Екатерина Булышева
Проект «Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Развитие речевой активности у детей
до года посредством пальчиковых игр»
Сроки реализации проекта : 2022-2023г.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
Публикация «Проект „Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Речевые проблемы, задержка речевого развития есть у многих детей в группе, поэтому это определило тему моего проекта работы - «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
Вид проекта : познавательно – игровой.
Цель:
1. Повышение теоретического, педагогического уровня и компетентности педагога по вопросу развития речи и мелкой моторики посредством пальчиковых игр.
2. Способствовать совершенствованию речи посредством пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Развивать у детей мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию, гибкость пальчиков, ритмичность.
- Развивать понимание речи, способность подражать новым слогам и словам, расширять словарный запас.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение
- Способствовать благоприятной эмоциональной атмосфере в группе, повысить интерес у детей к пальчиковым играм.
- Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на речевое развитие.
Форма работы:
- Индивидуальная работа с детьми
- Совместная работа с детьми
- Работа с родителями
- Мастер класс
Этапы проекта :
I.Подготовительный этап
На этом этапе были намечены цели, задачи, составлен план и содержание работы с детьми, родителями, подготовка наглядного материала.
1. Диагностика Н. П. Р. детей группы по показателям «Движения руки и действия с предметами».
2. Изучение учебно - методической литературы:
Галкина Г. Л «Пальцы помогают говорить»,
Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».
3. Подборка картотеки пальчиковых игр по различной тематике:
- «Моя семья», «Части тела, это я», «Живая природа – животные, птицы, растения», «Природные явления», «Окружающий мир».
4. Подготовка наглядно-практического материала (изготовление пособий для развития тактильной чувствительности пальцев рук, пальчикового театра)
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей в форме буклета «Развитие речи посредством пальчиковых игр».
2. Беседа с родителями о значении пальчиковых игр.
3. Размещение картотеки в родительском уголке
4. Демонстрация пособий для пальчиковых игр с детьми.
II. Основной этап
Списочный состав нашей группы - дети первого года жизни. Все дети разного возраста, разного уровня по показателям нервно - психического развития, поэтому каждому ребенку требовался индивидуальный подход.
Основные задачи, методы и приемы обучения
развития речи и мелкой моторики детей первого года жизни
1-2 мес.
Развивать «хватательный» рефлекс
Методы и приемы:
- Массаж пальцев (поглаживание)
-Вкладывание большого пальца взрослого в руку ребенка, или небольших предметов (палочка, колечко).
Вызывать голосовые звуки
- Ласковое спокойное общение, соприкосновение ребенка – поглаживание, движение ручками, ножками.
2-3мес.
Формировать умение захватывать, поднимать и выпрямлять ручки к игрушкам, низко висящим над грудью:
- Массаж пальцев (поглаживание)
- Захватить рукой ребенка подвеску и потрясти ею.
Вызывать ответные голосовые реакции (гуканье) :
- Эмоциональное напевное общение, вызывая «комплекс оживления»
- Установление «контакта взглядов» (сосредотачивать взгляд ребенка на лице говорящего взрослого).
3-4мес.
Развивать умение захватывать подвешенные игрушки одной, двумя руками, ощупывать их, рассматривать:
Методы и приемы:
-Массаж пальцев рук (поглаживание)
- Для стимуляции «хватания» - легкое раскачивание игрушки.
Вызывать «гуление», побуждать прислушиваться к звукам:
- Общение с ласковой интонацией, воспроизведение звуков из «репертуара» ребенка.
4-5 мес.
Формировать умение брать игрушку из рук взрослого, удерживать ее в руке (30 сек)
Методы и приемы:
- Массаж пальцев рук (поглаживание, растирание, разминание)
- Показ игрушки (взрослый держит игрушку над грудью ребенка, слегка касаясь игрушкой тыльной стороны правой ладони ребенка, затем левой)
Развивать певучее гуление :
- Пропевание разных звуков, «перекличка» с взрослым, повторение звуков (использование попевок, потешек)
5-6 мес.
Совершенствовать умение уверенно брать игрушки, находясь в любом положении, перекладывать из одной руки в другую (играет 1 мин).
Развивать тактильные ощущения (игрушки разные по фактуре, материалу и объему)
Методы и приемы:
- Массаж пальцев рук
- Стимулировать «ладонный захват» игрушек левой и правой рукой (ребенок лежит на животе, игрушки располагаются сбоку - справа и слева в пределах досягаемости).
Способствовать развитию лепета :
- Произношение взрослым одних и тех же слогов, вызывая подражание
(развивая подвижность губ и языка)
6-7 мес.
Учить манипулировать игрушками: нажимать, отталкивать, стучать, бросать, извлекать звук.
Формировать «указательный жест» (выделение отдельно указательного пальца)
Развивать тактильные ощущения (игрушки разные по толщине, фактуре).
Методы и приемы:
- Массаж пальцев рук; прокатывание между ладоней массажным мячиком с «шипами».
- Показ действий с предметами и совместная игра с ребенком (чтобы привлечь внимание к игрушке, взрослый вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, стучит по подстилке, нажимает рукой ребенка на пищащую игрушку).
- «Игра с пальчиками» (для формирования «указательного жеста» - показ действий: протолкнуть указательным пальчиком шарик, нажимать на кнопочки музыкальных игрушек, показать пальчиком носик, ротик).
Стимулировать самостоятельное произношение слогов
Развивать подготовительные этапы понимания речи: находить взглядом, показывать указательным жестом названный взрослым предмет (куклу, собачку) :
- Показ игрушек на постоянных местах, в сопровождении звуков, слов
7-8 мес.
Развивать предметную деятельность - игрушками заниматься долго, подражать действиям взрослого (открывать, вынимать, катать).
Формировать «пальцевой захват» (предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев - округло).
Развивать тактильную чувствительность рук.
Методы и приемы:
- Массаж пальцев рук
- Упражнения на тактильную чувствительность : сжимание мешочков с разными наполнителями - бусы, фасоль; различных предметов с разной поверхностной структурой, сжимание «пищащих» резиновых и матерчатых игрушек.
- Показ нескольких действий с игрушками: взрослый снимает крышку с
емкости, вынимает шарики, слегка толкает их, прокатывая по столу (ребенок самостоятельно подражает).
Четко, повторно произносить различные слоги
Развивать понимание названий простых действий с ладонями (похлопать, показать ладошку) :
- Показ игрушек на постоянных местах
- Разучивание ритмических действий с пальчиками - ладошками :
«Ладушки, ладушки, где были, у бабушки»,
«Дай, ладошечку, моя крошечка»,
«Прятки – ку-ку»
На начальном этапе разучивания ритмических действий, взрослый берет руки ребенка и прихлопывает ими.
8-9 мес.
Совершенствовать предметную деятельность, в зависимости от свойств - нажимать, открывать, вынимать, катать мяч, греметь.
Развивать противопоставление пальцев : «пальцевой» захват.
Развивать тактильную чувствительность.
Методы и приемы:
-Массаж пальцев рук (поглаживание щеточкой с мягкой щетиной)
- Упражнения на тактильную чувствительность рук: массажные мячи, маленькие «счеты»- перебирать косточки, мешочки с разными наполнителями, мягкие и твердые предметы.
- Игры с предметами: перекладывание из емкости в емкость, манипулирование игрушками - вращение, раскручивание деталей.
- Игры со звучащими музыкальными игрушками: погремушки, бубен, маракас, деревянные ложки.
Способствовать развитию активной речи : подражать взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете ребенка,
- Перекличка с ребенком на повторение слогов
- Игры с куклой (знакомство с частями лица, развивая «указательный жест»)
- Разучивание пальчиковых игр, ритмичных повторных упражнений
«Спрячь в ладошку шарик» (сжимание кулачка)
«Сорока - белобока»,
«Это глазки - вот и вот, это ушки - вот и вот!»
«Идет коза рогатая», «Прятки»
«Ладушки» (ребенок играет по слову, без показа)
9-12 мес.
Самостоятельно и по просьбе взрослого выполнять разученные действия с игрушками (открывать и закрывать, вкладывать и вынимать)
Овладевать новыми действиями с предметами, выполнять их по слову взрослого и самостоятельно (снимать и надевать кольца на стержень, вставлять грибочки в отверстия, катать шарики по желобу-скату)
Развивать противопоставление пальчиков : пинцетный захват (большим и указательным пальцем, указательный жест, переборы пальчиков.
Развивать тактильную чувствительность
Методы и приемы:
- Массаж пальцев рук
- Перекладывание предметов из емкости в емкость,
- Игры с матрешкой
- Игры с пирамидкой (кольца с большими отверстиями)
- Прокатывание шариков по скату-желобу
- Игры с кубиками, кирпичиками: накладывать кубик на кубик…
- Игры с вкладышами - собрать и разобрать: «бочата», «колпачки»
Стимулировать активную речь : вызывать подражание новым слогам, произносить первые слова-обозначения.
На этом этапе важно помочь ребенку в словотворчестве. Именно сейчас он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.
- Разучивание пальчиковых игр, ритмических песенок:
«Этот пальчик дедушка.»,
«Этот пальчик хочет спать.»
«Есть у киски глазки.»
«С добрым утром глазки, вы проснулись»
«Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот нос»
(показывать части лица на себе указательным пальцем)
Для снижения мышечного тонуса, нормализации положения кисти и пальцев, на каждом возрастном этапе первоначально проводится массаж кисти рук.
1. Массировать надо каждый пальчик, начиная с мизинца, от ногтевой фаланги к ладони.
2. После поглаживания, растирания, производят легкие нажатия на пальцы- разминания.
3. Массируются ладони ребенка круговыми движениями указательного пальца взрослого.
Массаж проводится ежедневно в течение 2-3 минут.
Упражнения и игры на тактильную чувствительность ладоней и пальчиков начинаем развивать в 6-7 месяцев, постепенно усложняя активные упражнения, вовлекая в движение больше пальцев с достаточной амплитудой.
Развивая тактильные ощущения кистей рук, совершенствуются представления ребенка о свойствах окружающих предметов, и чем больше вещей, различающихся фактурой и текстурой, будет окружать ребенка, тем гармоничнее будет его развитие.
Пальчиковые игры в стихотворной рифме (по мотивам народных потешек, стихотворений) осваиваются с 7-8 мес., все зависит от темпов развития ребенка. Словарный запас до года еще невелик, но дети с удовольствием вслушиваются в звучание потешек и нередко повторяют слоги, облегченные слова.
При повторении стихотворных строк у детей формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется память, умение согласовывать движение и речь.
Основные этапы и принципы проведения пальчиковых игр в стихах
1. Взрослый эмоционально и выразительно показывает новую пальчиковую игру на своих пальцах.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно.
4. Ребенок самостоятельно выполняет движения (с небольшой помощью взрослого, взрослый проговаривает текст.
5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой, от вялых и небрежных движений пользы не будет.
6. При разучивании новой игры все движения пальцев рук выполняются медленно.
7. Подборка игр, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Чем старше становится ребенок, тем больше диапозон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр.
Тематика пальчиковых игр очень разнообразна: «Моя семья», «Части тела, этоя», «Живая природа – животные, птицы, растения», «Природные явления», «Окружающий мир».
Играя пальчиковую игру «Моя семья», целесообразно нарисовать на подушечках пальцев лица-дедушки, бабушки,папочки, мамы, как бы помогая видеть образ персонажей потешки, или надеть на пальчики бумажные колпачки с видами лиц.
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья!»
Много положительных эмоций вызывают пальчиковые игры с показом частей тела, лица (развивая «указательный жест»).
1. «С добрым утром, глазки, вы проснулись?
С добрым утром, ушки, вы проснулись?
С добрым утром, ручки, вы проснулись?
С добрым утром, ножки, вы проснулись?
С добрым утром, солнце, мы проснулись!»
2. «Это глазки-вот и вот! Это ушки- вот и вот!
Это нос! Это рот! Там спинка, там живот
Это ручки хлоп, хлоп! Это ножки топ-топ
Ох, устали, вытрем лоб!»
Перед тем, как разучивать пальчиковые игры на тематику о животных, птицах, важно показать игрушки зайчика, собачки, кошки, рассмотреть их внешний вид, потрогать ушки, глазки и т. д.
Зайчик
Вышли детки на лужок, (показ раскрытых ладошек)
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика, (указательные пальцы к голове)
Поманили пальчиком. (жест «зовем зайку»)
Зайка-зайка попляши, (вращательные движения кистей рук)
Твои лапки хороши!
Стал нам заинька плясать
Малых деток забавлять!
Котенок
У котенка лапки-
мягкие подушки - мяу, мяу! (поглаживание ладошек)
А внутри царапки – острые игрушки!
Цап, цап, цап, царап, острые игрушки!
Во время наблюдения за дождиком, дети с интересом показывают как капельки дождя падают на дорожку, постукивая пальчиком по ладошке :
Дождик
Дождик, дождик понемногу
Капай, капай на ладошку.
На ладошку, на цветы, на деревья, на кусты!
Солнышко
Солнышко спит, (пальцы сжаты в кулачок)
Солнышко просыпается (разжимаем и двигаем пальчиками)
Лучами нас обогревает
И снова засыпает (сжимаем пальцы в кулачок).
Тематика пальчиковых игр собрана в небольшой картотеке.
С 11-12 мес. дети знакомятся с пальчиковым театром, персонажами которых являются герои потешек, животные, птицы, и т. д. В этих играх движения пальчиками конкретизируют образ, а слово помогает четко, под такт выполнять движения. С помощью наглядного материала (вязанных колпачков на пальчики, дети изображают движения животных - зайчик прыгает, мишка танцует, собачка бегает,звукоподражают голосам животных.
Дети с интересом наблюдают за движущими игрушками «би-ба-бо» ( в виде варежек: утенка, собачки, кошки, петушка и т. д., стараются подражать и пробовать играть самостоятельно, двигая ручкой, пальчиками.
Детям интересны самодельные игрушки на палочке - «Кукольные головки». Держа игрушки за палочку, дети выполняют вращательные движения кистью, формируется «указательный жест» -показывая глазки, клювик у курочки.
Пальчиковый театр способствует дифференцированному развитию каждого пальчика и моторике кисти руки. Озвучивание героев пальчикового театра, звукоподражание голосам животных ведет к развитию артикуляционного аппарата, проговариванию слогов, слов и предложений.
В любых развивающих занятиях очень важно поддерживать интерес малыша. Для этого необходимо постоянно добавлять что- то новое, усложняя задачи.
В ходе занятий пальчиковыми играми и упражнениями, дети все больше и больше совершенствуют свои навыки, с интересом повторяют за взрослым движения пальчиками, проговаривают облегченные слова потешек, имитируют голоса животных.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми, налаживание положительно-эмоционального контакта.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук, а также слаженная и умелая работа пальчиков малышей, помогает развиваться речи и интеллекту, дети в игровой форме расширяют знания об окружающем мире.