Елена Цветкова
Проект «Развитие межполушарных связей с помощью нейрогимнастики и кинезиологических игр у дошкольников с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Публикация «Проект „Развитие межполушарных связей с помощью нейрогимнастики и кинезиологических игр у дошкольников с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
В последнее время особое внимание в практике работы с детьми с нарушениями речи уделяется такому направлению, как нейропсихология.
Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Таким образом, актуальность заключается в том, что ставится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми с нарушениями речи инновационных образовательных технологий.
Новизна:
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий головного мозга, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в образовательный процесс.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна, особенно для детей с нарушениями речи.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.
Проблемные вопросы:
1. Как влияют нейрогимнастика и кинезиологические игры на развитие психических процессов и познавательных способностей дошкольников?
2. Какие приёмы и игры помогают синхронизировать работу полушарий головного мозга?
3. Какие формы и методы использовать для повышения творческой и познавательной активности детей?
4. Как повысить успехи детей в образовательном процессе в группе компенсирующего вида (логопедической?
5. Как может влиять использование родителями упражнений нейрогимнастики в домашних условиях на результаты деятельности и успехи детей?
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации проекта : октябрь 2023 г. - май 2024г.
Вид проекта : педагогический, инновационный, творческий
Участники проекта : педагог группы, воспитанники группы компенсирующего вида (логопедической) возраст 5-7 лет, родители
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Партнерское взаимодействие: ребёнок – воспитатель, родитель и дошкольное образовательное учреждение.
Содержание проекта :
Цель проекта : использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики, создание условий для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Задачи проекта :
• Совершенствовать методы и приёмы работы по преодолению основного речевого нарушения, а также развивать основныхе психомоторные качества во всех видах моторной сферы.
• Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
• Развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающих за речь ребёнка.
• Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи старшего;
• Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации:
I этап - Организационный
II этап - Концептуальный
III этап – Аналитический
Модель реализации проекта :
• Самообразование.
• Работа с детьми.
• Работа с родителями.
• Методический инструментарий.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
3. Принцип интеграции предполагает объединение детей в подгруппы с целью формирования эффективных навыков общения со сверстниками и взрослым и приобретения новых форм сотрудничества.
4. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
Педагогическая целесообразность:
-стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
- развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук;
-улучшает память;
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие :
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов выполнения упражнений нейрогимнастики, развитие умения пользоваться одновременно двумя видами деятельности, задействовать одновременно несколько сенсорных навыков, поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
- формирование основ безопасного поведения привыполнении нейрогимнастики.
- развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата.
Познавательное развитие :
- развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением способностей организма человека.
- развитие способности достигать цели, усидчивости;
- развитие воображения и творческой активности;
Художественно-эстетическое развитие :
- использование музыкальных произведений непосредственно при проведении нейрогимнастики и кинезиологических игр, в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя.
Речевое развитие :
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу коррекционной деятельности;
Физическое развитие :
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при выполнении нейрогимнастики.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап «Организационный»
Цели этапа:
• Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
• Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
• Координация деятельности участников проектной деятельности.
Содержание и методы деятельности:
-Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности
-Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
-Диагностика детей группы
-Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности
-Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности
2-й этап «Концептуальный»
Цели этапа:
• Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности. Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с НР.
Содержание и методы деятельности:
-Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности
-Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи
-Работа с родителями воспитанников
-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития
-Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности
3-й этап «Аналитический»
Цели этапа:
• Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.
• Тиражирование
опыта работы по реализации проекта нейрогимнастика для развития речи.
Содержание и методы деятельности:
-Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопедической работы
-Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в ДОУ
-Определение перспектив дальнейшей работы на основе:
- итогов проектной деятельности;
- результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с НР;
- скоординированности действий всех участников проекта.
Выводы
Дети с нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, стали применять их на практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе образовательной деятельности в логопедической группе состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
Информационно-методическое обеспечение:
• Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии»;
• Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми» АЙРИС –пресс, 2018
• Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии» Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.
• Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. : Учебное пособие. М. : Генезис, 2017
• Фитнес для мозга (для детей 6-7 лет).Ахмадуллин Шамиль Тагирович
• Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка 4-6 лет. Книга-тренажер Шамиль Ахмадуллин- М. : Нева 2022
• Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018