Галина Беляева
Проект «Ребенок в мире творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
I Актуальность
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. («Конституция Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» и др.)
Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.
Публикация «Проект „Ребенок в мире творчества“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается в формировании у них умений активно взаимо-действовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.
По мнению Л. В. Пименовой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого ребенку содержания.
Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм.
Культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Т. А. Маркова и др.).
Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания
мира, интериоризацию идей о ценности ответственности, как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие,
самоконтроль, осознание результата действий).
Однако в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что приводит к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста:
в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;
педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не всегда получают должное развитие;
планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;
в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы;
взрослые часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями ребенку, не заботятся о накоплении опыта.
Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании
ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о существовании проблемы в решении данного вопроса.
Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Очень важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к ответственности, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.
Эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества раскрывается исследователями через следующие характеристики:
Способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов);
Способность к идентификации, эмпатии, признание за другими права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина);
Расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов);
Выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).
Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации - очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Т. Г. Козаковой, Н. А. Ветлугиной, и др. свидетельствуют, что эмоции, вызванные искусством способны творить чудеса. Они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни, связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Данный подход в работе с детьми дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно - просветительском, но и в эмоциональном плане.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».
Наша Родина очень богата уникальными и привлекательными жемчужинами духовности. Поэтому возникла потребность в разработке системы знакомства с культурой и искусством нашей Родины. Но для дошкольников важны знания о Малой Родне – Ставрополье, так как они способствуют не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному, ответственному отношению к окружающей природе, культурным и духовным ценностям, нуждающихся в их сохранении.
Поиск содержания, средств, методов по проблеме формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами культуры и искусства предполагает включенность в этот процесс педагогов, детей и родителей дошкольного учреждения. На основе выше изложенного была поставлена цель ОЭР.
II Методологические параметры
Цель: Формирование у детей ответственности как нравственного качества личности в контексте искусства и культуры.
Объект исследования: Процесс формирования чувства ответственности через инициативно – созидательную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Содержание и технологии развития ответственности средствами культуры и искусства.
Гипотеза: Формирование ответственности через инициативно – созидательную деятельность у детей старшего дошкольного возраста средствами культуры будет успешным, если:
Педагоги и родители овладеют знаниями в искусстве и способствуют формированию чувств ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Будет разработан единый комплекс мероприятий, способствующий формированию данного качества личности.
Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств, приобщении к культуре, природе родного села и края, Родине: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.
В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по формированию чувства ответственности у детей дошкольного возраста в контексте искусства и культуры.
2. Определить структуру и содержание работы по формированию ответственности у дошкольников в домашних условиях и в детском учреждении.
3. Организовать и провести педагогический эксперимент по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами искусства и культуры
4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных и культурных ценностей через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в изобразительной деятельности.
Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой, Т. С. Комаровой, Р. М. Литвиновой и др.
Методы исследования:
Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);
Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);
Математические (методы статистической обработки результатов исследования)
Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.
Этапы работы:
Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, социально-психологической, краеведческой литературы по проблеме (ноябрь2013 г.)
Разработка методики эксперимента, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива (декабрь 2013 г.)
Разработка экспериментальной модели по проблеме, специально организованных видов деятельности, организация и проведение эксперимента (январь 2014г. – апрель 2017г.)
Анализ результатов и подведение итогов исследования (май 2017г.)
III Содержательно - целевая характеристика проекта
Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.
Тип: творческий, групповой, длительный (4 года)
Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.
Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и пр.
Средства и оборудование: произведения живописи, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.
Прогнозируемые результаты:
Сформированы навыки взаимодействия дошкольников с обществом, умения анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.
Высокий уровень знаний воспитателями и родителями о культуре и искусстве, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию ответственности у старших дошкольников через изобразительную деятельность.
Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.