Получи документы

Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком

АННА ГУЛОВА
Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНЫХ С ВЗРОСЛЫМ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ПЕСКОМ

Актуальность

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с пред-метным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрос-лым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе та-кого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувст-венный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Публикация «Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком» размещена в разделах

Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью про-исходит только в процессе общения с взрослым. Роль взрослого в этом про-цессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать пра-вильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуж-дать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознатель-ность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим по-казателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окру-жающим; быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экс-периментирование с различными веществами; подолгу с увлечением экспе-риментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; радуется своим открытиям, стремится поделиться ими с взрослыми. Мышление детей раннего возраста носит наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя с предметами, практически соотносит их по размеру, и форме, знакомиться с их внутренним устройством.

Главная роль в становлении личности принадлежит окружающим его взрослым. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явле-ний, удовлетворить детскую любознательность, возлечь ребенка в активное ос-воение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи ме-жду предметами и явлениями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-разования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспе-риментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную сту-пень. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста про-ектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игро-вой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является веду-щим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.

Вид проекта: познавательно- исследовательский, долгосрочный

Длительность проекта: учебный год

Цель: Развитие самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего возраста в процессе совместных с взрослым практических по-знавательных действий экспериментального характера с компонентами не-живой природы: песком.

Задачи:

1. Создать условия для формирования у детей раннего возраста са-мостоятельности и творческой инициативности в процессе совместных с взрослым практических познавательных действий экспериментального ха-рактера с компонентами неживой природы: песком.

2. Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.

3. Расширять представления детей о свойствах песка, способах об-следования материала.

4. Продолжать развивать у детей элементарную поисково-исследовательскую деятельность.

5. Способствовать снижению психофизического напряжения детей в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы - пес-ком.

6. Познакомить с правилами безопасного взаимодействия в центре песка.

7. Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со взрослыми.

8. Развивать зрительно-слуховые связи, тактильную чувствитель-ность, мелкую моторику рук, координацию движений.

9. Развивать активный словарь, обогащать пассивный словарь.

10. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспе-риментально-игровой деятельности.

Участники проекта:дети 2-3 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

• Ребенок с интересом действует с песком;

• Успешно выделяет фактуру материала при выполнении практи-ческих действий с песком (сырой, сухой);

• Активно использует в речи слова, обозначающие фактуру песка;

• По показу воспитателя действует с песком, делая различные ма-нипуляции;

Этапы реализации проекта:

• подготовительный

• - Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;

• практический

• - Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений;

• обобщающий

• - Самостоятельная деятельность детей в центре «Песок – вода», совме-стные игры детей и родителей с природным материалом.

Формы организации детей

Задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего возраста в процессе совместных с взрослым практических познавательных действий экспериментального характера с компонентами неживой природы: песком решаются на играх-занятиях, в совместной игро-вой деятельности детей и педагога.

Все игры-занятия проводятся на личностно-деятельностной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная дея-тельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).

Игра-занятие состоит из трёх частей:

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части игры-занятия – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). Методы и приёмы: игровой (пальчиковые игры, наглядный (введение персонажа, словесный (художест-венное слово).

ЧАСТЬ. 2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Методы и приёмы: практический (игры с песком, наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре как партнёра, словесный (художе-ственное слово, объяснение, советы).

Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с пес-ком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

• Рассказ детям о сказке (путешествии).

• Постройка игрового пространства (сказочной страны, дорожек, рек, лесов и так далее).

• Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными и прочее).

• Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:

— Что будет с жителями сказки? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось).

В группе раннего возраста особое внимание уделяется манипулиро-ванию с природным материалом. Во время игр - занятий перед детьми ста-вится проблемная ситуация, для решения которой они используют ранее по-лученные навыки. Знакомим детей со свойствами песка, приёмами строи-тельства из него, развиваем творческие, исследовательские и конструктив-ные способности, эстетический вкус.

Для занятий с детьми лучше подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом исключать негативную оценку действий и результатов ре-бенка, стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход.

Стимулирование самостоятельной деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.

Посредством игр с песком решаются такие общие задачи, как:

1. Закаливание детского организма.

2. Релаксационный эффект.

3. Сенсорное развитие.

4. Развитие моторики рук.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Развитие творчества, фантазии.

Что бы расширить содержание игр с песком необходимо обогащать детские впечатления: проводить наблюдения на прогулке, рассматривать иллюстра-ции, читать художественные произведения - стихи, сказки, потешки и обяза-тельно хвалить малышей.

Данный проект составлен с учетом рекомендаций Большебратской Э. Э., ко-торые описаны в книге «Песочная терапия». Опираясь на методы и приемы, рекомендуемые в книге, мы разработали цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для своей группы детского сада.

Организация уголка для игр-занятий с песком.

Для игры-занятия в детском саду с песком вам потребуются:

• Водонепроницаемый пластиковый ящик.

Занятия с детьми лучше проводить в малой группе (3-4 человека) или же ин-дивидуально, Размер ящика — 50x70x18 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

• Наборы для игр:

1. Деревянные фигурки, куклы-матрешки, грибочки и т. д. ;

2. Машинки;

3. Растения: цветы, овощи, фрукты;

4. Природный материал: ракушки, веточки; камушки;

5. Бросовый материал: крышечки, баночки, коробочки;

6. Формы для песка; лейки; сито; воронки.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять дос-тойное место в вашей «коллекции».

• Тихая, спокойная музыка для релаксации.

Работа с родителями

• Привлечение родителей к созданию Центра песка в группе детского са-да.

• Консультации для родителей «Песочная терапия» и «Игры с кинетиче-ским песком»

• Практикум для родителей. Тема: "Игры с водой, песком и сыпучими материалами и их влияние на развитие детей раннего возраста"

• Информация в родительский уголок «Игры с песком для малышей»

Перспективный план игр – занятий для 2 группы раннего возраста

Тема

Цель Задачи Материалы и оборудование

1 «Песочная сказка»

Познакомить детей с центром песка.

1. Познакомить детей с центром песка.

2. Познакомить детей с правилами поведения в центре песка.

3. Пополнять пассивный словарь ребёнка.

4. Способствовать возникновению положительных эмоций от игр с песком.

5. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. Центр «Песок - вода»

2 «Песочный снегопад»

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит).

1. Формировать у детей знания о свойствах сухого песка.

2. Учить детей способам обследования материала (сжать песок в руке, ссыпать с ладони).

3. Развивать зрительно-слуховые связи.

4. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

5. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. Центр «Песок - вода»

3 «Сыплем, лепим»

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

1. Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

2. Познакомить детей со способом сделать песок влажным.

3. Помочь детям осознать результат сравнения особенностей сухого и влажного песка.

4. Развивать зрительно-слуховые связи.

5. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. Центр «Песок - вода», формочки.

4 «Наши ручки»

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

1. Учить детей делать отпечатки ладони.

2. Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

3. Развивать координацию движений.

4. Закреплять правило мыть руки после игры с песком.

5. Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми. Центр «Песок - вода»

5 1. «Найди шарик, найди кубик»

Продолжать знакомить с качествами предметов - формой

1. Закреплять знания детей о свойствах сухого песка.

2. Продолжать знакомить с качествами предметов - формой.

3. Развивать тактильную чувствительность.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. Центр «Песок - вода», шарики и кубики.

6 «Печать»

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ракушки.

2. Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

3. Развивать координацию движений.

4. Закреплять правило мыть руки после игры с песком.

5. Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми. Центр «Песок - вода», ракушки.

7 «Дорожка»

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

1. Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развивать координацию движения руки влево, вправо.

4. Обогащать представления детей об объектах живой природы.

5. Воспитывать положительное отношение к персонажу. Центр «Песок - вода», игрушка

8 «Солнышко»

Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.

1. Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.

2. Продолжать закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

3. Учить детей рисовать камешком по песку круг и прямые линии.

4. Развивать тактильную чувствительность рук, координацию движений.

5. Воспитывать положительное отношение к персонажу-Зайке. Центр «Песок - вода», камешки разного размера, игрушка Петушок.

9 «Норки для мышат»

Формировать представление о количестве «один - много».

1. Формировать представление о количестве «один-много».

2. Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

3. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов «на», «под» местонахождение предметов.

4. Развивать общую и мелкую моторику.

5. Воспитывать заботливое отношение к животным. Центр «Песок - вода», игрушки мышат по количеству детей.

10«Печём печенье»

Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.

1. Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.

2. Стимулировать у детей работу воображения.

3. Способствовать проявлению творческих возможностей в украшении печенья.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Воспитывать доброжелательность. Центр «Песок - вода», ёмкость с водой, бабушка.

11«Строим горку»

Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.

1. Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.

2. Продолжать формировать знания о высоте предмета (высокий - низкий).

3. Развивать общую моторику рук, координацию движений.

4. Закреплять знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму.

5. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. Центр «Песок - вода», игрушки по количеству детей.

12 «Играем с формочками»

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

1. Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

2. Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

3. Закреплять умение пользоваться ситом.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать аккуратность в работе с песком. Центр «Песок - вода», формочки.

Диагностика

• Какой песочек? Можно сделать фигуру формочкой?

• Выбери песочек что бы лепить?

• Сделай что хочешь из песка.

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошколь-ников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А. И.

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в дет-ском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3. Николаева С. Н.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

4. Соловьева Е.

«Как организовать поисковую деятельность детей».

5. Большебратская Э. Э.

«Песочная терапия», Петропавловск, 2010 – 74с.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс как поддержка самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс как поддержка самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Данная форма работы началась у нас с мастер - класса, организованным воспитателем. Детям понравился и сам факт записаться на мастер – класс,.

Мастер-класс для родителей «Влияние игр с водой и песком на эмоциональное развитие детей раннего возраста» "Мастер класс для родителей «Влияние игр с водой и песком на эмоциональное развитие детей раннего возраста»Участники: воспитатель, родители.

Памятка «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно — гигиенических навыков» Использование потешек, песенок, стихов в разные режимные моменты. «Умывание». «Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке – ладошки, А пальчики.

Поддержка детской инициативы, самостоятельности детей раннего возраста в процессе художественно-эстетического развития Инициатива – почин, внутренне побуждение к деятельности, начало процесса инициации. Инициативность дошкольника - личностное качество, характеризующее.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности Данная статья посвящена проблеме развития речи, которая определяет прежде всего уникальную роль в становлении личности ребенка раннего дошкольного.

Консультация «Развитие самостоятельности детей раннего возраста» Близнюк И. А. г. Челябинск, Россия РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассмотрены ступени развития детской.

Развитие самостоятельности детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе дидактических игр Актуальность сенсорного развития обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям:.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности Статья: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сикачева Елена Викторовна Тема моей статьи.

Выступление на родительском собрании «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе восприятия фольклора»Выступление на родительском собрании «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе восприятия фольклора» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОЛЬКЛОРА. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 11:16
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком» (включая файлы) размещена пользователем АННА ГУЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД