Любовь Веремеева
Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»
Выполнила: Веремеева Любовь Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Выбор темы проекта не случаен, работая воспитателем на логопедической группе, исходя из наблюдений, видно что, у вновь приходящих детей с общим недоразвитием речи, слабо развита моторика рук. И так же доказывает статистика: что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Во-первых, взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема:
что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Мы, воспитатели логопедической группы, пришли к такой гипотезе, что целенаправленная и систематическая работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Длительность проекта : долгосрочный 2 года.
Сроки разработки и реализации проекта : сентябрь 2019г. - май 2020г. ; сентябрь 2020г. - май 2021г.
Цель проекта : развитие мелкой и крупной моторики рук у детей с ОНР, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
• изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию мелкой моторики рук в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
• разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
• развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами;
• в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
* произвольного внимания;
* логического мышления;
* памяти и речи детей.
• познакомить детей с техниками : оригами, аппликация из комочков салфеток, папье-маше, мозаичная аппликация, лепка из соленого теста и т. д.
• формировать навыки учебной деятельности:
* умение действовать по словесным инструкциям;
* контроль за собственными действиями.
• на основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников.
Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, графические диктанты.
Ожидаемые результаты:
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
• родители станут единомышленниками, помощниками педагов по изготовлению пособий и их использованию в развитии мелкой моторики;
• родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе развития мелкой моторики и речи у детей;
• предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
• изучение научно-методической литературы по теме исследования;
• изучение понятий касающихся темы проекта;
• разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
• создание предметно – развивающей среды;
• создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;
• изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.
II этап - Основной, реализация проекта
составление перспективного плана проведения мероприятий для развития мелкой моторики : пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, продуктивной деятельности: оригами, аппликации из круп, папье-маше, мозаичная аппликация, лепка из соленого теста и т. д.
• разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
• оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;
• изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;
• разучивание с детьми игр и упражнений и применение их во время досуга, в процессе непрерывной образовательной деятельности;
• выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
• консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Изготовление посуды в технике «Папье-маше».
III этап – Заключительный
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего и подготовительного возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие мелкой моторики рук, с большим интересом выполняли продуктивный вид деятельности;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
• считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Информационные ресурсы:
• информационный лист, буклет о деятельности учреждения;
• демонстрационный и информационный материал (информационные стенды, папки-передвижки, тематические памятки, буклеты).
Методические ресурсы:
• диагностический материал;
• консультационный материал для родителей;
• конспекты занятий, семинаров, развлечений;
• речевые игры и упражнения;
• методический материал для родителей;
• картотека дидактических, коррекционно-развивающих, пальчиковых игр и упражнений, физкультминуток.
Календарно-тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ
Наблюдения за детьми, диагностика Будут пальчики дружить
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)
"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме
3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа
4. Пальчиковая гимнастика " Шарик" 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.
2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"
3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа
4. Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"
5. Игры с мозаикой
ОКТЯБРЬ
Овощи и фрукты Птицы осенью
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина
2."Сложи картинку" из 4 частей
3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу
4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь
5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке 1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток
2. Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов
3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки
4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"
6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"
1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц
2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов
3. Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"
4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) 1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)
2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)
3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох
НОЯБРЬ
Труд людей в природе Одежда и обувь
1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)
2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"
3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги
4. Пальчиковая игра "Строим стенку"
1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.
2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток
3. Работа с тактильной дощечкой из спичек
1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви
2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию
3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками
4. Рисование горошков на платье
1. Разложи пуговицы по цвету
2. Работа со шнуровками
3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы
4. пальчиковая игра "Ладошки"
ДЕКАБРЬ
Город Транспорт Дикие животные зимой Зима, зимний лес
1. Строим дом из кубиков
2. Выкладывание дома из геометрических фигур
3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне
4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"
1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков
2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру
3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины
4. Пальчиковый театр по выбору воспитателя
1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных
2. Работа с тактильными дощечками
3."Новогодний подарок для белочки"
Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь
1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты
2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера
3."Снежная баба" -лепка из пластилина
ЯНВАРЬ
Дикие животные и их детеныши Птицы зимой
1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш
2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек
3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха
4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками
1."Собери семью" наложи трафарет на контур
2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем
3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку
4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"
1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги
2. работа с тактильными дощечками
3."Угощение для птиц" - сортировка семян
4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью
ФЕВРАЛЬ
Семья Профессии
1. Пальчиковая игра "Моя семья"
2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу
3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне
1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке
2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"
3. "Научим дочку шнуровать ботинки"
4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек
5. Самомассаж ладоней
1. "Построим бом из кубиков"
2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий
3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги
4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"
1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"
2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина
3."Собери машину" из геометрических фигур
4."Разрезные картинки из 4 частей"
МАРТ
Праздник мам Начало весны Игрушки
1. Изготовление подарка для мамы
(Из шариков из салфеток)
2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя
1."Следы от капели" рисуем точки на манке
2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге
3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.
4. Пальчиковая гимнастика "Дождик"
1. Собери пирамидку
2."Мячи для котят" лепка из пластилина
3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных
4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну
1. Штриховка и обводка по контуру игрушек
2. Пальчиковый театр "Репка"
3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь
4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы
АПРЕЛЬ
Одежда Дикие и домашние животные Птицы весной Растительный мир
1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"
2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток
3. Шнуровка, застегивание пуговиц и молний
4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку
1."Собери картинку из 4 частей"
2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"
3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек
4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" 1."Червячки для грачей" лепка из пластилина
2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты
3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой
4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"
1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки
2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек
3. Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину
4. Пальчиковые игры, разученные раннее
МАЙ
Труд весной на даче Мы подросли и повзрослели
1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена
2."Закрути бутылочки"
3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе
4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур
1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"
2."Строим дачный дом" из конструктора
3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре
4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц
1. Пальчиковый театр "Колобок"
2. Игры и упражнения, изученные ранее
3. Шнуровки, липучки
4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками
5. Заключительное наблюдение за детьми
Практическая часть:
1. Подбор и приобретение наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений и игр по развитию мелкой моторики, учитывая возрастные и физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (сентябрь 2019)
2. Принять участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок» в педагогическом клубе «Наука и творчество» (октябрь 2019)
3. Оформить консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика и как ее надо развивать» (ноябрь 2019)
4. Опубликовать методический материал на сайте ДОУ конспект спортивного развлечения для детей с ограниченными возможностями здоровья (декабрь 2019)
5. Оформить папки-передвижки для родителей. Тема: «Тематические игры и задания дома для детей» (январь 2020)
6. Принять участие в конкурсе с коррекционным занятием «Рисуем рекламу» (февраль 2020)
7. Участвовать в круглом столе на тему: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - что это? на педсовете (март 2020)
8. Создать мини уголок с играми и материалами для развития мелкой моторики (апрель 2020)
9. Планирование развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития на следующий год на основании диагностики (май 2020)
Заключение
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается практически у каждого ребёнка с ОВЗ, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности у детей с ОВЗ.
Таблица показателей развития мелкой моторики рук.
Начало года Конец года
Высокий показатель 4% 36%
Средний показатель 31% 38%
Низкий показатель 65% 26%
Список используемой литературы
1. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр, и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М. : АСТ: Астрель, 2008.
4. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
5. Визель Т. Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
6. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М. : Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 - ТОМ 1.
7. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. // Дети с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов. М. : Просвещение, 1981.
8. Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии. // Дефектология. 1996 №5.
9. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Волковой Л. С. -5-е изд. перераб. и доп. - М. : Гуманитатор. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
10. Мартынова Р. И. Медико - педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. Г. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
11. Мастюкова Е. М. Дизартрия / Логопедия / Под ред. Волковой Л. С. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
12. Озерецкий Н. И. Методика исследования психомоторики / Н. И. Озерецкий. - М. - Л. : Госмедиздат 1930.
13. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.