Елена Пухова
Проект «Ремесла на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №35 г. Апатиты Мурманской области
Проект «Ремесла на Руси»
Выполнили: воспитатель Пухова Елена Васильевна
Воспитатель Алексеева Наталья Анатольевна
Апатиты
2016
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Ремесла на Руси“» размещена в разделах
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель проекта :
1. Повышение компетентности родителей в вопросах истории и национальных традиций России.
Задачи проекта :
• Познакомить детей и родителей с народными промыслами;
• Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
• Формировать у родителей педагогическую направленность на приобщение детей к истокам народной культуры.
• Развивать навыки художественного творчества детей и родителей.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : родители, дети подготовительной группы, педагоги.
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Коммуникативная деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Охватываемые образовательные области: коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, поисково-исследовательская деятельность, физическая культура.
Этапы проведения проекта :
Подготовительный этап.
• Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта с помощью родителей.
• Оформление серии выставок для детей и родителей по русским народным промыслам.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Работа с родителями:
o Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
o Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.
o Помочь разучить стихи, рассказы.
o Составить и разучить короткие рассказы по теме.
o Посетить вместе с группой библиотеку-музей.
o Приглашение на открытие музея.
Основной этап – познавательный, практический.
• Проведение тематических занятий, оформление выставок народного быта. Совместное изготовление с родителями поделок, рисунков. Выставки для родителей.
• Проведение занятий, бесед с участием родителей.
• Экскурсия в историко-краеведческий музей в сопровождении родителей.
• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек для родителей.
• Чтение сказок, былин и литературных произведений в семье.
• Разучивание русских народных игр с участием родителей.
Заключительный этап – презентация проекта.
• Фотовыставка «Наши работы», «Народная игрушка», «Как рубашка в поле выросла»
• Представление материалов проекта педагогам, детям старшей группы.
• Презентация проекта родителям.
Предполагаемый результат:
Познакомить детей и привлечь внимание родителей к историческому и культурному наследию родного края.
Закрепить знания и представления детей и взрослых о народных промыслах России.
Заинтересовать и привлечь родителей к участию в образовательном процессе.
Перспективное планирование
Тема Цель Работа с родителями
Что такое народная культура России. Экскурсия. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). Посещение музея в сопровождении родителей.
Русские народные сказки. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.
Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей. Привлечение родителей к чтению русских сказок в семье. Совместное творчество детей и родителей по мотивам народных сказок.
Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.
Русский самовар и чаепитие на Руси Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.
Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям. Мини-музей чая – фотопрезентация.
Знакомство с русским национальным костюмом. Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Презентация проекта для родителей, экскурсия в библиотеку-музей им. Гладиной.
Русские народные игры. Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Консультация для родителей.
Труд и ремесла на Руси. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. Составление родителями и заучивание коротких рассказов по теме.
Русские народные игрушки. Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Консультация для родителей в родительском уголке.
Игрушка – матрешка. Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. Консультация для родителей.
Золотая хохлома. Золотая хохлома. Рисование.
Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение. Выставка детских работ.
Сказочная гжель. Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
Выставка детских работ.
Филимоновские игрушки - свистульки.
Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук. Консультация для родителей
Богородские игрушки. Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке. Консультация для родителей.
Дымковские игрушки.
Дымковский конь. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки. Совместное творчество детей и родителей.
Городецкие игрушки. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти. Предложить родителям сделать эскиз городецкой игрушки и расписать ее вместе с ребенком.
Искусство Жостова.
Жостовский букет. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.
Знакомство с «Русской избой» Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Экскурсия в музей.
Развлечение «Русская ярмарка»
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей и родителей к декоративно - прикладному искусству появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Родители и дети стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях и взрослых, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
9. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.