
То же самое можно сказать о развитии музыкально-ритмического слуха у детей, так как музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизирует умственную деятельность ребенка, которая приобретает творческий характер. К наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры, а так же интерактивные музыкально-дидактически е игры.
Музыкально-ритмические пособия в основном используются на музыкальных занятиях в качестве учебного материала. Музыкально-дидактические игры могут использоваться детьми вне музыкальных занятий в самостоятельной деятельности. Для этого в каждой группе имеется набор музыкально-дидактических игр (в музыкальных уголках, которые имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.
Основным принципом в развитии музыкально-ритмического слуха (как и в любом другом) является принцип от простого к сложному, позволяющий малышам постепенно осваивать разнообразие движений, игр, упражнений.
Развитие музыкально-ритмического слуха является фундаментом к последующему гармоничному музыкальному развитию ребенка, как в обучении игре на музыкальных инструментах, пении, хореографии так и во многих других разделах художественной деятельности, поэтому развитие чувства ритма в детском саду необходимо начинать на музыкальных занятиях с первой младшей группы. У детей формируются определенные навыки воспроизведения ритма, которые порой, проявляются неосознанно.
Предполагаемый результат:
1. Дети должны научиться определять свойства звука (долгий, короткий, понимать значение слова «Ритм»;
2. Чётко воспроизводить простейшие ритмические рисунки в хлопках, притопах, в движении и на музыкальных инструментах;
3. Научиться правильному звукоизвлечению на ударных, шумовых, нетрадиционных музыкальных инструментах;
4. Играть на металлофоне более сложный ритмический рисунок, индивидуально и в ансамбле;
5. Уметь пользоваться схемами, наглядными музыкально-дидактическими пособиями;
6. Вывести детей на более высокий уровень музыкального развития;
Предварительная работа:
1. Мониторинг по выявлению музыкальных способностей воспитанников;
2. Консультации для воспитателей;
3. Встреча с родителями с консультацией об актуальности данной проблемы;
4. Изготовление родителями нетрадиционных музыкальных инструментов из бросового материала;
5. Изготовление музыкально-дидактических пособий по данной теме;
6. Знакомство с народными сказками : «Колобок», «Теремок», просмотр видео на мультимедиа системе;
7. Дидактические игры с помощью интерактивной доски;
8. Разработка плана работы на 2 года обучения;
Роль родителей в реализации проекта
1. Консультации и беседы для родителей на тему «Развитие ритмического слуха детей дошкольного возраста»;
2. Изготовление музыкальных инструментов своими руками из бросового материала, проявление фантазии и выдумки каждой семьи;
3. Организация выставки творчества «Музыкальные игрушки»;
Работа с воспитателями:
1. Совместная работа с воспитателями по созданию интерактивных игр и дидактических пособий, демонстрационного материала;
2. Чтение художественной литературы, беседы с детьми;
3. Консультации для воспитателей на тему «Роль развития ритмического слуха детей младшего возраста»
Описание проекта
Ритм, в переводе с греческого, означает мерное течение. Этот термин не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму : и наступление времени года, и смена дня и ночи, и биение сердца.
Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразительное средство. Длительность - одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образуют ритмический рисунок. К сожалению, не у всех детей развиты музыкально - сенсорные способности, и развитие чувства ритма является одной из важнейших задач музыкального воспитания. Для развития чувства ритма можно использовать различные приё мы: природные (хлопки, притопы, голос, ударные, шумовые инструменты. А так же различные наглядные средства: музыкально-дидактические игры и пособия.
Именно наглядность - эффективное средство познания объективной деятельности ребёнка. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Сложность и своеобразие музыкального ритма, особенность его восприятия требует привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств.
Проект «Ритмическая сказка» реализовался в несколько этапов. На предварительном этапе мною была проведена диагностика по выявлению музыкально - ритмических способностей детей для постановки задач на два года обучения. Диагностика по выявлению уровня ритмического слуха, проводилась по следующим критериям:
1. Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах заданного ритмического рисунка;
2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями;
3. Соответствие движений ритму музыки с изменением темпа;
Ниже приведена таблица с результатами педагогического диагностирования о выявлении уровня развития ритмического слуха детей во второй младшей группе.
Имя ребёнка Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями. Соответствие движений ритму музыки с изменением темпа. Уровень
Арина 1 2 1 3
Женя 2 2 2 2
Лёня 1 1 1 3
Игорь 2 2 1 3
Даниил 1 1 1 3
Люда 1 1 1 3
Дима Г. 2 2 2 2
Юля 1 2 2 3
Олег 1 1 1 3
Алёна 2 2 2 2
Рома 1 2 1 3
Дима П. 1 1 1 3
Саша 2 2 2 2
Антон 2 2 2 2
Нина 3 2 3 1
Оля 3 3 3 1
Настя 1 1 1 3
Низкий уровень-58,9% Средний уровень 29,4% Высокий уровень-11,7%
Результаты оценивались по следующей шкале:
3 балла -ребёнок справился с заданием самостоятельно
2 балла - ребёнок справился с заданием небольшой помощью взрослого
1 балл -ребёнок не справился с заданием
Таким образом, мы видим, что преобладает низкий уровень развития ритмического слуха у детей. Исходя из этого, возникла необходимость повысить уровень развития ритмических способностей детей.
На основании результатов диагностики я определила задачи на первый год обучения для 2 младшей группы и для их решения, я разработала перспективный план, где подобрала музыкальный репертуар, с помощью которого реализовались бы поставленные задачи.