Гульсария Саитова
Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности
Саитова Г. А.,
воспитатель
(МБДОУ «Детский сад №119» Советского района г. Казани)
Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны.
Основным направлением моей работы является, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игры.
Отсюда вытекает ряд задач:
-создать условия для развития мелкой моторики;
-организовывать системную работу по развитию мелкой моторики у детей;
-организовывать различные виды игр;
-воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Во время игры у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение. Поэтому широко применяю в своей работе увлекательные, развивающие настольные игры для развития мелкой мускулатуры рук. В группе создана необходимая предметно - развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.
В работе с дошкольниками я использую комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук: составление фигур из счетных палочек, вдавливание деталей в пластилин, нанизывание, раскручивание и закручивание крышек, опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком, определение предметов на ощупь, сортировка круп. Так же, игры-шнуровки, массажные мячи, игры с прищепками, сухой бассейн и др.
«Мозаика», «Конструктор», «Паззлы» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Конечно же, очень важной частью работы по развитию моторики у детей являются пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Одновременно с движениями рук и пальцев использую стихотворную форму. Стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение.
Все эти составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей, речевому развитию. Помимо этого, игры развивают кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состоянии, воспитывают уверенность в себе. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет развить речевые навыки и сформировать навыки письма.
Список литературы:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : Астрель, 2009. - 143 с.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2009. - 192 с.
3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Эсмо, 2007. – 194 с.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 32 с.