Папки-передвижки

Проект «Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр»

Екатерина Булышева
Проект «Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект : «Развитие речевой активности у детей

до года посредством пальчиковых игр»

Сроки реализации проекта : 2022-2023г.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

Публикация «Проект „Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах

Речевые проблемы, задержка речевого развития есть у многих детей в группе, поэтому это определило тему моего проекта работы - «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».

Вид проекта : познавательно – игровой.

Цель:

1. Повышение теоретического, педагогического уровня и компетентности педагога по вопросу развития речи и мелкой моторики посредством пальчиковых игр.

2. Способствовать совершенствованию речи посредством пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

- Развивать у детей мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию, гибкость пальчиков, ритмичность.

- Развивать понимание речи, способность подражать новым слогам и словам, расширять словарный запас.

- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение

- Способствовать благоприятной эмоциональной атмосфере в группе, повысить интерес у детей к пальчиковым играм.

- Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на речевое развитие.

Форма работы:

- Индивидуальная работа с детьми

- Совместная работа с детьми

- Работа с родителями

- Мастер класс

Этапы проекта :

I.Подготовительный этап

На этом этапе были намечены цели, задачи, составлен план и содержание работы с детьми, родителями, подготовка наглядного материала.

1. Диагностика Н. П. Р. детей группы по показателям «Движения руки и действия с предметами».

2. Изучение учебно - методической литературы:

Галкина Г. Л «Пальцы помогают говорить»,

Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».

3. Подборка картотеки пальчиковых игр по различной тематике:

- «Моя семья», «Части тела, это я», «Живая природа – животные, птицы, растения», «Природные явления», «Окружающий мир».

4. Подготовка наглядно-практического материала (изготовление пособий для развития тактильной чувствительности пальцев рук, пальчикового театра)

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей в форме буклета «Развитие речи посредством пальчиковых игр».

2. Беседа с родителями о значении пальчиковых игр.

3. Размещение картотеки в родительском уголке

4. Демонстрация пособий для пальчиковых игр с детьми.

II. Основной этап

Списочный состав нашей группы - дети первого года жизни. Все дети разного возраста, разного уровня по показателям нервно - психического развития, поэтому каждому ребенку требовался индивидуальный подход.

Основные задачи, методы и приемы обучения

развития речи и мелкой моторики детей первого года жизни

1-2 мес.

Развивать «хватательный» рефлекс

Методы и приемы:

- Массаж пальцев (поглаживание)

-Вкладывание большого пальца взрослого в руку ребенка, или небольших предметов (палочка, колечко).

Вызывать голосовые звуки

- Ласковое спокойное общение, соприкосновение ребенка – поглаживание, движение ручками, ножками.

2-3мес.

Формировать умение захватывать, поднимать и выпрямлять ручки к игрушкам, низко висящим над грудью:

- Массаж пальцев (поглаживание)

- Захватить рукой ребенка подвеску и потрясти ею.

Вызывать ответные голосовые реакции (гуканье) :

- Эмоциональное напевное общение, вызывая «комплекс оживления»

- Установление «контакта взглядов» (сосредотачивать взгляд ребенка на лице говорящего взрослого).

3-4мес.

Развивать умение захватывать подвешенные игрушки одной, двумя руками, ощупывать их, рассматривать:

Методы и приемы:

-Массаж пальцев рук (поглаживание)

- Для стимуляции «хватания» - легкое раскачивание игрушки.

Вызывать «гуление», побуждать прислушиваться к звукам:

- Общение с ласковой интонацией, воспроизведение звуков из «репертуара» ребенка.

4-5 мес.

Формировать умение брать игрушку из рук взрослого, удерживать ее в руке (30 сек)

Методы и приемы:

- Массаж пальцев рук (поглаживание, растирание, разминание)

- Показ игрушки (взрослый держит игрушку над грудью ребенка, слегка касаясь игрушкой тыльной стороны правой ладони ребенка, затем левой)

Развивать певучее гуление :

- Пропевание разных звуков, «перекличка» с взрослым, повторение звуков (использование попевок, потешек)

5-6 мес.

Совершенствовать умение уверенно брать игрушки, находясь в любом положении, перекладывать из одной руки в другую (играет 1 мин).

Развивать тактильные ощущения (игрушки разные по фактуре, материалу и объему)

Методы и приемы:

- Массаж пальцев рук

- Стимулировать «ладонный захват» игрушек левой и правой рукой (ребенок лежит на животе, игрушки располагаются сбоку - справа и слева в пределах досягаемости).

Способствовать развитию лепета :

- Произношение взрослым одних и тех же слогов, вызывая подражание

(развивая подвижность губ и языка)

6-7 мес.

Учить манипулировать игрушками: нажимать, отталкивать, стучать, бросать, извлекать звук.

Формировать «указательный жест» (выделение отдельно указательного пальца)

Развивать тактильные ощущения (игрушки разные по толщине, фактуре).

Методы и приемы:

- Массаж пальцев рук; прокатывание между ладоней массажным мячиком с «шипами».

- Показ действий с предметами и совместная игра с ребенком (чтобы привлечь внимание к игрушке, взрослый вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, стучит по подстилке, нажимает рукой ребенка на пищащую игрушку).

- «Игра с пальчиками» (для формирования «указательного жеста» - показ действий: протолкнуть указательным пальчиком шарик, нажимать на кнопочки музыкальных игрушек, показать пальчиком носик, ротик).

Стимулировать самостоятельное произношение слогов

Развивать подготовительные этапы понимания речи: находить взглядом, показывать указательным жестом названный взрослым предмет (куклу, собачку) :

- Показ игрушек на постоянных местах, в сопровождении звуков, слов

7-8 мес.

Развивать предметную деятельность - игрушками заниматься долго, подражать действиям взрослого (открывать, вынимать, катать).

Формировать «пальцевой захват» (предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев - округло).

Развивать тактильную чувствительность рук.

Методы и приемы:

- Массаж пальцев рук

- Упражнения на тактильную чувствительность : сжимание мешочков с разными наполнителями - бусы, фасоль; различных предметов с разной поверхностной структурой, сжимание «пищащих» резиновых и матерчатых игрушек.

- Показ нескольких действий с игрушками: взрослый снимает крышку с

емкости, вынимает шарики, слегка толкает их, прокатывая по столу (ребенок самостоятельно подражает).

Четко, повторно произносить различные слоги

Развивать понимание названий простых действий с ладонями (похлопать, показать ладошку) :

- Показ игрушек на постоянных местах

- Разучивание ритмических действий с пальчиками - ладошками :

«Ладушки, ладушки, где были, у бабушки»,

«Дай, ладошечку, моя крошечка»,

«Прятки – ку-ку»

На начальном этапе разучивания ритмических действий, взрослый берет руки ребенка и прихлопывает ими.

8-9 мес.

Совершенствовать предметную деятельность, в зависимости от свойств - нажимать, открывать, вынимать, катать мяч, греметь.

Развивать противопоставление пальцев : «пальцевой» захват.

Развивать тактильную чувствительность.

Методы и приемы:

-Массаж пальцев рук (поглаживание щеточкой с мягкой щетиной)

- Упражнения на тактильную чувствительность рук: массажные мячи, маленькие «счеты»- перебирать косточки, мешочки с разными наполнителями, мягкие и твердые предметы.

- Игры с предметами: перекладывание из емкости в емкость, манипулирование игрушками - вращение, раскручивание деталей.

- Игры со звучащими музыкальными игрушками: погремушки, бубен, маракас, деревянные ложки.

Способствовать развитию активной речи : подражать взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете ребенка,

- Перекличка с ребенком на повторение слогов

- Игры с куклой (знакомство с частями лица, развивая «указательный жест»)

- Разучивание пальчиковых игр, ритмичных повторных упражнений

«Спрячь в ладошку шарик» (сжимание кулачка)

«Сорока - белобока»,

«Это глазки - вот и вот, это ушки - вот и вот!»

«Идет коза рогатая», «Прятки»

«Ладушки» (ребенок играет по слову, без показа)

9-12 мес.

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполнять разученные действия с игрушками (открывать и закрывать, вкладывать и вынимать)

Овладевать новыми действиями с предметами, выполнять их по слову взрослого и самостоятельно (снимать и надевать кольца на стержень, вставлять грибочки в отверстия, катать шарики по желобу-скату)

Развивать противопоставление пальчиков : пинцетный захват (большим и указательным пальцем, указательный жест, переборы пальчиков.

Развивать тактильную чувствительность

Методы и приемы:

- Массаж пальцев рук

- Перекладывание предметов из емкости в емкость,

- Игры с матрешкой

- Игры с пирамидкой (кольца с большими отверстиями)

- Прокатывание шариков по скату-желобу

- Игры с кубиками, кирпичиками: накладывать кубик на кубик…

- Игры с вкладышами - собрать и разобрать: «бочата», «колпачки»

Стимулировать активную речь : вызывать подражание новым слогам, произносить первые слова-обозначения.

На этом этапе важно помочь ребенку в словотворчестве. Именно сейчас он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.

- Разучивание пальчиковых игр, ритмических песенок:

«Этот пальчик дедушка,

«Этот пальчик хочет спать

«Есть у киски глазки.»

«С добрым утром глазки, вы проснулись»

«Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот нос»

(показывать части лица на себе указательным пальцем)

Для снижения мышечного тонуса, нормализации положения кисти и пальцев, на каждом возрастном этапе первоначально проводится массаж кисти рук.

1. Массировать надо каждый пальчик, начиная с мизинца, от ногтевой фаланги к ладони.

2. После поглаживания, растирания, производят легкие нажатия на пальцы- разминания.

3. Массируются ладони ребенка круговыми движениями указательного пальца взрослого.

Массаж проводится ежедневно в течение 2-3 минут.

Упражнения и игры на тактильную чувствительность ладоней и пальчиков начинаем развивать в 6-7 месяцев, постепенно усложняя активные упражнения, вовлекая в движение больше пальцев с достаточной амплитудой.

Развивая тактильные ощущения кистей рук, совершенствуются представления ребенка о свойствах окружающих предметов, и чем больше вещей, различающихся фактурой и текстурой, будет окружать ребенка, тем гармоничнее будет его развитие.

Пальчиковые игры в стихотворной рифме (по мотивам народных потешек, стихотворений) осваиваются с 7-8 мес., все зависит от темпов развития ребенка. Словарный запас до года еще невелик, но дети с удовольствием вслушиваются в звучание потешек и нередко повторяют слоги, облегченные слова.

При повторении стихотворных строк у детей формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется память, умение согласовывать движение и речь.

Основные этапы и принципы проведения пальчиковых игр в стихах

1. Взрослый эмоционально и выразительно показывает новую пальчиковую игру на своих пальцах.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно.

4. Ребенок самостоятельно выполняет движения (с небольшой помощью взрослого, взрослый проговаривает текст.

5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой, от вялых и небрежных движений пользы не будет.

6. При разучивании новой игры все движения пальцев рук выполняются медленно.

7. Подборка игр, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем больше диапозон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр.

Тематика пальчиковых игр очень разнообразна: «Моя семья», «Части тела, этоя», «Живая природа – животные, птицы, растения», «Природные явления», «Окружающий мир».

Играя пальчиковую игру «Моя семья», целесообразно нарисовать на подушечках пальцев лица-дедушки, бабушки,папочки, мамы, как бы помогая видеть образ персонажей потешки, или надеть на пальчики бумажные колпачки с видами лиц.

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик- я,

Вот и вся моя семья!»

Много положительных эмоций вызывают пальчиковые игры с показом частей тела, лица (развивая «указательный жест»).

1. «С добрым утром, глазки, вы проснулись?

С добрым утром, ушки, вы проснулись?

С добрым утром, ручки, вы проснулись?

С добрым утром, ножки, вы проснулись?

С добрым утром, солнце, мы проснулись!»

2. «Это глазки-вот и вот! Это ушки- вот и вот!

Это нос! Это рот! Там спинка, там живот

Это ручки хлоп, хлоп! Это ножки топ-топ

Ох, устали, вытрем лоб!»

Перед тем, как разучивать пальчиковые игры на тематику о животных, птицах, важно показать игрушки зайчика, собачки, кошки, рассмотреть их внешний вид, потрогать ушки, глазки и т. д.

Зайчик

Вышли детки на лужок, (показ раскрытых ладошек)

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика, (указательные пальцы к голове)

Поманили пальчиком. (жест «зовем зайку»)

Зайка-зайка попляши, (вращательные движения кистей рук)

Твои лапки хороши!

Стал нам заинька плясать

Малых деток забавлять!

Котенок

У котенка лапки-

мягкие подушки - мяу, мяу! (поглаживание ладошек)

А внутри царапки – острые игрушки!

Цап, цап, цап, царап, острые игрушки!

Во время наблюдения за дождиком, дети с интересом показывают как капельки дождя падают на дорожку, постукивая пальчиком по ладошке :

Дождик

Дождик, дождик понемногу

Капай, капай на ладошку.

На ладошку, на цветы, на деревья, на кусты!

Солнышко

Солнышко спит, (пальцы сжаты в кулачок)

Солнышко просыпается (разжимаем и двигаем пальчиками)

Лучами нас обогревает

И снова засыпает (сжимаем пальцы в кулачок).

Тематика пальчиковых игр собрана в небольшой картотеке.

С 11-12 мес. дети знакомятся с пальчиковым театром, персонажами которых являются герои потешек, животные, птицы, и т. д. В этих играх движения пальчиками конкретизируют образ, а слово помогает четко, под такт выполнять движения. С помощью наглядного материала (вязанных колпачков на пальчики, дети изображают движения животных - зайчик прыгает, мишка танцует, собачка бегает,звукоподражают голосам животных.

Дети с интересом наблюдают за движущими игрушками «би-ба-бо» ( в виде варежек: утенка, собачки, кошки, петушка и т. д., стараются подражать и пробовать играть самостоятельно, двигая ручкой, пальчиками.

Детям интересны самодельные игрушки на палочке - «Кукольные головки». Держа игрушки за палочку, дети выполняют вращательные движения кистью, формируется «указательный жест» -показывая глазки, клювик у курочки.

Пальчиковый театр способствует дифференцированному развитию каждого пальчика и моторике кисти руки. Озвучивание героев пальчикового театра, звукоподражание голосам животных ведет к развитию артикуляционного аппарата, проговариванию слогов, слов и предложений.

В любых развивающих занятиях очень важно поддерживать интерес малыша. Для этого необходимо постоянно добавлять что- то новое, усложняя задачи.

В ходе занятий пальчиковыми играми и упражнениями, дети все больше и больше совершенствуют свои навыки, с интересом повторяют за взрослым движения пальчиками, проговаривают облегченные слова потешек, имитируют голоса животных.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми, налаживание положительно-эмоционального контакта.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук, а также слаженная и умелая работа пальчиков малышей, помогает развиваться речи и интеллекту, дети в игровой форме расширяют знания об окружающем мире.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр»
Опубликовано: 29 марта 2024 в 07:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие речевой активности у детей до года посредством пальчиковых игр»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Булышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД