АННА ГУЛОВА
Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНЫХ С ВЗРОСЛЫМ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ПЕСКОМ
Актуальность
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с пред-метным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрос-лым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе та-кого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувст-венный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Публикация «Проект: развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста в процессе действий с песком» размещена в разделах
Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью про-исходит только в процессе общения с взрослым. Роль взрослого в этом про-цессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать пра-вильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуж-дать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознатель-ность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим по-казателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окру-жающим; быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экс-периментирование с различными веществами; подолгу с увлечением экспе-риментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; радуется своим открытиям, стремится поделиться ими с взрослыми. Мышление детей раннего возраста носит наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя с предметами, практически соотносит их по размеру, и форме, знакомиться с их внутренним устройством.
Главная роль в становлении личности принадлежит окружающим его взрослым. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явле-ний, удовлетворить детскую любознательность, возлечь ребенка в активное ос-воение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи ме-жду предметами и явлениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-разования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспе-риментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную сту-пень. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста про-ектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игро-вой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является веду-щим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.
Вид проекта: познавательно- исследовательский, долгосрочный
Длительность проекта: учебный год
Цель: Развитие самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего возраста в процессе совместных с взрослым практических по-знавательных действий экспериментального характера с компонентами не-живой природы: песком.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у детей раннего возраста са-мостоятельности и творческой инициативности в процессе совместных с взрослым практических познавательных действий экспериментального ха-рактера с компонентами неживой природы: песком.
2. Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.
3. Расширять представления детей о свойствах песка, способах об-следования материала.
4. Продолжать развивать у детей элементарную поисково-исследовательскую деятельность.
5. Способствовать снижению психофизического напряжения детей в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы - пес-ком.
6. Познакомить с правилами безопасного взаимодействия в центре песка.
7. Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со взрослыми.
8. Развивать зрительно-слуховые связи, тактильную чувствитель-ность, мелкую моторику рук, координацию движений.
9. Развивать активный словарь, обогащать пассивный словарь.
10. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспе-риментально-игровой деятельности.
Участники проекта:дети 2-3 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
• Ребенок с интересом действует с песком;
• Успешно выделяет фактуру материала при выполнении практи-ческих действий с песком (сырой, сухой);
• Активно использует в речи слова, обозначающие фактуру песка;
• По показу воспитателя действует с песком, делая различные ма-нипуляции;
Этапы реализации проекта:
• подготовительный
• - Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;
• практический
• - Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений;
• обобщающий
• - Самостоятельная деятельность детей в центре «Песок – вода», совме-стные игры детей и родителей с природным материалом.
Формы организации детей
Задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего возраста в процессе совместных с взрослым практических познавательных действий экспериментального характера с компонентами неживой природы: песком решаются на играх-занятиях, в совместной игро-вой деятельности детей и педагога.
Все игры-занятия проводятся на личностно-деятельностной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная дея-тельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).
Игра-занятие состоит из трёх частей:
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части игры-занятия – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). Методы и приёмы: игровой (пальчиковые игры, наглядный (введение персонажа, словесный (художест-венное слово).
ЧАСТЬ. 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Методы и приёмы: практический (игры с песком, наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре как партнёра, словесный (художе-ственное слово, объяснение, советы).
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с пес-ком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
• Рассказ детям о сказке (путешествии).
• Постройка игрового пространства (сказочной страны, дорожек, рек, лесов и так далее).
• Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными и прочее).
• Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:
— Что будет с жителями сказки? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось).
В группе раннего возраста особое внимание уделяется манипулиро-ванию с природным материалом. Во время игр - занятий перед детьми ста-вится проблемная ситуация, для решения которой они используют ранее по-лученные навыки. Знакомим детей со свойствами песка, приёмами строи-тельства из него, развиваем творческие, исследовательские и конструктив-ные способности, эстетический вкус.
Для занятий с детьми лучше подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом исключать негативную оценку действий и результатов ре-бенка, стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход.
Стимулирование самостоятельной деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.
Посредством игр с песком решаются такие общие задачи, как:
1. Закаливание детского организма.
2. Релаксационный эффект.
3. Сенсорное развитие.
4. Развитие моторики рук.
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Развитие творчества, фантазии.
Что бы расширить содержание игр с песком необходимо обогащать детские впечатления: проводить наблюдения на прогулке, рассматривать иллюстра-ции, читать художественные произведения - стихи, сказки, потешки и обяза-тельно хвалить малышей.
Данный проект составлен с учетом рекомендаций Большебратской Э. Э., ко-торые описаны в книге «Песочная терапия». Опираясь на методы и приемы, рекомендуемые в книге, мы разработали цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для своей группы детского сада.
Организация уголка для игр-занятий с песком.
Для игры-занятия в детском саду с песком вам потребуются:
• Водонепроницаемый пластиковый ящик.
Занятия с детьми лучше проводить в малой группе (3-4 человека) или же ин-дивидуально, Размер ящика — 50x70x18 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
• Наборы для игр:
1. Деревянные фигурки, куклы-матрешки, грибочки и т. д. ;
2. Машинки;
3. Растения: цветы, овощи, фрукты;
4. Природный материал: ракушки, веточки; камушки;
5. Бросовый материал: крышечки, баночки, коробочки;
6. Формы для песка; лейки; сито; воронки.
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять дос-тойное место в вашей «коллекции».
• Тихая, спокойная музыка для релаксации.
Работа с родителями
• Привлечение родителей к созданию Центра песка в группе детского са-да.
• Консультации для родителей «Песочная терапия» и «Игры с кинетиче-ским песком»
• Практикум для родителей. Тема: "Игры с водой, песком и сыпучими материалами и их влияние на развитие детей раннего возраста"
• Информация в родительский уголок «Игры с песком для малышей»
Перспективный план игр – занятий для 2 группы раннего возраста
Тема
Цель Задачи Материалы и оборудование
1 «Песочная сказка»
Познакомить детей с центром песка.
1. Познакомить детей с центром песка.
2. Познакомить детей с правилами поведения в центре песка.
3. Пополнять пассивный словарь ребёнка.
4. Способствовать возникновению положительных эмоций от игр с песком.
5. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. Центр «Песок - вода»
2 «Песочный снегопад»
Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит).
1. Формировать у детей знания о свойствах сухого песка.
2. Учить детей способам обследования материала (сжать песок в руке, ссыпать с ладони).
3. Развивать зрительно-слуховые связи.
4. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
5. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. Центр «Песок - вода»
3 «Сыплем, лепим»
Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.
1. Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.
2. Познакомить детей со способом сделать песок влажным.
3. Помочь детям осознать результат сравнения особенностей сухого и влажного песка.
4. Развивать зрительно-слуховые связи.
5. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. Центр «Песок - вода», формочки.
4 «Наши ручки»
Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.
1. Учить детей делать отпечатки ладони.
2. Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.
3. Развивать координацию движений.
4. Закреплять правило мыть руки после игры с песком.
5. Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми. Центр «Песок - вода»
5 1. «Найди шарик, найди кубик»
Продолжать знакомить с качествами предметов - формой
1. Закреплять знания детей о свойствах сухого песка.
2. Продолжать знакомить с качествами предметов - формой.
3. Развивать тактильную чувствительность.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. Центр «Песок - вода», шарики и кубики.
6 «Печать»
Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.
1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ракушки.
2. Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.
3. Развивать координацию движений.
4. Закреплять правило мыть руки после игры с песком.
5. Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми. Центр «Песок - вода», ракушки.
7 «Дорожка»
Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.
1. Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать координацию движения руки влево, вправо.
4. Обогащать представления детей об объектах живой природы.
5. Воспитывать положительное отношение к персонажу. Центр «Песок - вода», игрушка
8 «Солнышко»
Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.
1. Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.
2. Продолжать закреплять знания свойств сухого и влажного песка.
3. Учить детей рисовать камешком по песку круг и прямые линии.
4. Развивать тактильную чувствительность рук, координацию движений.
5. Воспитывать положительное отношение к персонажу-Зайке. Центр «Песок - вода», камешки разного размера, игрушка Петушок.
9 «Норки для мышат»
Формировать представление о количестве «один - много».
1. Формировать представление о количестве «один-много».
2. Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.
3. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов «на», «под» местонахождение предметов.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать заботливое отношение к животным. Центр «Песок - вода», игрушки мышат по количеству детей.
10«Печём печенье»
Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.
1. Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.
2. Стимулировать у детей работу воображения.
3. Способствовать проявлению творческих возможностей в украшении печенья.
4. Развивать тактильные ощущения.
5. Воспитывать доброжелательность. Центр «Песок - вода», ёмкость с водой, бабушка.
11«Строим горку»
Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.
1. Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.
2. Продолжать формировать знания о высоте предмета (высокий - низкий).
3. Развивать общую моторику рук, координацию движений.
4. Закреплять знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму.
5. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. Центр «Песок - вода», игрушки по количеству детей.
12 «Играем с формочками»
Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.
1. Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.
2. Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.
3. Закреплять умение пользоваться ситом.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать аккуратность в работе с песком. Центр «Песок - вода», формочки.
Диагностика
• Какой песочек? Можно сделать фигуру формочкой?
• Выбери песочек что бы лепить?
• Сделай что хочешь из песка.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошколь-ников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
2. Иванова А. И.
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в дет-ском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
3. Николаева С. Н.
«Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
4. Соловьева Е.
«Как организовать поисковую деятельность детей».
5. Большебратская Э. Э.
«Песочная терапия», Петропавловск, 2010 – 74с.