Папки-передвижки

Проект «Развитие связной речи старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы»

Татьяна Шаркова
Проект «Развитие связной речи старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Продолжительность проекта : среднесрочный.

Срок реализации: февраль-март 2023 год.

Тип проекта : информационно-творческий, групповой.

Участники проекта : педагоги, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Направление проекта : Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Публикация «Проект „Развитие связной речи старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы“» размещена в разделах

Итоговое мероприятие: Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Весна»

Актуальность проекта.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

Цель проекта : развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники через художественную литературу, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.

Задачи проекта

для детей:

• закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;

• совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

• способствовать развитию образного и логического мышления;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

для педагогов:

• повышение профессионального мастерства, интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приемами мнемотехники.

• внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.

для родителей:

• повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности.

• овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.

Ожидаемые результаты для детей:

• появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;

• пополнение и активизация словарного запаса детей;

развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;

• умение договариваться и работать слажено;

• обратиться к взрослому с вопросом;

• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

Оснащение развивающей образовательной среды :

для детей:

• картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.

• Наглядный материал к занятиям

• дидактические игры по мнемотехнике

для педагогов:

• пополнение картотеки наглядным материалом (фотографии, картинки из сказок, рассказов).

• пополнение картотеки стихов;

• пополнение картотеки мнетаблиц к стихам, потешкам, сказкам, рассказам;

• Презентация проекта : «Мнемотехника – как средство развития связной речи у дошкольников»

для родителей:

• совместные работы родителей по изучению стихов по мнематаблицам

• Буклеты и беседы с родителями на тему «Мнемасхема- как средство развития речи у дошкольников»; «Играем речь развиваем»

Ожидаемые результаты:

для детей:

• появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;

• пополнение и активизация словарного запаса детей;

развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

• умение договариваться и работать слажено;

• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

для педагога:

• повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;

• удовлетворенность работой;

• систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

• повысится интерес к совместной деятельности по развитию речевых способностей детей;

• гармонизируются детско-педагогические отношения;

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (1-2 неделя февраля)

• Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

• Организация развивающей среды в группе.

• Подбор наглядно-дидактического материала

• Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.

• Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

Основной этап (3-4 неделя февраля, 1-3 неделя марта)

• Работа по плану по развитию связной речи средствами мнемотехники.

• Создание презентации мероприятий

• Организация консультаций для родителей.

Заключительный (5 неделя марта)

• Анализ результатов проекта, выводы.

• Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.

Методы работы.

Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический: составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Перспективный план работы в подготовительной группе

Февраль

1. Чтение стихотворения К. Кубилинкас «Весна»

2. Пальчиковая игра «Весна»

3. Просмотр мультфильма «Как Ежик и Медвежонок Весну встречали»

4. Заучивание стихотворения через мнемотаблицу

5. Подвижная игра «Через ручеёк»

6. Пересказ через мнемотаблицу стихотворения «Весна»

7. Игры- пазлы «Весна»

Март

1. Просмотр презентации «Фрукты и Овощи»

2. Дидактическая игра «Найди по описанию фрукт, овощ?»

3. Чтение стихотворения «Огород»

4. Рисование «Мой любимый фрукт»

5. Заучивание стихотворения «Огород» через мнемотаблицу.

6. Загадки про овощи

7. Д. игра «Опиши фрукт, ягоду»

8. Лепка «Фрукты»

9. Аппликация «Фрукты,овощи»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи с использованием мнемотехники

в старшей группе.

Тема: «Весна»

Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия. Составление рассказа по схеме.

Задачи:

- продолжать учить составлять рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями.

- развивать умение соотносить знаковые символы с образами;

- упражнять в подборе существительных к прилагательным.

- отрабатывать интонационную выразительность речи.

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Материалы: мнемотаблица Весна,картинки.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций по теме «Весна»

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом! (Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)

Все мы дружные ребята

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

- Давайте передадим друг другу теплое, веселое настроение.

Дети, через обнимание,«передают» «настроение».

Воспитатель: Сколько времен года вы знаете? (Четыре)

Воспитатель: Верно, 4. Назовите их. (Зима, весна, лето, осень)

Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажет загадка:

-Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Баба снежная грустна —

В гости к нам идет. (весна)

Воспитатель: Правильно, это весна. В народе ее часто называют ласково весна - красна.

1) Д/и Подберите ласковое слово

Я назову вам слово, а вы назовете его ласково.

Солнце -, ручей -, корабль -, сапоги - ,ветер-, облако-….,

трава-… лист-, цветы-…. (БУКВА В)

Воспитатель: Кто же у нас главный весенний герой? (Солнце)

А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

- Солнце желтое как (одуванчик, лимон)

- Солнце круглое как (мячик, шарик)

- Солнце ласковое как (мама, бабушка)

-Солнце теплое как (печка, рукавичка)

- Солнце яркое как (фонарик, лампочка)

-Солнце жаркое как (костер, огонь….) (КАРТИНКА СОЛНЫШКО)

2) Д/и «Четвертый лишний»

А сейчас давайте с вами найдем лишнюю картину и обьясним почему.

(снеговик, ручей, подснежник, солнышко) (КАРТИНКА КОРАБЛИК)

3) Загадки про весну

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает, Ч

ем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

- Пробивается в апреле,

Все поля позеленели!

Покрывает как ковром Поле, луг и даже двор! (Трава)

-Не пешеход, а идет,

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку,

Назовите-ка отгадку? (Дождь)

-Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит. (Капель)

Физкультминутка «Игрушки»

Солнце, солнце высоко (стоят на цыпочках, руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло (поглаживание ладонями лица)

Тает снег от лучей (приседание)

Звонко побежал ручей (бег по кругу)

Вы за ручейком бегите

Лужи все перешагните (ходьба по кругу)

Очень весело живем (прыжки на месте) (КАРТИНКА ПОЧКИ НА ВЕТКАХ)

4) Давайте чистоговорки с вами повторим

Цы- цы- цы – прилетели перелётные птицы

Арт - арт- арт – наступил месяц март

Ход – ход – ход – на речке ледоход

Ты – ты – ты – не боятся морозов первоцветы

Це – це – це – весной греет теплое солнце

Чки – чки – чки – на деревьях набухают почки

Ны – ны – ны – на Масленицу пекут блины (КАРТИНКА ПТИЦЫ)

5) Игра"кто больше назовёт действий?"

Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

-Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?

(идёт, моросит. льёт. капает. хлещет. шумит, стучит по крыше.)

-Что можно сказать о солнце7

(светит,греет, восходит, заходит, печёт. поднимается. опускается, сияет, улыбается,

ласкает.)

-Что делает солнце весной?

(светит. освещает землю, согревает, греет, радует, блестит.)

-Что делает трава весной?

(всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю.)

-Что делают птицы весной?

(прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)

-Что делают почки весной?

(набухают. растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки -нежные, зелёные, душистые, пахучие.)

-Что можно делать с цветами?

(сажать, поливать, любоваться ими, дарить. Нюхать, срезать их, ставить в вазу.)

(КАРТИНКА БЛИНЫ)

Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Появляется первая травка. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Из тёплых мест возвращаются птицы. Провожаем Масленицу. Мы любим нашу весну – красну.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие связной речи старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы»
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 17:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие связной речи старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шаркова (УИ 3215463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД