ирина мисюрина
Проект «Речецветик» для организации занятий по интересам
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Публикация «Проект „Речецветик“ для организации занятий по интересам» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА :
В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е. В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.
Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
ТИП ПРОЕКТА :
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ - долгосрочный:
ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА : групповой.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшей группы «Б»
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА – практико – ориентированный.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : развитие и совершенствование речевой деятельности как условия овладения детьми грамотой и письмом.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Научить детей определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
2. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: дети 5 – 6 лет
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : сентябрь 2019 год – май 2020 год.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• развит фонематический слух и восприятие;
• правильно произносить все звуки;
• выделять из слов звуки;
• отчетливо и ясно произносить слова;
• усвоение лексико-грамматического строя речи;
• выделять слова и предложения из речи;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза;
• раскрывать смысл несложных слов;
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Направление деятельности: информационно-методическое
- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
Разработка учебно-методического комплекта:
- подборка игр и упражнений;
- подготовка демонстрационного и наглядного материала;
Направление деятельности: мотивационно-целевое
- Стимулирование мотивации к получению знаний у детей.
- Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету обучение грамоте
Форма организации :
• Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
• Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта
Направление деятельности: познавательное
Форма организации :
• Беседы с детьми.
• Создание проблемных ситуаций.
• Дидактические игры и упражнения.
• Направление деятельности: практико-ориентированное
Форма организации :
Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры направленные на:
- развитие навыков звукового анализа,
- умение составлять прямые и обратные слоги;
- умение детей делить слова на слоги;
- умение составлять предложения, объединенные тематически;
- воспитание речевого внимания;
- развитие речевого аппарата, отработку дикции;
- совершенствование навыков звукового анализа;
- закрепление умения детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.
Направление деятельности: практическое
Форма организации :
• Логопедическое развлечение по итогам деятельности.
• Фотоальбом проделанной работы.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Оценка эффективности реализации проектной деятельности проводится на основе:
• данных планового мониторинга уровня речевого развития детей в структурном подразделении «Детский сад» (сентябрь и май);
• наблюдений за ребёнком;
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Колесникова Е. В. «От Адо Я».
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Логопедические занятия в детском саду». Старшая группа.
3. Волина В. Занимательная азбуковедение.
4. Рыжаккова Е. Н., Буланович Н. И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М. ,
5. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М. ,
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.