Кузнецова Галина
Проект «Развиваем речь, играя» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развиваем речь, играя»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Продолжительность: долгосрочный (7 месяцев).
Дата проведения: октябрь 2022г. – апрель 2023г.
Публикация «Проект „Развиваем речь, играя“ для второй младшей группы» размещена в разделах
Актуальность проекта : проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему.
Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Особую значимость фольклор и игры на развитие мелкой моторики и дыхания представляют в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешки и игры помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. А игры помогают отвлечься и успокоиться. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора и различных игр в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель: развитие речи у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
-вызвать интерес к устному народному творчеству с использованием различных методов и приёмов.
- развивать познавательные, коммуникативные способности и мелкую моторику рук детей.
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.
Предполагаемый результат проекта :
У детей:
1. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, сказкам.
2. Мелкая моторика станет более развита.
2. Обогатится и активизируется словарный запас детей.
3. Дети овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
У родителей: сформируется понимание необходимости использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики и дыхания, а также, малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.
Продукт проектной деятельности : инсценировки потешек.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;
-подбор методической и художественной литературы по теме;
-подбор информации для детей;
-пополнение развивающей среды дидактическим пособием.
Основной этап:
Дата проведения Мероприятия по реализации проекта
Октябрь 2022г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Дождик, дождик, пуще», «Еду-еду к бабе, деду», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», сказка «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого.
Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Грибы», «Осень»
Дидактическая игра «Прыгали мышки»
Подвижные игры со словами: «Мой веселый звонкий мяч…»,
«Пузырь»
Инсценировка потешки «Зайчик»
Ноябрь 2022г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Жили у бабуси», «Заинька, попляши», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом…», сказка «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Овощи», «Фрукты»
Дидактическая игра «Птицы, летите!»
Подвижные игры со словами: «По ровненькой дорожке…»,
«Наседка и цыплята»
Инсценировка потешки «Как повадился коток»
Декабрь 2022г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Как у нашего кота», «Кисонька - мурысенька», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», сказка «Гуси-лебеди» обр. М. Булатова
Пальчиковая гимнастика: «Домашние животные», «Домашние птицы и их детеныши», «Дикие животные наших лесов», «Новогодний праздник»
Дидактическая игра «Чье платье лучше?»
Подвижные игры со словами: «Зайцы и волк», «Совушка» Инсценировка потешки «Встречи в лесу»
Январь 2023г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Курочка - рябушечка», «На улице три курицы», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», сказка «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова.
Пальчиковая гимнастика: «Зима», «Зимние забавы», «Игрушки»
Дидактическая игра «Наведи порядок»
Подвижные игры со словами: «Волк и зайцы», «Совушка» Инсценировка потешки «Пошел старик дорогою»
Февраль 2023г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Мыши водят хоровод», «Огуречик, огуречик!», «Заря-заряница…», сказка «Лиса и заяц», обр. В. Даля.
Пальчиковая гимнастика: «Одежда», «Посуда», «День Защитника Отечества»
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Подвижные игры «Мой веселый, звонкий мяч…», «Мышеловка»
Разучивание потешек, песенок для проведения Масленицы Инсценировка потешки «Как на тоненький ледок»
Март 2023г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Весна, весна пришла», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», сказка «Бычок — черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова
Пальчиковая гимнастика: «Мамин праздник», «Транспорт», «Наш дом»
Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…»
Подвижные игры со словами: «У медведя во бору…», «Пузырь» Инсценировка песенки «Песенка про курочку» и потешки «Пекла бабушка оладушки»
Апрель 2023г. Игры на развитие мелкой моторики с мозайкой, бусами, пирамидками, прищепками.
Игры с массажными мячами.
Чтение художественной литературы: песенки, потешки «Тили-бом! Тили-бом!», «Сидит белка на тележке», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», сказка «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;
Пальчиковая гимнастика: «Весна», «Космос», «Деревья», «Цветы»
песенки, потешки «Тили-бом! Тили-бом!»,«Сидит белка на тележке»
Дидактическая игра «Какая игрушка»
Подвижные игры со словами: «Ходит Ваня…», «Подарки» Инсценировка потешки «Тили-бом! Тили-бом!»
Работа с родителями:
Родители разучивают потешки, песенки с детьми.
Заключительный этап:
Подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта.
Планирование мероприятий.