Лучший педагог года

Проект «Ребенок в мире творчества»

Галина Беляева
Проект «Ребенок в мире творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

I Актуальность

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. («Конституция Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» и др.)

Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.

Публикация «Проект „Ребенок в мире творчества“» размещена в разделах

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается в формировании у них умений активно взаимо-действовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.

По мнению Л. В. Пименовой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого ребенку содержания.

Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм.

Культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Т. А. Маркова и др.).

Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания

мира, интериоризацию идей о ценности ответственности, как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие,

самоконтроль, осознание результата действий).

Однако в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что приводит к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста:

в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;

педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не всегда получают должное развитие;

планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;

в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы;

взрослые часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями ребенку, не заботятся о накоплении опыта.

Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании

ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о существовании проблемы в решении данного вопроса.

Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Очень важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к ответственности, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.

Эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества раскрывается исследователями через следующие характеристики:

Способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов);

Способность к идентификации, эмпатии, признание за другими права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина);

Расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов);

Выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).

Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации - очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Т. Г. Козаковой, Н. А. Ветлугиной, и др. свидетельствуют, что эмоции, вызванные искусством способны творить чудеса. Они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни, связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Данный подход в работе с детьми дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно - просветительском, но и в эмоциональном плане.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».

Наша Родина очень богата уникальными и привлекательными жемчужинами духовности. Поэтому возникла потребность в разработке системы знакомства с культурой и искусством нашей Родины. Но для дошкольников важны знания о Малой Родне – Ставрополье, так как они способствуют не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному, ответственному отношению к окружающей природе, культурным и духовным ценностям, нуждающихся в их сохранении.

Поиск содержания, средств, методов по проблеме формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами культуры и искусства предполагает включенность в этот процесс педагогов, детей и родителей дошкольного учреждения. На основе выше изложенного была поставлена цель ОЭР.

II Методологические параметры

Цель: Формирование у детей ответственности как нравственного качества личности в контексте искусства и культуры.

Объект исследования: Процесс формирования чувства ответственности через инициативно – созидательную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Содержание и технологии развития ответственности средствами культуры и искусства.

Гипотеза: Формирование ответственности через инициативно – созидательную деятельность у детей старшего дошкольного возраста средствами культуры будет успешным, если:

Педагоги и родители овладеют знаниями в искусстве и способствуют формированию чувств ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Будет разработан единый комплекс мероприятий, способствующий формированию данного качества личности.

Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств, приобщении к культуре, природе родного села и края, Родине: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.

В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по формированию чувства ответственности у детей дошкольного возраста в контексте искусства и культуры.

2. Определить структуру и содержание работы по формированию ответственности у дошкольников в домашних условиях и в детском учреждении.

3. Организовать и провести педагогический эксперимент по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами искусства и культуры

4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных и культурных ценностей через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в изобразительной деятельности.

Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой, Т. С. Комаровой, Р. М. Литвиновой и др.

Методы исследования:

Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);

Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);

Математические (методы статистической обработки результатов исследования)

Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.

Этапы работы:

Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, социально-психологической, краеведческой литературы по проблеме (ноябрь2013 г.)

Разработка методики эксперимента, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива (декабрь 2013 г.)

Разработка экспериментальной модели по проблеме, специально организованных видов деятельности, организация и проведение эксперимента (январь 2014г. – апрель 2017г.)

Анализ результатов и подведение итогов исследования (май 2017г.)

III Содержательно - целевая характеристика проекта

Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.

Тип: творческий, групповой, длительный (4 года)

Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.

Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и пр.

Средства и оборудование: произведения живописи, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.

Прогнозируемые результаты:

Сформированы навыки взаимодействия дошкольников с обществом, умения анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.

Высокий уровень знаний воспитателями и родителями о культуре и искусстве, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию ответственности у старших дошкольников через изобразительную деятельность.

Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Я ребенок — и я имею право!»Долгосрочный проект «Я ребенок — и я имею право!» Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка», родители воспитанников, воспитатель высшей квалификационной категории Маврина.

Проект по безопасности «Ребенок и его безопасность» Актуальность: основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого.

Проект «Ребенок имеет право…» Тема проекта: «Права ребенка» Творческое название: «Ребенок имеет право…» Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители.

Проект «Ребенок в мире эмоций» Инновационный проект «Ребенок в мире эмоций» Автор проекта: Слугина Ольга Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории. Участники.

Проект «Семейный клуб «Здоровый ребенок» Проект «Семейный Клуб «Здоровый ребенок»» Автор – составитель Главатских Анна Николаевна Должность инструктор по физическому воспитанию.

Проект «В мире прекрасного» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект «В мире прекрасного» Авторы проекта: Воробьева О. В. Продолжительность проекта: июнь. Тип проекта: творческий.

Проект «В мире сказок» Проект «В мире сказок» Вид проекта: исследовательско- творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Цель: развивать устойчивый интерес.

Проект «В мире времени» Название: «В мире времени» Автор проекта: педагог- Марина Васильевна Чолан. Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе.

Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок» ЦЕЛЬ: создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья детей и родителей. ЗАДАЧИ: 1. Совершенствовать работу.

Проект «Здоровый ребенок-успешный ребенок»Проект «Здоровый ребенок-успешный ребенок» Актуальность Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ребенок в мире творчества»
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 19:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ребенок в мире творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД