Юлия Викторовна
Долгосрочный проект «Такие разные дома» (старшая-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Такие разные дома
Старшая/подготовительная группа
Долгосрочный проект
Актуальность темы проекта : проект направлен на расширение и обобщение знаний об истории развития строительства домов с древних времен и до наших дней.
Публикация «Долгосрочный проект „Такие разные дома“ (старшая-подготовительная группа)» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Результаты мониторинга детей в области «познание» показали в основном средний уровень. Дети не достаточно умеют планировать свои действия, анализировать образец, затрудняются создавать постройки по рисунку.
Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с историей развития строительства домов с древних времен и до наших дней.
- Научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
- Познакомить с конструкциями домов в зависимости от природных условий и месте проживания.
- Создать музей истории развития человеческого жилища в группе.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Формы работы.
- Поисковая (работа с материалами, иллюстрациями, подбор методической литературы по ознакомлению детей с видами и конструкциями домов, обучению решению задач, художественной литературы, фольклора, музыкальных произведений);
- Творческая (разнообразие деятельности, развитие творческих способностей детей, расширение кругозора, развитие интереса в процессе деятельности, вовлечение детей в активный творческий процесс);
- Исследовательская (развитие у детей стремления и умения добывать максимум информации в условиях нерегламентированного действия с предметом, способности к восприятию и мысленной переработке поступающей в ходе исследования информации);
- Дизайнерская (развитие эстетического и художественного вкуса в процессе работы надо проектом).
Перспективный план.
Игровая деятельность.
- сюжетно-ролевые игры «Конструкторское бюро», «Строительная бригада»;
- дидактические игры «Скажи какой?», «Чудесный мешочек», «Кто где живет?», «Мой дом – моя крепость», «Чем похож и чем отличается»;
- строительные игры «Дом, где живут сказки», строим дом на кухонном столе «Пряничный домик для волка», стоим иглу из снега;
- игры-драматизации «Заюшкина избушка»;
- режиссерская игра «Три поросенка»;
- пальчиковые игры «Новый дом», «Сколько в доме этажей?»
Познавательное развитие.
- тематические занятия (ФЦКМ) : «Это моя пещера!», «Такие разные дома», «Дома жителей Крайнего Севера», «Крестьянская жизнь», «Каменный город», «Грандиозные постройки»;
- конструирование домов из различных материалов (дерево, камень, кожа, солома и т. д.);
- Красная изба (терем);
- Путешествие в прошлое жилища.
Речевое развитие.
- «Может ли дом рассказать о своем хозяине?» Тематическая беседа по картинкам:
- составление мнемо-таблицы «История происхождения жилища»;
- «Дом будущего» (ТРИЗ);
- пословицы и поговорки о доме;
- чтение художественной литературы «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Тайна избы красной».
Художественное творчество.
- аппликация сюжетная (коллективная композиция) «Наш город»;
- лепка сказочного города на основе бросового материала «Дом, где живут сказки»;
- создание макета «Пещера древнего человека»;
- аппликация сюжетная «Где-то на белом свете…»;
- макет «Жизнь народов Крайнего Севера»;
- аппликация с элементами рисования «Заюшкина избушка»;
- рисование «Мой дом будущего».
Работа с родителями.
- проект «Мой родной дом»
- создание коллекции пословиц и поговорок о доме;
- материал из газет и журналов об истории развития жилища (для музея);
- изготовление коллажа для мини-музея «От пещеры до небоскреба».
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП.
В ходе проекта были использованы энциклопедии, журналы, художественная литература, фольклор.
Содержание проекта было выстроено с использованием технологий ТРИЗ, мнемотехник, конструкторов будущего.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию бесед о развитии жилища человека, проектов «Мой родной дом», «От пещеры до небоскреба»
В ходе проекта были востребованы следующие виды самостоятельной деятельности детей: сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, конструирование из строительного материала, игры с конструктором «лего».
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские игры, строительные игры и пальчиковые игры.
С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей: консультации с родителями, наглядная информация, родительские собрания.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.
- Выставка проектов «Мой родной дом»
- Выставка рисунков «Дом будущего»
- Семейный досуг «Домик для волка»
- «Путешествие в прошлое жилища»
- Мини-музей «От пещеры до небоскреба»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Итоговый мониторинг детей показал положительную динамику в области «познание». Совместная работа с родителями укрепила родительские взаимоотношения. Анкетирование показало, что родители довольны знаниями детей, полученными в ходе проектной деятельности. Выразили пожелание в дальнейшем продолжать проектную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Петухова С. А. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет. – СПб. : КАРО, 2009.
2. Никитина А. В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движение, загадки, потешки. – СПб. : КАРО, 2009.
3. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2008.
4. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Холдинг, 2001.
5. Конышева Н. М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 5-е изд., испр. и доп. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век». 2005.
6. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. – Волгоград. Учитель, 2012.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : «Карапуз», 2009.
9. Антонова Ю. А. Игры для всей семьи, или долой скуку. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
10. Познай историю с Волли! №1, 15, 45.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЖИЛИЩА.
ЦЕЛЬ: Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Прошлое жилища»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища. Мы узнаем, где раньше жили люди. Где живут сейчас и почему люди всегда благоустраивали свое жилище.
Все приходят в музей. Слышится плач Петрушки.
Воспитатель: Петрушка, почему ты так горько плачешь?
Петрушка: Ой, какое горе! Прихожу сегодня в музей, а все макеты жилища разбросаны, все валяется на полу.
Воспитатель: Ну не плачь. Сейчас мы все поднимем, расставим по местам.
Петрушка: Поставить-то я и сам бы мог – это не беда. Беда в том, что я не помню, в какой последовательности были расставлены макеты (плачет).
Воспитатель: Ну что будем делать? Давайте попробуем сами догадаться, где люди жили раньше, где потом и сейчас. Как вы думаете, где? (Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин. Которые помогли бы им строить большие дома. А потом люди стали жить в шалашах.)
Воспитатель: А сейчас люди живут в шалашах? (Нет.) Но вот, например, отправились ваши папы на охоту, и прошел дождь. Они могут быстро сделать шалаш и переждать в нем дождь. Удобно? (Да)
Воспитатель: А почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере? (В пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере.)
Воспитатель: Совершенно верно! Какие вы догадливые. Ну а ем шалаш лучше – ветер подует, и он упадет? (Конечно, упадет. Но его надо покрепче ставить, колышки в землю глубоко закапывать.)
Воспитатель: Но в шалаше, наверное, тоже было неудобно жить? (Там было жарко и дверей не было. Поэтому человек придумал деревянный дом. В нем можно и печку топить, и окна сделать, и трубу.) А почему раньше человек не стал в таком доме жить? (Стекла раньше не было, и как строить люди тоже не знали.) А как вы думаете, чем еще удобен деревянный дом? (Дождь не попадет в дом и ветром его не сдует.)
Воспитатель: Хорошо. Тогда скажите, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали большие дома, в которых несколько этажей? (В деревянном доме мало людей живет, а в многоэтажном много.) А почему в деревнях не строят такие большие дома? (Потому что там не так много людей, как в городе.)
Воспитатель: Ну, Петрушка, правильно мы расставили макеты?
Петрушка: Ой, ребята, все верно! Без вас я бы никогда не справился. Я запомнил все-все теперь!
Воспитатель: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Петрушкой. (До свидания)