Горькавая Наталья
Проект «Ребусы — гимнастика для ума»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений. В основе актуальности проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л. С. Выготского, П. П. Блонского, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, В. В Давыдова, А. И. Мещерякова, И. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори.
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Проекты, проектная деятельность
- Ребусы, шифровки
- Темочки
Эксперименты таких ученых, как: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин и др. по изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста.
Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. П. П. Блонский подчеркивал: «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей».
Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.
Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т. п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.
Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.
Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.
К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т. е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.
Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.
В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.
У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной.
Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.
Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания.
Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:
• Знакомство с окружающим его миром и явлениями природы;
• Развивает логическое мышление, память, воображение.
• Расширяют кругозор детей;
• Развивают зрительную и моторную память; внимание через яркие рисунки, картинки.
• Развивает речь ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки.
2. Цель проекта
Развитие логического мышления у старших дошкольников через разгадывание и составления ребусов.
3. Задачи проекта
1. Развивать логическое мышление, активность, инициативность, способность отстаивать свою точку зрения.
2. Организовать в группе игровую развивающую среду для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников;
3. Повысить мотивацию детей к познанию окружающего мира посредством проблемного обучения;
4. Способствовать созданию активной позиции родителей в развитии познавательных способностей дошкольников.
4. Адресная направленность проекта
Воспитанники подготовительной группы к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
5. География проекта
Тюменская область, город Нижневартовск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 «Журавушка».
6. Сроки реализации проекта
Вид проекта – среднесрочный (3 недели).
7. Нормативно-правовая база проекта
1. Закон РФ «Об образовании»
2. ФГОС дошкольного образования
3. Труды: Л. С. Выготского, П. П. Блонского, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, В. В Давыдова, А. И. Мещерякова, И. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Е. А. Флериной.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
8. Календарный план реализации проекта
Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки исполнения Ответственные
Подготовительный - Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
- Подготовка развивающей среды в группе;
- Подбор игровой мотивации;
- Разработка плана работы с детьми и родителями; 1 неделя Воспитатель
Основной Знакомство детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия.
Активизация родителей по составлению совместно с детьми буклетов, мини-книжек «Ребус – это зарядка для ума», «Как разгадать ребусы?» 2 неделя воспитатель
Заключительный Выставка детско-родительских работ «Вот так ребус»
Презентация проекта «Ребусы- гимнастика для ума» на педагогическом совете ДО 3 неделя Воспитатель
9. Ожидаемый результат
- обогащение предметно-развиваюшей среды группы для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников;
- повышения мотивации детей к познанию окружающего мира через решение и разгадывание ребусов;
- умение ребёнка логически мыслить, находить связь между предметами, осуществлять анализ и синтез при разгадывании ребусов.
10. Риски, связанные с реализацией проекта
Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты Возможности преодоления
Низкая активность родителей при реализации проекта Использование всех активных форм и методов для привлечения родителей, создание инициативной группы родителей для привлечения менее активных родителей для реализации проекта
11. Жизнеспособность проекта
Продолжать работу по развитию логического мышления дошкольников, используя ребусы всех видов в общеобразовательной и совместной деятельности, развивать умения самостоятельно составлять ребусы воспитанниками.
Осветить и распространить данный педагогический проект и его значимость среди коллег, на специализированных сайтах интернета
Вывод
Работая над темой «Ребусы – гимнастика для ума», я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.
Известно, что мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.
Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение… Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.
Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:
- стимулировать практическую деятельность;
- развивать способности к мыслительным операциям;
- развитие самостоятельности;
- создание предметно – развивающей среды;
- содействовать овладению родителями методами использование игр и упражнений для развития логического мышления.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.
12. Список используемой литературы
1. Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.
2. Городкова Т. В., Елкина Н. В. «Детские кроссворды»., М., 2014. – 353с.
3. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. — М. : ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.
4. Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.
5. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М. : АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с.
6. Математические шарады и ребусы/Н. В. Удальцова - М. : Чистые пруды, 2010 – 32с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып. 35).
7. Мочалов Л. П. Головоломки. — М. : Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с.
Электронные ресурсы
1.https://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.https://galia.rusedu.net/post/5445/101714
3.https://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html