Елена Мартынова
Проект «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
ПРОЕКТ «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
" Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям,радоваться радостям другого,пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопережевать,сорадоваться, сострадать…"
К. И. Чуковский.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Социально – нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения детей, молодых людей, взрослых, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.
Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. (Е. В. Бондаревская).
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей».
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. (В. В. Абраменкова, Л. П. Стрелкова).
Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Изучением проблемы проявления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: A.B. Запорожец, Л. П. Стрелкова, В. В. Абраменкова, Т. П. Гаврилова, А. Б. Николаева, A.A. Рояк, и др. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатия занимает ведущее место.
Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества, разновидностью ведущей игровой деятельности, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, она наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
В процессе театрализованных игр у детей развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми.
На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т. д., опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.
Задачи
- научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;
- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;
-помочь ребенку открыть свой внутренний мир, учить овладевать своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»).
Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители
Направления работы
Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей - вот те способы и приемы, которые мы используем, разрабатывая конспекты занятий. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении определенных способов работы : а) подготовка детей к восприятию как к серьезному и радостному событию; б) постепенность, последовательность перехода от одного этапа к другому; в) возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций - могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-контакты с персонажами; г) сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным «общением» с детьми - любимые герои в этом случае «помогают» осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений; д) усилению сопереживания соответствующим героям и созданию более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения помогает повтор игр-драматизаций.
Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, на формирования умения детьми адекватно выражать свои эмоции.
На занятиях мы стремимся формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Структура занятия состоит из четырёх этапов:
приветствие,
разминка,
основная часть,
заключительная часть.
Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры,
речевые игры и упражнения с движениями, мимические, пантомимические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия - тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре) .
В основной части занятия используются следующие приёмы:
Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность, развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.
Использование художественного слова.
Беседы по сказкам и рассказам.
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Особенность занятий такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
План работы
Конспект занятия
Презентация
Родительское собрание
Ожидаемые результаты
Дошкольное детство – период особой социально – эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и миру для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте – это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.
Действие родителей, воспитателей и психологов должны быть направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру.
Только в диалоге, на одной эмоциональной волне с ребенком взрослый может настроить его на человеческое восприятие мира и сделать этот мир волнующим, значимым и побуждающим к конструктивной активности.
Необходимо вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада, особенно, если эта деятельность решает задачи социально – нравственного оздоровления человека. Предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.
С профессиональным энтузиазмом и верой в лучший результат необходимо взяться за решение задач развития эмпатии у старших дошкольников, уделяя этому время, силы, проявляя творчество.
Данный проект будет полезен для педагогов детского сада и родителей.