Светлана Бабурова
Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Автор:
Бабурова Светлана Викторовна, воспитатель
База внедрения проекта:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники:
педагоги, дети среднего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста“, Часть 1» размещена в разделах
Вид проекта:
по форме:
познавательный, интегративный;
по направленности:
предметный;
по продолжительности:
долгосрочный (июль 2020- май 2021г);
по количеству участников:
групповой.
Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Проблема:
необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр.
Актуальность проекта:
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является формирования познавательных способностей, через развивающие игры. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей дошкольников— одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. На данный период эта проблема становится еще более актуальной и в нашем детском саду.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
- низкими показателями освоения дошкольниками познавательной области «Познавательное развитие»
- сензитивностью дошкольного периода для развития познавательных процессов: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления. А ведущей деятельностью в данном возрасте является игра.
В связи с этим перед нами встаёт вопрос о создании системы работы с детьми среднего дошкольного возраста на основе использования развивающих игр, как средство формирования познавательных способностей.
Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей при помощи развивающих игр.
Познавательные способности проявляются в играх умением выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е. А., Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Изучение методической литературы, а также опыта коллег, меня заинтересовала проблема: необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего познавательные способности ребенка развиваются в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
Поэтому мной была поставлена цель проекта – создание системы совместной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у дошкольников посредством использования развивающих игр.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.
3. Создать условия для развития у детей дошкольного возраста познавательных способностей посредством развивающих игр.
4. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
6. Изучить игровые технологии в развитии познавательных способностей.
7. Составить подборку развивающих игр
8. Исследовать эффективность использования развивающих игр для формирования познавательных способностей у средних дошкольников.
Новизна:
состоит в создании системы работы по ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в ходе обучения их самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.
Предполагаемый результат:
1. применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
2. планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
3. качественное функционирование системы работы по использованию дидактического материала (развивающих игр) для развития познавательных способностей детей;
4. проявление инициативы, любознательности, сообразительности;
5. возникновение устойчивого интереса к развивающим играм;
6. укреплению зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания;
7. умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
8. сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.
План реализации проекта:
1. Организационный этап
июль 2020 г. Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; разработка перспективно-тематического планирования организации познавательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием развивающих игр, с учетом результатов диагностики.
август2020г.
Подготовка развивающей среды. Составление картотеки игр, включающих развивающие игры. составить перспективный план работы по познавательному развитию среднего дошкольников возраста; разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
2 этап -Основной, практический,
Сентябрь 2020- май 2021г
Сентябрь 2020:
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Игры и упражнения с блоками Дьенеша.
«Где спрятался ежик?»
Цель: Развитие умения выявлять и называть цвет, форму, размер, толщину предмета.
Кубики Никитина «Сложи узор»
«Чудо квадрат»
Цель: Развивает внимание, зрительную память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение, речь.
Ход игры:
Составляем по очереди однотонные квадраты (красный, белый, синий, жёлтый. Начинаем работу с 4 кубиков, затем составляем квадраты из 9 кубиков.
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.
«У кого больше»
Цель: Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать
воображение.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы
(косынка, колпак, елка).
Совместная деятельность с родителями:
Выставка творческих семейных работ «Дары осени». Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Работа с педагогами:
Квест-игры для педагогов.
Тема: «Путешествие с колобком»
Октябрь 2020:
Образовательная деятельность с воспитанниками:
ООД: "В гостях у Зайчика"
Цель: развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.
Игры на составление плоскостных изображений
Игра-головоломка «Танграм»
Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Ход игры:
Составление фигур по расчленённым, а затем по нерасчленённым образцам.
Игры и упражнения с блоками Дьенеша.
«Найди и покажи»
Цель:Выделять существенные признаки, называть их.
Ход игры:
Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.
2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.
3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.
4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же.
Совместная деятельность с родителями:
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
Буклет: «Цвет, форма и величина в развивающих играх» Дать углубленные знания о математических развивающих играх для родителей.
Работа с педагогами:
Проведение семинара-практикума
Тема: «Логико-математические игры в развивающей среде ДОУ»
Ноябрь 2020:
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.
Разноцветные флажки
Цель: Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?»
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Кубики Никитина «Сложи узор»
«Разные дорожки»
Цель: Развивает внимание, зрительную память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение, речь.
Ход игры:
Составляем из кубиков однотонные дорожки разной длины (три дорожки из 3, 4, 5 кубиков, сравниваем, меняем методом переворота цвет дорожек.
Волшебный квадрат В. В. Воскобовича
ДОМИК
Цель: Способствовать развитию тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения.
Ход игры:
После завтрака мама с папой ушли на работу, а квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я смогу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если бы я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
Совместная деятельность с родителями:
Консультации: «Какие лучше купить настольные игры по математике».
Калейдоскоп добрых дел: «Наши меньшие друзья!», изготовление родителями и детьми кормушек для птиц.
Буклет: «Как провести выходной день с ребёнком?»
Работа с педагогами:
Консультация «Блоки Дьенеша как средство развития познавательного развития детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Мастер-класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Декабрь 2020:
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Головоломки с палочками
Равные фигуры
Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
Ход игры:
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек
«ЗАЙМИ МЕСТО»
Цель: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход игры:
На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.
Ведущий включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит: «Стоп!», они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
Игры и упражнения с блоками Дьенеша.
«Поможем белочке»
Цель: Развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.
Ход игры:
Надо помочь белочкам собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками и как найдете такой гриб, то быстро прячьте в мешочек. Затем проверяется «урожай» каждого ребенка. При повторении игры педагог называет другие свойства, меняет персонажей и приписывает блокам другие образные значения: цветы, листочки, рыбки.
Совместная деятельность с родителями:
Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».
Детско-родительская творческая мастерская: «Новогодние чудеса» Активация родителей совместно с детьми продемонстрировать семейное творчество.
Родительское собрание «Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Работа с педагогами:
Семинар для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»