Лучший педагог года

Проект «Речь на кончиках пальцев» во второй младшей группе

Елена Перетягина
Проект «Речь на кончиках пальцев» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

(среднесрочный с 10.01.2016г. по 30.04.2016 г.)

«Речь на кончиках пальцев»

развитие мелкой моторики в процессе пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста

(2 младшая группа)

Разработала воспитатель: Перетягина Е. В.

2016 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно – творческий.

Публикация «Проект „Речь на кончиках пальцев“ во второй младшей группе» размещена в разделах

По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение.

По характеру координации: открытый.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

*дети младшего дошкольного возраста;

*воспитатель ;

*родители.

По продолжительности: среднесрочный (январь-апрель) .

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими усл овиями, различными инфекциями. Проб лема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибо льшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проп риоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области

Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимули рование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.

Объект – формирование связной речи у детей.

Гипотеза: предпо лагается, что развитие мелкой мото рики позволяет более эффективному развитию связной речи.

Задачи:

1. Рассмотреть анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи.

2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики.

3. Рассмотреть сред ства развития мелкой моторики.

4. Заключение.

Предполагаемый результат:

-дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж,

-познакомятся с разными техниками аппликации (обрывная аппликация, -аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень.

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получат необхо димые знания по данной теме;

- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;

- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скован ность движений.

Роль родителей в реализации проекта: повторение с детьми дома упражнений на развитие мелкой моторики;

I ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

- изучение и подбор методической литературы;

- создание картотеки пальчиковых игр;

- работа с детьми по развитию мелкой моторики;

- составление календарного плана (приложение № 1).

В нашей группе проводится регулярная работа по развитию речи с детьми, обновляется предметно-развивающая среда, пополняется объем развивающих, дидактических игр и пособий.

Начинать развивать мелкую моторику пальцев рук следует с самого раннего возраста.

1. Перед занятиями осо бое внимание уделяется проведению пальчиковых игр. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Простой способ для начального этапа – это вождение указа тельным пальцем правой руки круговых движений по ладони левой руки, затем поочередное загибание пальцев на руке от мизи нца до большого пальца, делать решетку из пальцев. Стихотворных вариантов множество. Например:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

- Необходимо научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. Можно использовать следующие стихи:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

- Для тренировки могут быть использованы и упражнения без речевого сопровождения. Например, «человечек» - указате льный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, «пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безы мянного и мизинца.

- Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

- Формировать умение детей поочередно соединять большой и указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь-кулак-ладонь-ребро (ладони)».

2. Массаж ладоней и пальцев рук.

Массаж пальчиков детки уже могут выполнять самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. Массаж ладоней мы проводили с помощью массажных мячиков в сочетании со стихами. Перед занятием воспитатель прокатывает по столу мячик и называет имя ребенка. Ребенок ловит мячик.

- (имя ребенка) скажи, пожалуйста, какой мячик по форме?

- какого цвета мячик?

- какой мячик гладкий или колючий?

(закрепление понятий «форма», «цвет», «качество предмета»)

- на кого похож мячик, если он колючий? (на ежика)

Вариант № 1

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

(одной рукой ребенок поглаживает по ладони другой руки колючим мячиком)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

(одной рукой ребенок держит мячик, другой поглаживает)

Вариант № 2

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Стимулирующее воздействие оказыв ает массаж на функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.

Массаж ладоней рук с помощью грецкого ореха.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила, (с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда).

И снесла яичко

Умничка-синичка, (воспитатель кладет орешек в «гнездо»).

Ты яичко покатай

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –

Так у птиц заведено (с этими словами ребенок катает орешек между ладонями).

3. Помимо пальчиковых игр следует занимать ребенка и предметными играми – мозаика. Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Хорошо использовать разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Пона чалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Я предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

4. Нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застегивание - расстегивание пуговиц, шнуровка. Это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

5. Игры с различными видами конструктора. В конструировании разв ивается координация кисти, логическое мышление и простра нственное воображение.

6. Игры с горошками (катание между ладонями, активизирует нервные окончания, снимает напряжение) при этом проговаривая:

(с именем ребенка) или считалке:

«Саша шла, шла, шла

и горошину нашла,

а горошина упала

покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох – скоро вырастет горох!»

-Упражнения с зубными щетками (растирание подушечек пальцев)

-Игры с крупами «Сухой бассейн» (для таких игр чаще всего используют гречку, горох, фасоль) .

- «Спрячь платочек»

Предложить ребенку скомкать носовой платочек от уголка и постараться спрятать его в кулачке.

- «На лыжах»

На столе перед ребенком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребенок ставит в них указательный и

средний пальцы – это «ноги лыжника». Все сопровождаем стихами:

Мы идем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

- «Котенок кусается»

Прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от

указате льного пальца к мизинцу) :

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

- «Гусь»

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

-Дай, хозяйка, корма мне

Раньше чем моей родне!

- «Рисунок на крупе». На поднос насыпаем манную крупу. Проводим пальчиком ребенка по крупе. Предлагаю на рисовать что-нибудь по желанию (цветочки, забор, дождик, волны) .

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности. Лепка: пластилинография «Пластилиновая бабочка»

С целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста я много внимания уделяю такому творчеству как пластилинография.

Игры с мозаикой. Раз витие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Хорошо использовать разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Пона чалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Я предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет вы полнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

Игры с крышками - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Хочу поделиться с вами опытом, как можно использовать эти крышки в обучающем процессе работы с детьми. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов игры по рече-звуковому развитию.

Дидактическая игра «Маленький ёжик». Цель: формирование у детей звуковой культуры речи. Задачи: упра жнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [фь,] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи.

-Маленький ёжик, четверо ножек,

Ёжик по лесу идёт, песенку поёт:

Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу

На спине листок несу,

самый сильный я в лесу- всё, что нужно принесу!

Маленький ёжик, четверо ножек,

Ёжик по лесу идёт, песенку поёт:

Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу

На спине листок несу,

самый сильный я в лесу- всё, что нужно принесу!

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Цель: формировать умение детей дифференцировать звукоподражания, развитие мелкой моторики.

Работа по книге Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги»— это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возмож ностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

-«Гусенечка»

По дорожке я ползу

Перебираю ножки,

Мечтаю бабочкою стать,

Чтоб по цветам легко порхать.

Пальчиковая гимнастика- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение под ражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

-«За столом»

Бабушка очки надела,

У стола на стул присела

Только в книжку заглянула,

Улыбнулась и … уснула.

-«Каша»

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

Всем дадим по ложке

II ЭТАП- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

- родительское собрание;

- папка – передвижка «Пальчиковые игры»;

- привлечение участников к реализации проекта.

РОДИТЕЛИ:

Цель: повысить уровень знаний родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

1. Родительское собрание: консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей», показ презентации «Речь на кончиках пальцев».

2. Анкетирование родителей на тему: «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» (приложение № 2).

3. Беседа с родителями на тему: «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка».

4. Папка – перед вижка «Пальчиковые игры».

5. Рекомендации для родителей «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей» (приложение № 3)

III ЭТАП -ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- подведение итогов.

Напомню, что в двигательной области коры голо вного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития.

Организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить ребенка самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для дос тижения своей цели.

На практике стало видно, что, выполняя разные упражнения, дети достигают заметного развития мелкой моторики рук, которая оказывает положительное влияние на развитие устной речи. Замечательно стимулирует работу многих отделов головного мозга.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способ ствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список используемой литературы:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

2. Варенцова Н. С. Готовим руку к письму. Занятия с детьми трех-четырех лет// Дошкольное воспитание. 1996 №2.

3. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М. : Владос, 2001

4. Гуськова Т. В. Трехлетние дети в саду и дома // Дошкольное воспитание. 1983. №4.

5. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2.

6. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2012.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги»,Санкт-Петербург, «Корона- Век», 2007 г.

Публикации по теме:

«Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования«Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования Пособие по мелкой моторике. "Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться.

Конспект отрытого занятия во второй младшей группе по развитию мелкой моторики пальцев рук «Волшебный лес» Конспект отрытого занятия во второй младшей группе по развитию мелкой моторики пальцев рук «Волшебный лес». Цель: Развивать мелкую моторику,.

Консультация для родителей «Развитие дошкольников — на кончиках пальцев» Консультация для родителей «Развитие дошкольников на кончиках пальцев» Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие.

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшей группы. «Тренируем руки — развиваем речь» Актуальность выбранной темы: Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены.

Проект по сенсорному развитию «Мир на кончиках пальцев» Выполнила: Светличная Т. В. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики, и,.

Проект «Сказка на кончиках пальчиков» Проект «Сказка на кончике пальчиков» Для детей от 1 года до 2 лет. Паспорт проекта Название проекта «Сказка на кончике пальчиков». Вид проекта.

Проект во второй младшей группе детского сада «Мой детский сад — второй мой дом». проект во второй младшей группе детского сада "Мой детский сад - второй мой дом". 1 этап. Цель проекта: формирование духовно-нравственного.

Проект «Здоровье на кончиках пальцев» Паспорт проекта Наименование проекта: «Здоровье на кончиках пальцев» Тип проекта: По тематике – информационно-практико-ориентированный.

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Движение и речь» Цель: показать родителям влияние уровня двигательной активности на развитие речи. Задачи: 1. Познакомить родителей с взаимосвязью движений.

Биоэнергопластика-здоровье на кончиках пальцев Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных и инновационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Речь на кончиках пальцев» во второй младшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 10:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Речь на кончиках пальцев» во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Перетягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД