Ульяна Демидова
Проект «Развитие одаренности детей в театрализованной деятельности «Звездочка, зажгись!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №21 «Малышок» города Новоалтайска Алтайского края
Проект «Развитие одаренности детей в театрализованной деятельности «Звездочка, зажгись!»
Составители: воспитатели Демидова У. В,Ходарина Т. В.
Актуальность:
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с одаренными детьми
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и помогает выявлению творческих способностей одарённых детей.
Все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства, по словам поэта П. Г. Антокольского «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.
Проблема:
Не выстроена система выявления и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождения в течение всего периода нахождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.
Гипотеза: Грамотно выстроенная система выявления, развития и сопровождения детей с одаренностью в театральной деятельности станет важным фактором для более эффективного формирования творческой личности ребенка
Цель: Выявление одаренных детей и развитие их творческих способностей в театральной деятельности, накопление эмоционально-чувственного опыта у детей в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Создать условия для выявления и сопровождения одарённых детей;
2. Расширить представление об искусстве, познакомить с театральной деятельностью;
3. Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности,
4. Содействовать развитию творческой деятельности детей;
5. Помогать робким и застенчивыми детям включаться в театральную игру,
6. Учить согласовывать свои действия с другими детьми;
7. Развивать социально-коммуникативных навыком;
8. Обогащение словарного запаса;
9. Развивать актёрские способности;
10. Формировать представление о различных видах театра;
11. Воспитывать художественно - эстетические качества;
12. Воспитывать доброжелательные взаимоотношение с окружающими людьми;
Тип проекта:
Познавательный
Творческий
Игровой
Характер содержания: ребенок – семья, ребенок – педагог, ребенок - творческий мир.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
По количеству участников: Индивидуальный, групповой.
По продолжительности: Долгосрочный.
Интеграция познавательных областей:
1. Речевое развитие
2. Познавательное развитие
3. Художественно-эстетическое
4. Социально-коммуникативное
Предполагаемый результат:
• Детально разработана и более качественно организована система выявления и сопровождения одаренных в театральной деятельности детей в ДОУ.
• Изучены современные диагностические материалы и методики
• Обогащена предметно-развивающая среда
• Созданы условия для дальнейшего творческого развития одарённых детей;
• У детей сформированы представление об искусстве, через разные виды театральной деятельности;
• Дети беспрепятственно общаются между собой и активно учувствуют в театральной деятельности, проявляя свои актёрские способности;
• У детей пополнился словарный запас, речь выразительна
Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап:
Изучение проблемы по выявлению одарённых детей через театральную деятельность
Диагностика детей
Подбор литературы и интернет источников
Подбор материала для работы с детьми и родителями
Основной этап:
1. Речевое развитие:
• Слушанье сказок, рассказов и т. д. ;
• Рассматривание иллюстраций;
• Просматривание спектаклей;
• Заучивание тексов.
2. Познавательное развитие:
• Беседы;
• Проведение игр и игровых упражнений;
• Рассматривание иллюстраций;
3. Художественно-эстетическое:
• Инсценировки;
• Изобразительная деятельность;
• Прослушивание и просмотр музыкально-художественных произведений;
• Изготовление атрибутов и костюмов.
4. Социально-коммуникативное:
• Проведение игр и игровых упражнений;
• Доброжелательное общение со сверстниками;
• Соблюдение правил и норм этикета;
• Работа с родителями.
Заключительный этап:
• Участие детей в конкурсах театрального мастерства в детском саду.
Глава 1. Теоретические основы содержания театрализованной деятельности в детском саду
(вторая младшая группа)
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей.
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- ознакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др.).
4. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
5. Просветить и приобщить родителей к развитию одаренности у детей через театрализованные игры.
Знакомство детей с театральной куклой — бибабо — и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, — это создает радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:
— во второй младшей группе — формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
Следует подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:
— специальное помещение со сценой и зрительным залом;
— костюмы и декорации;
— портативная аудиосистема,флеш карта с записями ;
— детские музыкальные инструменты;
— различные атрибуты к занятиям;
— наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы. В театральной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.
Чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты с помощью:
— диагностики (октябрь — май);
— постановки кукольных спектаклей;
— драматизации сказок;
— проведения праздников (в течение года, конкурсов, концертов.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— упражнения для социально-эмоционального развития детей;
— коррекционно-развивающие игры;
— упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
— задания для развития речевой интонационной выразительности;
— игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
— упражнения на развитие детской пластики;
— ритмические минутки (логоритмика);
— пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
— упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
— театральные этюды;
1.1 Задачи театрализованной деятельности
(Вторая младшая группа)
1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа.
3. Расширять представления детей об окружающих их предметах. Учить определять материал для изготовления костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклю. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
4. Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
5. Закреплять знания о правилах манипуляции куклами.
6. При помощи кукол побуждать детей импровизировать на тему.
1.2 Организация и оформление предметной среды
в театральном центре
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.
Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора, слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театрального центра следует опираться на следующие принципы:
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театрального центра дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
- принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
- принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
- принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.
Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
Проведенный анализ актуализировал необходимость экспериментальной проверки: действительно ли, успешное развитие творческой личности возможно лишь при создании определенных условий.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Констатирующий эксперимент
Опытно-экспериментальная деятельность должна соответствовать четырем критериям:
а) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, какого-либо принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата;
б) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом;
в) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента;
г) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.
Констатирующий эксперимент проводился в два этапа.
2.1.1 Констатирующий эксперимент
В ходе эксперимента на первом этапе была проведена диагностика по изучению игровых интересов и предпочтений дошкольников в играх-драматизациях.
С каждым ребенком была проведена беседа:
- Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
- Тебе нравится смотреть спектакли? Почему? И т. д. (Приложение 1).
Дополнительные данные об отношении детей к театральной деятельности были получены в процессе наблюдения, за деятельностью дошкольников в театральном центре, при этом фиксировалось:
- частота, активность и самостоятельность обращения детей к видам кукольного театра;
- особенности проявления интереса к настольному театру, используя режиссерскую игру;
- выразительность речи;
- использование фольклорных текстов в самостоятельной деятельности.
Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента проводился по следующим параметрам:
- интерес к театральным играм и обоснование данного выбора;
- изучение актерских, режиссерских и зрительских умений.
В соответствии с этим были выявлены три уровня отношений старших дошкольников к театрализованной деятельности:
20% детей характеризуются безразличным отношением к театрализованной деятельности, они малоактивны, мало-эмоциональны, не способны к самостоятельности.
49% детей имеют средний уровень, проявляют интерес, желание включаться в игру своих товарищей, они эмоциональны, но требуют помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ.
31% детей проявляют творческую активность и инициативу, быстро реагируют на поставленные задачи, точно выполняя их без помощи взрослого, имеют ярко выраженную эмоциональность.
В целом результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточности игрового опыта, это во многом объясняется бедностью и формальностью игровой среды для театрализованной деятельности.
Детей больше всего привлекали игры с переодеванием, в основном они ограничивались «ряжением», а не развитием сюжетов.
Выразительность движения сводилось к изображению косолапого медведя и трусливого зайчика.
Всего, нескольких детей интересовали театральные куклы, они самостоятельно могли разыгрывать маленькие сценки, но все дети любили и знали пальчиковые игры, при рассказывании стихов и потешек, использовали средства выразительности - мимику, жесты, интонацию.
В результате проведения первого этапа, у большинства детей был обнаружен интерес к театрализованной деятельности, а так же желание участвовать в играх-драматизациях, исполнять роли, а так же, желание участвовать в играх-драматизациях.
2.2 Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм образовательного процесса.
Синонимы формирующего эксперимента:
- преобразующий,
- созидательный,
- воспитывающий,
- обучающий,
- метод активного формирования психики.
Эксперимент включал три этапа.
2.2.1 Первый этап формирующего эксперимента
На первом этапе эксперимента вся работа была направлена на создание педагогических условий, способствующих переходу от театрализованной игры, как деятельности - репродуктивной, и проводимой педагогом, к театральной деятельности, как творческой, коллективной игре, требующей накопления знаний и умений.
И так взяв за основу программу Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети» был разработан план работы по развитию творческих способностей детей средствами театральной деятельности
Система работы строилась по принципам:
• Принцип психологической комфортности.
• Принцип творчества.
• Принцип целостного представления о мире.
• Принцип вариативности.
• Принцип минимакса.
В процессе работы с детьми складывалась определенная структура занятий, на которых использовались различные упражнения, игры, с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности
Содержанием работы стали различные творческие игры, упражнения, а так же этюды, тренинги
2.2.2 Второй этап формирующего эксперимента
На заключительном этапе формирующего эксперимента, благодаря приобретенным знаниям и умениям, появились предпосылки к совместной творческой деятельности- постановке спектакля.
В ходе подготовки к спектаклю соблюдались правила:
- не перегружать детей;
- не навязывать им своего мнения;
- предоставить всем детям возможность проявить себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Как правило, материалом для сценического воплощения, послужила русская народная сказка «Теремок»
Следуя определенной специфике создания спектакля, мы приступили к совместной творческой деятельности
Спектакль - это кусочек творческой жизни, поэтому дети с радостью шли в наш театр. Им нравилось общаться, они учились творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в другом мире, видеть и слышать другого.
Детям предлагалось самостоятельно интонацией, жестом, мимикой выражать свое видение роли. Каждый образ, созданный ребенком – неповторим, в нем сливаются его характерные черты, его манера держаться и выражать себя. Важно отметить разницу в поведении детей. Так дети, активно участвующие в играх, этюдах, выполняющие различные творческие задания, проявили себя в организации театрального действия, что обусловлено, желанием показать себя и свои достижения детям- участникам театрального действия, исполняющим роль зрителя.
Желание создать свои, неповторимые художественные образы героев на сцене, используя при этом все средства выразительности, есть проявление творчества.
2.3 Контрольный эксперимент
Контрольный эксперимент, а именно показ спектакля, доказал, что театральная деятельность, при соблюдении ряда педагогических условий
играет значительную роль в развитии творческой личности ребенка. Полученные результаты при повторной диагностике по развитию творческих способностей у детей старшего возраста, показали высокие результаты творческой инициативы и активности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности использования театральной деятельности в качестве средства по формированию творческой личности ребенка, при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы;
- создание предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей в театральной деятельности;
- применение методики выбор оптимального содержания.
Полученные результаты на контрольном этапе подтвердили гипотезу о том, что грамотно выстроенная система выявления, развития и сопровождения детей с одаренностью в театральной деятельности является важным фактором для более эффективного формирования творческой личности ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы была выявлена роль четко выстроенной системы выявления одаренности детей в театральной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и формирования творческой личности.
Определены условия для формирования творческой личности:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы;
- создание предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей;
-
Было изучено:
- закономерности развития творческих способностей детей на основе методической литературы;
- особенности организации театральной деятельности.
Проведен анализ передового педагогического опыта по использованию театральной деятельности в целях развития творческих способностей детей.
Разработана система игр, упражнений по развитию творческих способностей детей.
Проверена эффективность созданных педагогических условий в ходе опытно-экспериментальной работы.
Особое внимание было уделено работе с детьми в театральной студии
Были выделены ключевые понятия:
- творчество
- творческая личность
- театральная, театрализованная деятельность
- педагогические условия
- формирование, развитие.
Исследование показало, что при создании всех выше перечисленных условий, развитие одаренности детей в театрализованной деятельности происходит наиболее эффективно.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание, 2005 -№4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. МТворческий центр, 2009.
3. БуренинаА. И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
4. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2006.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
6. Гальцова Е. А. Забавные истории обо всем на свете: Театрализованные игровые занятия с детьми. Воронеж, 2008.
7. Гончарова О. В. Театральная палитра / Программа художественно-эстетического воспитания ТЦ Сфера, 2010.
8. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
9. Григорьева Т. С. Программа "Маленький актер" для детей 5-7 лет. Методическое пособие--- М. : ТЦ Сфера, 2012.
10. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.
11. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5лет Волгоград: ИТД "Корифей", 2006.
12. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников / Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.
13. Козлова С. А. Куликова ТА. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000.
14. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М. ,2005.
15. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2004.
16. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
17. Медведева Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., 2001.
18. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2009.
19. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп. М. ,2004.
20. Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.
21. Полянская Т. Г, Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010.