Елена Чистякова
Проект «Развитие у дошкольников временных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лишь увидев ребенка как чудо,
Можно понять его как личность.»
К. Д. Ушинский
Вид. Практико-ориентированный проект.
Тема проекта: «Развитие временных представлений у дошкольников 3–4 лет. Формирование знаний о последовательности частей суток».
Актуальность. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладеть различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.
Публикация «Проект „Развитие у дошкольников временных представлений“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Возрастная группа. Младшая группа детей дошкольного возраста от 3 - 4 лет.
Цель. Создание условий для формирования временных представлений у дошкольников.
Задачи. Формировать у детей умение ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер; с последовательностью частей суток.
Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире. Разработать конспекты мероприятий по формированию у детей временных представлений.
Участники проекта. Воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта. 1 год
Продукт проектной деятельности.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто, когда спит».
Дидактическая игра- пособие «Путешествие в пространстве и времени».
Картотека загадок о частях суток.
Картотека пальчиковых игр.
Модель суток. Оформление газеты «Что мы делали, покажем».
Планируемые результаты.
Дети. У воспитанников сформируются представления о частях суток: день- ночь, утро- вечер. Дети станут применять знания в своей деятельности, в речи и в игровых действиях, обосновывать свои убеждения, опираясь на приобретенные знания и навыки.
Родители. Формирование активной жизненной позиции в желании и стремлении правильно организовывать свое время и время своего ребенка.
План проекта.
1 этап
Подготовительный этап.
Практическая работа по подготовке условий для реализации проекта - обогащение предметно – пространственной развивающей среды, дидактическое, методическое обеспечение.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.
2 этап
Основной этап
Реализация проекта по образовательным областям – НОД, режимные моменты, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями.
3 этап.
Заключительный этап.
Подведение итогов.
Итоговое занятие " Утро, день, вечер, ночь – приходят в гости к нам ".
Презентация материалов проекта по формированию временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Представить проект и результаты проекта коллегам на педагогическом совете
Последовательность знакомства детей с мерами времени.
В младшей группе уточняются и конкретизируются знания детей о частях суток, формируются навыки распознавания и умение их называть.
Для каждой возрастной группы необходим материал на усвоение временных понятий, закрепление и расширение их на каждом последующем возрастном этапе
Формы работы с детьми.
1 Организованные занятия
2 Наблюдения
3 Работа с тематическими картинками
4 Работа с моделями и календарем
5 игры и упражнения
6 Вечера досугов, загадок, развлечения.
На занятиях используются дидактические игры, игровые упражнения, художественное слово, иллюстрации, опыты, с целью знакомства с тем или иным понятием времени, в соответствии с возрастом детей.
Наблюдения. Наблюдения дают возможность в комплексе решать задачи умственного, эмоционального и речевого развития, способствует накоплению у детей представлений о времени. Все, что наблюдаем, отмечаем в уголке наблюдений.
Работа с тематическими картинками. В отличие от реального времени, с картинками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, сравнивать, группировать.
Игры и упражнения. Во всех возрастных группах для закрепления у детей различных представлений о времени и знаний, полученных детьми на занятиях, используются дидактические, подвижные игры, игры- упражнения, игры- инсценировки, пальчиковая гимнастика.
Формы работы с родителями.
1 Родительские собрания.
2 Консультации.
3Советы и рекомендации
4 Открытые занятия.
1 этап
Подготовительный этап.
Выявить проблему.
Подобрать теоретический материал, используя ИКТ.
Провести родительское собрание по теме: «Формирование временных представлений у детей».
Изготовить дидактический материал совместно с родителями.
2 этап.
Основной этап.
1. Проведение бесед.
2. Дидактические и речевые игры
3. Выставка детских рисунков.
4. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
5. Чтение художественной литературы.
6. Отгадывание загадок.
7. Слушание песен по теме проекта.
8. Просмотр презентации.
9. Ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций.
10. Консультации для родителей.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Перспективное планирование по формированию представлений
о времени у дошкольников
Младшая группа (3-4 года)
Сроки
Содержание Программные задачи
Оборудование и материалы
Сентябрь
Беседы о личном, конкретном опыте детей.
Игра «День- ночь» Сформировать представления о частях суток.
Знакомить детей с временным вопросом «когда», научить различать части суток: день, ночь. 111 Беседы (краткие примеры). Иллюстрированный материал- сюжетные картинки с изображением дня (ребенок обедает) и вечера (ребенок спит).
Октябрь
Игра «Утро- вечер»
Динамический этюд «Утреннее
фото»
Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
Обобщить знания детей о части суток- утро, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти. Иллюстрированный материал- сюжетные картинки с изображением утра («Петушок поет», «Мальчик умывается») и вечера (ребенок ложится спать).
Ноябрь
Игра «Что сначала, что потом»
Игра «Распутай клубок» Формировать временные отношения, умение соблюдать последовательность.
Развивать речь детей, образное мышление, мыслительные операции. Модели роста лука или карточки с изображением семечка, ростка, побега, бутона, цветка (плода).
3-4 картинки, объединенных единым сюжетом, которые следуют друг за другом в определенной последовательности. 9алгоритм посадки семян).
Декабрь
Игра «Одежда для зимы (лета)»
Игра «Путаница» Формировать временные представления о последовательности времен года.
Учить детей восстановлению последовательности событий с введением в активную речь слов «раньше», «позже», «сначала», «потом».
Закреплять умение различать и называть последовательность времен года. Набор картинок летней и зимней одежды; иллюстрации зимнего и летнего времен года.
Картинки с изображением времен года.
Январь
Чтение рассказов, стихотворений, где описываются характерные для данной части суток практические действия.
Игра «Раньше- позже» Закрепить навыки
распознавания и умения называть части суток.
Формировать временные представления о настоящем, прошлом, будущем.
Фланелеграф, картинки: два младенца, два малыша- мальчик и девочка, школьник и школьница, юноша и девушка. Мама и папа, дедушка и бабушка.
Февраль
Игра «Петрушка»
Игра «Сутки» Формировать временные отношения, развивать образное мышление.
Формировать понятие о частях суток.
Игровой персонаж- Петрушка, картинки с изображением мальчика, дяди, дедушки. Иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».
Фланелеграф, сюжетные картинки (день, ночь, утро, вечер).
Март
Игра «Ищи и найдешь»
Игра «Когда это бывает?» Различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; умение ориентироваться во времени.
Умение различать части суток, развивать речь. Фланелеграф, набор картинок с изображением временных отрезков.
Апрель
Словесные игры «Назови пропущенное слово»
Игра «Стрелка, покружись» Активизировать словарь детей за счет слов- названий частей суток.
Знакомить детей с цветовой моделью частей суток, упражнять в назывании частей суток, их последовательностью. Цветная модель частей суток, картинки с изображением частей суток на каждого.
Май
Игровое упражнение «Модель времени» Формировать представления детей о промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь).
Освоение последовательности частей суток и текучести времени. Крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов.