Светлана Забродина
Проект «Ребенок-исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа снабдила ребёнка одним единственным инстинктом – накопления разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым. И этот инстинкт очень силё н: ребёнок старается всё увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно- образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основы экологического мышления человека. Практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего и осознания, обобщения, приведение в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих а природе.
Публикация «Проект „Ребенок-исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребёнка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учёта собственной жизнедеятельности.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Работая по программе «Детство», изучая новинки литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – детское экспериментирование. Наблюдая деятельность детей, я выявила, что у них недостаточно знаний, умений, навыков в использовании материалов и оборудования для практической деятельности, в умении делать выводы. Таким образом, назрела необходимость в создании проекта «Ребёнок - исследователь». Понимая значение этого вида деятельности для развития ребёнка, мы оборудовали «Лабораторию учёного кота», которая оснащена различным материалом.
После каждого экспериментирования у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Владение разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». (Тимирязев К. А.)
Из этого приведённого высказывания видно, что экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.
Тип проекта : Долгосрочный
Вид проекта : Информационно – практический
Актуальность проекта :
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Они познают окружающий мир в игре, труде, на прогулке, занятиях, в общение с взрослыми, сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать ему условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие его вопросы. Высокое качество образовательно-воспитательного процесса невозможно без его ориентации на личность каждого отдельного ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей, интересов. Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. Поэтому и была выбрана тема проекта «Ребёнок - исследователь».
Цель:
Создание системы работы по экспериментированию с детьми, наиболее благоприятных условий для развития личности как индивидуальности.
Задачи:
Расширение знаний детей об окружающем мире через знакомство с элементами различных областей знаний.
Развитие у детей представлений и химических и физических свойствах веществ, и явлениях.
Развитие элементарных представлений из области естествознания.
Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
Развивать у детей умственные способности (умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать).
Развивать социально-личностные качества ребёнка (коммуникабельность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль).
Воспитывать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных сотрудников.
Гипотеза:
Если будет создана система работы по экспериментированию с детьми и предметно-развивающая среда, то у детей будет формироваться готовность к решению возникающих проблем, интерес к экспериментированию, воспитываться самостоятельность. Активность, упорство, потребность в знаниях.
Если не будет системы работы по экспериментальной деятельности, наряду с игровой, то будет замедленно интеллектуальное развитие ребёнка и его творческих способностей.
Критерии проекта :
1. Личный интерес воспитателя в создании системы экспериментально-исследовательской деятельность.
2. Повышение качества знаний дошкольников, уменьшение социальной адаптации в школе (плавное вхождение в школьную среду).
3. Активность в познавательной и игровой деятельности.
Основные этапы проекта :
Подготовительный:
Подбор источников литературы по теме, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта, перспективное планирование по экспериментальной работе с детьми.
Основной:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Итоговый:
Подведение итогов работы. Анализ полученных результатов и их оценка. Итоговая диагностика. Выпуск экологической газеты «Экологическая кладовая», презентация в форме КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей «Что мы знаем о природе и её охране».
Ожидаемый результат:
1. Понимание детьми, что объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое.
2. Окружающий мир не является чем-то статическим, он постоянно изменяется.
3. Дети получат элементарные научные знания о природе, о том или ином предмете.
4. Способность у детей работать в группе, в паре.
5. Умение высказываться, слушать.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
7. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
Результат работы:
Работа осуществляется на занятиях (один раз в неделю, экскурсиях, прогулках, в совместной и свободной деятельности детей (проходит во втором блоке). Экспериментальная деятельность разделена по блокам:
Сентябрь, октябрь – блок «Деревья, растения»
Ноябрь, декабрь – блок «Волшебница вода»
Январь, февраль – блок «Воздух невидимка»
Март – блок «Солнце»
Апрель – «Песок, глина, камни»
Для того чтобы знания детей полученные в детском саду закрепились, провожу работу с родителями: провела анкетирование «Семья и природа», результаты показали, что родителей волнуют вопросы по экологии, хотели бы, чтобы в детском саду был организован экологический кружок. В уголке для родителей помещаю тематические выставки, советы. Выпустила экологические газеты под названием «Экологическая кладовая». Работая по блоку «Деревья, растения» был проведён конкурс на лучшую поделку из природного материала. По блоку «Волшебница вода» была создана выставка «Парусники». Совместно с психологом оформлена фотогазета «Зверьё моё». Работа в лаборатории находит отражение и в повседневной жизни детей, и их творческой деятельности. После проведения экспериментов со звуком, совместно с музыкальным руководителем предложили родителям вместе с детьми изготовить музыкальные инструменты из бросового материала. Эти инструменты используются на музыкальных занятиях.
Планирование и организация деятельности.
Первый этап – подготовительный. Сентябрь.
№ Название мероприятия Задачи
1 Создание в группе мини-лаборатории «Лаборатория Учёного кота» Создать условия для реализации проекта.
2 Оформление родительского уголка (размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта) Просвещать родителей.
3 Анкетирование родителей «Семья и природа» Выявить знания у родителей по экологическому воспитанию, отношение родителей к вопросу экологического образования.
4 Родительское собрание «Войди в природу другом» Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального сближения, повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
5 Экологическая газета «Экологическая кладовая» Познакомить с простейшей природоохранной деятельностью с ребёнком.
Второй этап – основной. Блок «Деревья и растения». Октябрь.
1 Рассматривание деревьев на участке (коры, листьев через лупу). Наблюдение за листопадом. Закрепить знания детей о деревьях (о его строении и пользе для человека)
2 Занятие «Осенние листочки» Закрепить знание детей о жизненном цикле листа. Дать представление о значении листьев в природе. Учить детей делать выводы, анализировать, рассуждать.
3 Сбор природного материала Знакомить с многообразием природного материала, его назначении.
4 Опыты:
«Растения – живые существа»,
«Растения теряют воду через испарения»,
«Работа с дождемером»,
«Потребность комнатных растений в воде, свете, тепле» Дать детям знания о влиянии различных условий (влаги, освещении, температуры) на состояние растений. Учить выбирать инструменты и материалы. Развивать умение работать с лупами. Воспитывать бережное отношение к растениям.
5 Дидактические игры:
«Следопыты»,
«Найди одинаковое»,
«Кому что нужно?»,
«Назови правильно»,
«Фантазёры», «Подбери действия». Формировать умения обследовать объект, формировать умения доказывать принадлежность объекта к живому, умение классифицировать.
6 Составление карточек (загадки, пословицы, народные приметы) «Дерево загадок» (изготовление совместно с родителями и детьми) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей развитие познавательного интереса.
7 Сюжетно-ролевая игра «Больница-аптека» Развитие коммуникативных способностей.
8 Рисование техникой «Печать природными формами» (листья) Учить детей рисовать нетрадиционной техникой рисования.
9 Чтение произведений Н. Сладковой «Золотой дождь» Н. А. Рыжовой «Почва – живая земля» Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Дать научно – достоверные знания о взаимосвязях.
Блок «Волшебница вода» Ноябрь – декабрь.
1 Знание «Вода вокруг нас» Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят, движутся по кругу»
2 Домашнее задание «Поиск воды в квартире» Привлечение к совместной деятельности родителей, детей.
3 Серия опытов «Волшебница вода» (вода не имеет вкуса, запаха, формы. Холодная и горячая) Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
4 Целевая прогулка к речке нашего посёлка Выяснить из личного опыта детей, что они знают о реках.
5 Рисование на тему «Портрет воды», «Морское дно» Учить детей передавать разнообразие свойства воды, обитателей моря.
6 Аппликация на тему «Облака», «Рыбки в аквариуме» Учить детей методу обрывания.
7 Составление карточек-загадок (совместно с родителями) отгадывание на «дереве загадок» Повышать интерес родителей к экологическому воспитанию, развивать логическое мышление, воображение, умение работать по схеме.
8 Сюжетно-ролевая игра «По морям, по волнам» Умение распределять роли между собой, закреплять знания о свойствах воды и её обитателях.
9 Подвижные игры «ходят капельки по кругу», «ручеёк», «мы – водные животные», «весёлый дождик» (постукивание по предметам) Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о водных животных. Учить имитировать движения.
10 Знания по теме «Кто живёт в воде», «Что растёт в воде» Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособление к жизни именно в водной среде, познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенность, приспособленность к жизни именно в воде.
11 Дидактические игры «Хорошо-плохо», (может сделать дождь, «Найти снежинку по силуэту», «Помоги лягушонку найти дорогу в пруд», «Выясни куда, какая капелька попала» Развивать творчество, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
12 Домашнее задание на тему «Вода на гербах городов России» Показать, что жизнь многих городов тесно связана с реками, морями, озёрами.
13 Оформление альбома «Вода на гербах»
14 Ручной труд «Кораблик» Учить детей складывать лист в разных направлениях, побуждать детей к творчеству в изготовлении поделок.
15 Оформить выставку «Парусники» совместно с родителями. Привлечение родителей к работе детского сада.
16 Чтение произведений «Жила – была река» Н. А. Рыжова.
«Что случилось с рекой» Б. Заходер
«В воде и у воды» Н. Осипова. Познакомить с новыми произведениями, уточнить знания о свойствах воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Январь – февраль. Блок «Невидимка – воздух»
1 Знакомство со свойствами воздуха (занятие)
«Путешествие на воздушном шаре» Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
2 Опыты «Как увидеть и услышать воздух», «Гром и молния», «Горячо – холодно» Опытническим путём закрепить знания детей о воздухе (что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении)
3 Домашнее задание «Найти в своей квартире предметы, внутри которых есть много воздуха» Развивать у детей исследовательские навыки.
4 Изготовление указателей ветра, флюгера для наблюдений на участке. Развитие исследовательских навыков. Знакомство с силой ветра.
5 Чтение сказок «Пузырь, соломинка и лапоть», «Травинка путешественница» Н. А. Рыжовой. Стихотворения А. Орлова «Берегите птиц» Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
6 Конкурс для родителей «Птичья столовая» Создать и организовать регулярную работу «Птичьей столовой»
7 Дидактические игры «Угадай от какого дерева эти семена», «Хорошо – плохо» Закреплять знания о деревьях и о их изменениях по сезонным явлениям и способам их размножения.
8 «Необычный веер» Дать понять о веере, для чего веер, и чем заменили веер в нашей жизни.
9 Ручной труд «Парашютный десант», «Вертушка», «Стрекоза» (природный материал) Побуждать детей к творчеству.
10 Придумывание продолжения сказок Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения.
11 Дыхательная гимнастика «Чьё пёрышко улетит дальше» На основе исследовательской деятельности развивать представление о пере.
12 Игры – забавы с воздухом (с вертушками, самолётиками, воздушными шариками, пускание мыльных пузырей. Побуждать детей к творчеству по изготовлению поделки, умение находить приспособления.
13 Рассматривание книг, иллюстраций о птицах (парящих, лесных, быстро летающих, рассматривание перьев птиц через лупу. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. Воспитывать любовь к птицам.
14 Занятие «Вот труба, над нею дым»
Исследование «Зелёные пылесосы» (в групповой комнате). Опыт «Пламя загрязняет воздух». Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха.
15 Игры – имитации птиц, насекомых «Отгадай, кого я загадала?» Обобщение знаний детей о птицах, насекомых. Учить эмоционально передавать образ.
16 Слушание звуков ветра Развитие слухового аппарата, мыслительной активности.
Блок «Солнце» Март.
1 Занятие «Солнце – большая звезда» Дать представление о солнце как о звезде и о планетах солнечной системы.
2 Домашнее задание (подбор поговорок, народных примет для оформления экологической газеты) Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности. Сотрудничество педагога с родителями и детьми.
3 Опыты «Волшебный лучик», «Мяч светит отражённым светом», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.
4 Дидактические игры «Чья тень?», игра – лабиринт «Кого разбудил лучик» Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
5 Подбор загадок «Мудрой совы» (ночные, дневные) Расширять кругозор детей, развивать познавательный интерес при отгадывании загадок.
6 Аппликация «Закат на море» Учить детей делать работы в технике обрывание, развивать моторику рук.
7 Изготовление поделки «Солнышко», «Сова» (из природного материала) Научить новым приёмам ручного труда. Побуждать детей к творчеству при изготовлении из природного материала.
8 Музыкальная деятельность (разучивание песни «Здравствуй, солнышко!») Развивать певческие способности.
Апрель. Блок «Песок, глина, камень»
1 Беседы «Где используют песок, глину», «Животные и песок», «Камни строители» Познакомить со свойствами песка, с животными, приспособленными к жизни в пустыне.
2 Подбор иллюстраций, книг о камнях, металлах, о жизни в пустыне. Способствовать развитию поисково – исследовательской деятельности, сотрудничество педагогов с родителями и детьми.
3 Сбор коллекции камней, металла, изготовление песочных часов для имитации песочной бури. Пополнение мини-лаборатории. Создание условий для проведения опытов.
4 Занятие «Чем богаты недра земли» Способствовать развитию представления детей о природных богатствах недр Земли, как добывают и используют уголь, нефть, минералы, песок. Формировать умение распознавать некоторые материалы. Воспитывать чувство гордости и ответственности за богатство и красоту земли.
5 Чтение сказок «Три поросёнка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» Продолжать развивать умения слушать сказку, оценивать поступки. Активизировать речь.
6 Опыты «Что у нас под ногами», «Посев семечка», «Испытание магнита» Развивать исследовательскую деятельность. Познакомить со свойствами песка, почвы, магнита. Продолжать учить работать с лупами.
7 Дидактические игры «Чудесный мешочек». Игры с фигурками на магнитах. Развивать логическое мышление, развитие сенсорной моторики.
8 Подвижная игра «Попади в колокольчик» Развивать у детей меткость.
9 Рисование песком «Космос», «Подводный мир», художественный труд «Составь из камня предмет» Обучение нетрадиционным формам рисования. Развивать воображение и творчество.
Май. Обобщение.
1 Выпуск экологической газеты. Развивать совместное творчество педагогов, родителей и детей.
2 Выставка рисунков, поделок из природного материала с родителями. Совместное творчество.
3 Презентация проекта «Что мы знаем о природе и её охране» (КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей) Предоставление творческого отчёта о проделанной работе.
Третий этап. Заключительный. Июнь.
1 Подведение итогов работы.
2 Анализ полученных результатов и их оценка.