Юлия Соловей
Проект «Развитие творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 «Сказка»
ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей детей
посредством
театрализованных игр»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Соловей Ю. А.
Стаж работы – 6 лет.
Г. о. г. Выкса 2019гг.
Содержание
Пояснительная записка …. стр. 3
Описание проекта …. стр. 3
Программное содержание…. стр. 4
Актуальность проекта….стр. 4
Объект проекта…стр. 5
Цель, задачи….стр. 5
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Предполагаемый продукт…. стр. 6
Литература…. стр. 7
Результат проекта…. стр. 8
План реализации проекта….стр. 9-12
Жизнь-это театр, а люди в нём актёры. (Д. Б. Шоу)
Пояснительная записка
Театр, как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театральной деятельностью, посредством спектаклей - сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость и т. д.
Исходя из этого, данный проект направлен на развитие творческих способностей детей через театрализованные игры, что способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Описание проекта
Данный проект направлен на развитие творческих способностей детей средней группы, через театрализованные игры, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности.
Детство любого из нас проходит в мире игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в разнообразных ролях.
Театрализованная деятельность помогает:
• сформировать правильную модель поведения в современном мире;
• повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами, традициями;
• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
Программное содержание
Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности и развивать творческие способности детей. Участвуя в этих играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев данных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, помогают побороть чувство неуверенности в себе. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес.
Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная игра учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций.
Актуальность проекта
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.
Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.
Объект: творческое развитие детей дошкольного возраста
Предмет: театрализованные игры, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через максимальную ориентацию на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель проекта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи проекта
1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на развитие творческих способностей детей, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
2. Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению уровня творческого развития детей.
3. Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
4. Совершенствовать исполнительские умения детей; обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
5. Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
6. Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра.
Время выполнения: длительность проекта - долгосрочный
Сроки выполнения проекта : учебный год - с 15 сентября 2019 по 15 мая 2020 года.
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители.
Необходимые материалы:
• дидактические игры;
• специальная методическая литература;
• театр разного вида;
• материал для изготовления театра;
• картотеки.
Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта : творческий, коллективный, информационный, практический.
Предполагаемый продукт проекта :
1. Созданная картотека по театрализованным играм.
2. Созданная картотека игр-драматизаций.
3. Созданная картотека русских-народных игр.
4. Создана анкета ««Эффективное и планомерное использование театрализованной деятельности с детьми 4-5 лет»
5. Изготовлен разного рода театр (настольный, конусный, деревянный, теневой, шапочный, ширма для теневого театра)
6. Разработанные досуги и конспекты по театрализованным играм.
7. Проведенные досуги и развлечения –театрализации, игры-драмматизации.
8. Показ театрализованного представления для детей младших групп.
9. Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме.
10. Разработанные консультации и буклеты для родителей по развитию творческих способностей детей и развитию игровой деятельности детей, через театрализованную деятельность.
11. Участие в конкурсе по игровой деятельности «Игрушка-помощник» на уровне МБДОУ.
12. Размещена информация на сайте МБДОУ для родителей.
13. Размещена информация на образовательных порталах maam.ru, nsportal.ru
14. Составление отчёта о проделанной работе для итогового педсовета в МБДОУ.
Список литературы
1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи, М. ,-2003
2. Щуркова Н. Е. Игровые методики, - 2001
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.
4. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
5. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.
7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2004. – 128 с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы
такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году
Результат проекта
Перспективный план реализации проекта
Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки
1 этап: подготовительный Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы сентябрь
Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта сентябрь
Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта сентябрь
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта сентябрь
Анкетирование родителей по данной теме проекта Воспитатель Анализ результатов, пути решения сентябрь
Организация РППС создание разнообразных видов театра Воспитатель Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта
Консультации родителям по игровой деятельности детей и развитию творческих способностей детей Воспитатель Помочь родителям понять значимость развития игровой деятельности детей в течении сроков проекта
Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно-
развивающей
среды новыми видами театра в течении сроков проекта
2 этап (основной, формирующий, практический)
Работа с родителями о привлечении к пополнению театрального центра группы. Воспитатель, родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта
Приобретение настольного деревянного театра Воспитатель, родители Настольный деревянный театр «Теремок» в течении сроков проекта
Создание конусного театра Воспитатель
Родители Конусный театр «Жихарка» Сентябрь
Создание настольного театра Воспитатель, родители Настольный театр «Рукавичка» Ноябрь
Создание теневого театра, малой ширмы для теневого театра (для самостоятельных театральных постановок детей) Воспитатель, родители теневой театр «Гуси-Лебеди, Зайкина избушка, Рукавичка» Январь
Показ настольного театра «Жихарка» Воспитатель
Дети Конспект Октябрь
Создание шапочного театра Воспитатель
Родители Шапочный театр «Репка», «Рукавичка», «Теремок» Сентябрь-март
Игра-драматизация «Гуси-лебеди» Воспитатель
Родители Конспект Октябрь
Показ кукольного театра «Сказка о глупом мышонке» Воспитатель, родители Конспект Октябрь
Создание картотеки театрализованных игр Воспитатель, дети, родители Картотека театрализованных игр средняя группа Май
Создание картотеки игр-драматизаций
Воспитатель, родители Картотека игр-драматизаций средняя группа январьывчч
Слайдовая презентация для ребят «Знакомство с театром, видами театра» Воспитатель Слайдовая презентация, иллюстрации. Январь
Физодосуг «Сказка осеннего леса» Воспитатель, родители Конспект Ноябрь
Создание картотеки русских-народных игр Воспитатель, родители Картотека Ноябрь
Досуг «Русские народные игры» Воспитатель, дети Конспект Ноябрь
«Фольклорный праздник «В гостях у сказки»» Воспитатель, родители Конспект Ноябрь
Показ настольного театра «Рукавичка»
Воспитатель, родители, дети Конспект Декабрь
Экологический досуг с элементами театрализации
«Цыплята и утята» Воспитатель
Родители Конспект Январь
Сценарий музыкального досуга «Куклина сказка» по пьесам из «Детского альбома» П. И. Чайковского для детей средней группы Музыкальный руководитель, Воспитатель
Дети Конспект муз. руководителя Февраль
Театрализация: «Петушок и бобовое зернышко» Воспитатель Конспект Март
Показ игры-драматизации младшим дошкольникам «Рукавичка» Воспитатель, дети конспект март
Досуг «Бабушкины сказки» Воспитатель
Дети конспект Апрель
Самостоятельные игры-драматизации и театрализованные игры детей Воспитатель, дети Картотека игр-драматизаций
Картотека театрализованных игр в течении сроков проекта
Чтение русских народных сказок Воспитатель, дети Формировать представление детей о народном творчестве в течении сроков проекта
3 этап: контрольно-диагностический, заключительный
Отчет на итоговом педсовете о проделанной работе
Воспитатель Отчет по программе самообразования. Май
Участие в конкурсе по игровой деятельности детей Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОО Март
Публикация проекта на Интернет- сайте, разработок пособий, консультаций, картотек Воспитатель Подведение итогов, оформление результатов, обмен опытом сентябрь-май