Сиренко Н
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуника-тивные игры в образовательной организации.
Практическая работа:
Пояснительная записка:
Актуальность: логопедия в детском саду помогает детям развивать речевые навыки, улучшать коммуникативные способности и успешно адап-тироваться в обществе.
Публикация «Проект „Развитие речи через коммуникативные игры“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Цель: помощь детям в развитии речи и коммуникативных навыков. Ло-гопедия помогает исправить нарушения речи, развивает звукопроизношение, расширяет словарный запас, улучшает связь речи с мышлением, развивает умение слушать и понимать речь окружающих
Задачи: 1. Выявление детей с нарушениями речи и развития языка. 2. Организация индивидуальных и групповых занятий по развитию речи. 3. Работа над звукопроизношением и логопедической гимнастикой. 4. Развитие фонематического слуха и обучение артикуляционным упражнениям. 5. Улучшение коммуникативных навыков и расширение словарного запаса. 6. Составление индивидуальных программ развития для каждого ребенка. 7. Взаимодействие с педагогами и родителями для совместной работы над раз-витием речи и языка у детей.
Участники: дошколята в возрасте 6-7 лет
Приемы: 1. Игровые занятия с использованием различных упражне-ний на развитие речи и артикуляции звуков. 2. Развитие звукопроизношения через игры с зеркалом и артикуляционные упражнения. 3. Распознавание и различение звуков для развития фонематического слуха. 4. Работа над лек-сикой через игры, рассказы и песенки. 5. Техники дыхания и голосового ды-хания для улучшения артикуляции и речевого потока. 6. Развитие моторики речевого аппарата через упражнения с мягкими игрушками и специальными устройствами. 7. Использование различных методик и материалов для раз-вития общения, включая коммуникативные ситуации и социальные игры. 8. Работа над письменной речью, развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия через упражнения по письму и рисованию. 9. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его уровень развития и особенности речевого процесса. 10. Регулярное взаимодействие с родителями для улуч-шения коммуникации и совместной работы над развитием ребенка.
Материалы: 1. Картинки с изображениями различных предметов, жи-вотных, действий и т. д. для расширения словарного запаса и развития речи. 2. Игрушки-аналоги голосов, чтобы помочь детям научиться правильно ар-тикулировать звуки. 3. Развивающие карточки с заданиями на развитие фо-нематического слуха, дифференциации звуков и построения слов. 4. Разно-образные книги и рассказы, чтобы расширить словарь и развить навыки по-нимания и выражения мыслей. 5. Материалы для выполнения упражнений на дыхание и моторику речевого аппарата, такие как пузыри, трубочки для пу-стяков или зеркало. 6. Игры на развитие социальных навыков и коммуника-ции, такие как ролевые игры, настольные игры с обсуждением правил и си-туаций. 7. Рисунки, пазлы, вырезание и лепка для развития мелкой моторики рук и координации движений, что также положительно влияет на письмен-ную речь.
Длительность: 40 мин
Основная часть:
Календарно - тематический план на месяц.
Тема Сроки
Звуки и буквы
- Введение основных звуков и букв
- Упражнения на правильное произношение звуков
- Игры с буквами
01.04.24
03.04.24
05.04.24
Развитие речи
- Упражнения на развитие словарного запаса
- Игры на развитие речи и логического мышления
- Изучение стихов и загадок
08.04.24
10.04.24
12.04.24
Развитие артикуляции
- Упражнения на правильное артикулирование звуков
- Игры на развитие моторики речевого аппарата
- Использование картинок для показа правильной артикуляции
15.04.24
17.04.24
19.04.24
Коммуникация и диалог
- Обучение детей правилам общения
- Ролевые игры с использованием речевых оборотов
- Диалогические упражнения на развитие навыков общения
22.04.24
24.04.24
26.04.24
Закрепление работы за месяц 30.04.24
Модель взаимодействия с другими педагогами:
Этап Цель
Проведение совещаний и совместное планирование работы Обсудить текущие задачи и цели, распреде-лить обязанности и подготовить планы рабо-ты на месяц.
Обмен опытом и информа-цией Делиться своими знаниями, наблюдениями и методиками работы с другими педагогами, чтобы обогатить общий опыт, результатив-ность и интерес работы.
Совместная поддержка и помощь Оказывать взаимную поддержку и помощь в решении проблем и вопросов, возникающих в работе с детьми.
Конструктивное обсужде-ние и разрешение конфлик-тов Открыто обсуждать возможные разногласия и конфликтные ситуации, находить компро-миссы и искать общие решения.
Вовлечение других педаго-гов в логопедическую ра-боту Проведение совместных занятий и проектов, чтобы сделать работу более эффективной и разнообразной, а также обменяться опытом и развить коллективный дух.
Перечень методов и приемов на развитие коммуникации :
1. Регулярное проведение совещаний и обсуждение важных вопросов.
2. Открытое и эмоционально поддерживающее общение.
3. Совместная подготовка и проведение мероприятий и мастер-классов.
4. Обратная связь и анализ результатов работы.
5. Работа в коллективе и командные проекты.
6. Обмен профессиональным опытом.
7. Использование технологий для общения.
8. Составление общих планов и целей.
Особенности речевого развития.
В детском саду я, как воспитатель, обращаю особое внимание на разви-тие речевых навыков у детей. Особенности речевого развития у детей могут быть разными и зависеть от возраста ребенка.
У детей до трех лет развивается фонематический слух, что позволяет им различать звуки речи и правильно произносить слова. В этом возрасте важно стимулировать развитие артикуляционных навыков и расширять сло-варный запас ребенка.
У детей от трех до пяти лет активно формируется речь, они начинают говорить в предложениях, использовать разные части речи и строить связ-ную речь. Важно помогать детям развивать лексический и грамматический аппарат, а также учить их правильно строить предложения.
У детей старшего дошкольного возраста важно работать над развитием письменной речи, учить их читать и писать. Также в этом возрасте важно развивать навыки общения и умение выражать свои мысли и чувства слова-ми. Кроме того, особенности речевого развития могут быть связаны с нали-чием дефектов речи, таких как заикание, дизлалия, задержка речевого разви-тия и другие. В таких случаях важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, помогая преодолеть трудности и развивать их речь.
Перечень методик коммуникативного развития.
1. Развитие речи через игровую деятельность: использование игр, раз-вивающих речь, таких как "Звериный кулак", "Шепотное море", "Где лого-пед".
2. Развитие лексико-грамматических навыков: работа с карточками-заданиями, игры на закрепление правильного построения предложений.
3. Сенсорная стимуляция речи : использование тактильных и зритель-ных материалов для тренировки артикуляционных мускулов.
4. Терапевтическое общение: создание ситуаций для практики общения, в том числе ролевые игры, диалоги, обсуждение книг.
5. Использование современных технологий: работа с интерактивными приложениями, онлайн-игры, аудио- и видеоматериалы для развития речи.
6. Индивидуальные занятия: проведение занятий по развитию речи с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребно-сти.
7. Совместная работа с родителями: вовлечение родителей в процесс развития речи ребенка, предоставление рекомендаций и заданий для прове-дения домашних занятий.
8. Мультисенсорная стимуляция: использование различных чувствен-ных ощущений (зрение, слух, осязание) для более эффективного развития речи.
9. Использование методики словообразования: работа с приставками, суффиксами, словообразующими моделями для расширения лексического запаса и развития грамматики.
10. Развитие навыков адекватной реакции: обучение детей умению адекватно выражать свои мысли и чувства в соответствии с ситуацией и со-блюдением правил общения.
Картотека коммуникативных игр :
1. "Путешествие по буквам" - для дошкольников 4-6 лет. Направле-ние: развитие лексико-грамматических навыков, знакомство с буквами. Дети должны называть слова, начинающиеся на определенную букву.
2. "Мимика и жесты" - для детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет. Направление: развитие невербальной коммуникации, умение переда-вать эмоции и мысли жестами и мимикой.
3. "Слово на слово" - для школьников 7-10 лет. Направление: развитие речи, лексикон. Дети должны называть слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова.
4. "Магический шар" - для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Направление: развитие фантазии и речи. Дети задают вопросы "волшеб-ному шару" и предсказывают ответ.
5. "Ассоциации" - для детей 5-8 лет. Направление: развитие ассоциа-тивного мышления и лексического запаса. Дети называют слова-ассоциации к заданному слову.
6. "Кто я?" - для детей 4-7 лет. Направление: развитие логического мышления и умения задавать вопросы. Дети должны угадать, кто они изоб-ражены на картинке.
7. "История по картинкам" - для детей 3-5 лет. Направление: разви-тие рассказывающей речи. Дети рассматривают картинки и создают историю по порядку.
8. "Сюжетные карточки" - для детей 6-9 лет. Направление: развитие речи и фантазии. Дети должны составить историю по картинкам и заданиям к ним.
9. "Где это звучит?" - для детей 4-6 лет. Направление: развитие слу-хового восприятия и понимания пространственных понятий. Дети находят источник звука на карточке.
10. "Звериный кулак" - для детей 4-7 лет. Направление: развитие ар-тикуляционных навыков и фонематического слуха. Дети называют слова, начинающиеся на определенный звук.
11. "Найди пару" - для детей 5-8 лет. Направление: развитие внима-ния и памяти. Дети должны находить и соединять картинки-пары.
12. "Сказка наоборот" - для детей 6-9 лет. Направление: развитие фантазии и речи. Дети рассказывают сказку задом наперед или меняют глав-ного героя на кого-то другого.
Фронтальное занятие логопеда в образовательной организации:
Тема: Звуки и слова с буквой "П"
Дата: 22.03.24г.
Продолжительность: 40 мин
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие фонематического восприятия: дети научатся различать и выделять звук "п" в словах, обучаясь слушать и анализировать звуки в речи.
2. Развитие речи и словарного запаса : дети будут учить новые слова, начинающиеся на букву "п", что поможет им расширить свой словарный за-пас.
3. Развитие навыков грамотной речи : дети будут учиться правильно произносить и употреблять слова с буквой "п" в своей речи.
Воспитательные:
1. Воспитание уважительного отношения к окружающим: дети учатся слушать друг друга, проявлять внимание и уважение к мнению и высказыва-ниям своих товарищей.
2. Формирование навыков сотрудничества: дети учатся работать в группе, совместно решать задачи и помогать друг другу.
3. Развитие эмоциональной отзывчивости: дети учатся выражать свои эмоции и чувства, а также уважать эмоции других людей.
4. Стимулирование интереса к обучению: логопед создает интересные игры и задания, которые способствуют развитию речи и в то же время увле-кают детей.
Развивающие :
1. Развитие артикуляционной гимнастики: логопед проводит упражне-ния для развития артикуляционных навыков у детей, что способствует улучшению произношения и четкости речи.
2. Развитие слухового восприятия: дети учатся различать звуки речи, анализировать их и применять в речи, что способствует развитию слухового восприятия.
3. Развитие логического мышления: дети учатся анализировать и срав-нивать слова с буквой "п", находить общие черты и отличия, что способству-ет развитию логического мышления.
Материал:
Демонстративный: Карточки с картинками предметов, доска и плакат с написанной буквой "П", карточки с словами, пазлы, кубики с буквами, иг-рушки и предметы, название которых начинается на букву "П", рассказы, в которых встречаются слова с буквой "П", для чтения и обсуждения с детьми.
Раздаточный: Флеш – карты с буквами "П" и другими буквами для игр и упражнений, разноцветные маркеры или мел и доска для иллюстраций и записей, мячи для выполнения артикуляционной гимнастики, рабочие ли-сты с заданиями на тему буквы "П".
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРИЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Знаком-ство с зву-ком "П" Объяснение, как правильно про-износить звук "П" и его осо-бенности Использование карточек с изоб-ражением пред-метов, названия которых начи-наются с буквы "П". Для объяснения пра-вильного произноше-ния звука "П" можно использовать артику-ляционную гимнасти-ку - упражнения для разминки и трени-ровки артикуляцион-ных органов (губы, язык, челюсти). Также можно показать детям анимацию ротовых органов при произ-ношении звука "П" для наглядности.
Практика произно-шения звука "П" в изоли-рованных словах Игры и упраж-нения на разли-чение звука "П" от других звуков Игры на распо-знавание звука "П" в словах Игры на различение звука "П" от других звуков могут вклю-чать в себя задания на нахождение и обведе-ние всех слов, в кото-рых встречается звук "П". Дети могут ис-пользовать цветные маркеры или каран-даши для подсветки этих слов.
Постепен-ное введе-ние звука "П" в сло-гах и предло-жениях Поиск слов на картинках, где звучит звук "П" Использование зеркала для наблюдения за правильным произношением звука "П" Использование зер-кала поможет детям контролировать свою артикуляцию звука "П". Логопед может демонстрировать правильное произ-ношение звука, пока-зывая при этом дви-жения губ и языка в зеркале.
Подбор слов и фраз с буквой "П" для игр и за-даний Сочинение и за-учивание рифмо-вок и стихотво-рений с исполь-зованием звука "П" Поощрение детей за правильное произношение и активное участие в занятии Для поощрения детей за активное участие можно использовать награды в виде наклеек, звездочек или маленьких при-зов. Это поможет мо-тивировать детей к лучшим результатам и поддержит их инте-рес к занятиям.
ВЫВОДЫ:
1. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать его особенности речи и прогресс в изучении звука "П". Необходимо поощрять и поддерживать детей, которые испытывают затруднения с произношением этого звука.
2. Использование игр, упражнений и наглядных материалов помогает сделать занятие более интересным и эффективным. Дети лучше усваивают материал, когда он представлен в игровой форме.
3. Важно создавать позитивную атмосферу на занятии, поощрять детей за усилия и прогресс в развитии речи. Поддержка и похвала могут стать до-полнительным стимулом для детей.
4. Необходимо продолжать работу над звуком "П" на следующих за-нятиях, углубляя знания детей и расширяя словарный запас с использовани-ем этого звука. Постепенное усвоение и закрепление материала поможет де-тям улучшить свою речь и артикуляцию.
РЕКОМЕДАЦИИ:
1. Методики по речевому развитию с ребенком и их анализ:
НАЗВАНИЕ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДА-ЦИИ
Игры с зеркалом Улучшение арти-куляции, кон-троль за произ-ношением зву-ков, развитие общей моторики речевых органов. Ребенок улучша-ет произношение звуков, становит-ся более внима-тельным к арти-куляции, улуч-шил контроль над языком и гу-бами при произ-ношении. Игры с зеркалом эффективны для коррекции про-изношения зву-ков у детей и по-могают им осо-знать движения речевых органов.
Рекомендации: Продолжать ис-пользовать эту методику для дальнейшего развития произ-ношения у ре-бенка.
Упражнения ар-тикуляционной гимнастики Улучшение ко-ординации рече-вых мышц, раз-витие гибкости и силы речевых органов. Ребенок начинает лучше контро-лировать свои речевые мышцы, улучшает произ-ношение звуков, речь становится более четкой. Упражнения ар-тикуляционной гимнастики по-могают развить силу и гибкость речевых органов, что влияет на четкость и пра-вильность про-изношения.
Рекомендации: Продолжать вы-полнять упраж-нения артикуля-ционной гимна-стики для под-держания и улучшения ре-зультатов.
Меморизация стихотворений Развитие слухо-вой памяти, обо-гащение словар-ного запаса, тре-нировка произ-ношения и инто-нации. Ребенок учится запоминать сти-хотворения, улучшает инто-нацию и произ-ношение слов, расширяет сло-варный запас. Меморизация стихотворений помогает развить память, артику-ляцию и интона-цию у детей, что положительно влияет на их ре-чевое развитие. Рекомендации: Продолжать за-ниматься мемо-ризацией стихо-творений для развития рече-вых навыков и слуховой памяти.
Коммуникатив-ные игры Развитие навы-ков общения, ис-пользование ре-чи в игровых си-туациях, разви-тие социальных навыков. Ребенок стано-вится более ак-тивным в обще-нии, лучше вы-ражает свои мысли и чувства, улучшает пони-мание и диалог с другими детьми. Коммуникатив-ные игры спо-собствуют разви-тию коммуника-тивных навыков и социализации ребенка, что важно для его общего развития.
Рекомендации: Продолжать проводить ком-муникативные игры для разви-тия общения и социальных навыков у ребен-ка.
2. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.
1. Начальное наблюдение: прости анализ устной речи ребенка, опреде-лить особенности произношения звуков, словарный запас, грамматиче-ские навыки и коммуникативные способности.
2. Планирование индивидуальной программы: на основе начального наблюдения разработать индивидуальную программу коррекции и развития для ребенка. Учесть основные цели, задачи и методы работы.
3. Индивидуальные занятия: проводить регулярные индивидуальные занятия с ребенком, направленные на коррекцию произношения зву-ков, расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков и улучшение коммуникативных способностей.
4. Работа с родителями: организовать консультации и рекомендации для родителей ребенка по продолжению работы дома, поддержке и укреплению результатов, достигнутых на занятиях.
5. Мониторинг и коррекция: регулярно отслеживать прогресс ребенка, корректировать программу работы в зависимости от достигнутых ре-зультатов и вносить соответствующие изменения в методики и задания.
6. Формирование навыков самостоятельности: стимулировать ребенка к самостоятельной практике речевых упражнений, чтению книг, играм, развивающим речевые способности.
7. Заключительное наблюдение и оценка: после завершения работы с ребенком провести заключительное наблюдение, оценить достигнутые результаты и дать рекомендации для поддержания и развития улучше-ний в речевом развитии ребенка.
3. Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ре-бенка.
1. Построение позитивного общения: старайтесь быть терпеливыми, поддерживать и поощрять ребенка за его усилия в общении и речи. Позитивное общение способствует развитию уверенности и мотивации ребенка.
2. Учет особенностей речи : обращайте внимание на особенности произ-ношения и лексики ребенка. Поддерживайте его, помогайте корректи-ровать ошибки, но делайте это бережно и ненавязчиво.
3. Использование визуальных материалов: включайте картинки, рисун-ки, ребусы и другие визуальные пособия в учебный процесс. Визуаль-ные материалы помогут ребенку лучше понять и запомнить информа-цию.
4. Развитие навыков общения : проводите групповые занятия, игры и упражнения, которые способствуют развитию умения слушать и выра-жать свои мысли. Пользуйтесь коммуникативными играми для стиму-ляции общения.
5. Индивидуальный подход: учитывайте особенности каждого ребенка в вашей группе. Разрабатывайте задания и игры, которые подходят и помогают развиваться именно данному ребенку с учетом его речевых особенностей.
6. Поддержка и понимание: важно создать атмосферу понимания и поддержки, где ребенок чувствует себя комфортно и без страха быть осужденным за свои речевые особенности. Открытость, доброжела-тельность и понимание помогут ребенку лучше развиваться в области речи.
4. Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ре-бенка.
1. Общение и поддержка: общайтесь с ребенком, выслушивайте его, поощряйте и поддерживайте в его усилиях в развитии речи. Позитив-ное общение дома помогает ребенку чувствовать себя уверенно и лю-бимым.
2. Учет особенностей: понимайте, что у каждого ребенка могут быть свои особенности в речи. Поддерживайте ребенка, помогайте ему кор-ректировать ошибки, но делайте это терпеливо и бережно.
3. Повседневные упражнения: проводите ежедневные упражнения ар-тикуляционной гимнастики, игры с зеркалом, чтение книг и стихов, что поможет развить речевые навыки ребенка.
4. Чтение вместе: читайте книги вместе с ребенком, обсуждайте их со-держание, делайте замечания о произношении звуков и слов. Чтение способствует развитию словарного запаса и познавательных способно-стей ребенка.
5. Игры и активности : проводите игры, где ребенок может развивать свою речь, слуховое восприятие и артикуляцию. Игры с использовани-ем слов с нужными звуками помогут укрепить звукопроизношение.
6. Обратитесь за помощью к специалистам: если у вас возникают забо-ты по поводу речевого развития ребенка, обратитесь к логопеду или другим специалистам за консультацией и помощью.
7. Создайте поддерживающую атмосферу: важно, чтобы дома царила позитивная атмосфера и взаимопонимание. Ребенок должен чувство-вать, что его родители его понимают, поддерживают, и готовы помочь ему в развитии его речевых навыков.
Список использованной литературы
1. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998.;
2. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник для самых малень-ких. –Олисс. изд. Эксмодетсво, 2021. Москва;
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой - М. : Просвещение, 2007.;
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Воспитание и обучение детей до-школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием ре-чи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образо-вательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М. : Школьная Пресса, 2003.