Татьяна Михайлова
Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта - «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
посредством русской народной сказки»
Составители проекта : Воспитатели ГБДОУ № 85 Невского района
Михайлова Т. Л., Ефимова Н. Н.
Вид проекта : Познавательный, творческий
Тип проекта : Долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта : Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Актуальность
Публикация «Проект „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Постановка проблемы
Речь дошкольников страдает от нехватки словарного запаса, связанного в первую очередь с недостатком чтения им художественной литературы.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Гипотеза проекта :
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказками и театрализованной деятельностью.
Задачи:
1. Определить понятие сказки.
2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и
плохих.
3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое
воображение, память, фантазию, образное мышление.
4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи,
совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать
знакомые сказки.
5. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
6. Приобщение родителей к проблеме детского чтения
Ожидаемые результаты
• У воспитанников повысится интерес к жанру русской народной сказки, расширится
кругозор, активизируется словарный запас, они станут использовать в речи
фразеологизмы, синонимы, антонимы, сравнения (соответствующими возрасту) в
сюжетно-ролевых играх и играх - драматизациях;
• Дети самостоятельно будут обыгрывать сказки и их отрывки;
• Умение детей распознавать сказочных героев по иллюстрациям
• Активное участие родителей в жизни детского сада.
• Возрождение традиции семейного чтения.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
• обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• определение цели и задач проекта;
• подбор литературы, пособий, атрибутов;
• обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
• составление тематического планирования мероприятий;
• наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения
изменений в воспитательно-образовательный процесс;
2. Аналитический
• деятельность в соответствии с тематическим планированием;
3. Заключительный
• обобщение результатов работы;
• анализ деятельности;
• презентация;
• удовлетворенность всех участников результатами
Форма проведения: НОД, беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно– ролевые игры: «Библиотека», «Семья».