Анастасия Костылева
Проект «Разрумянилась немножко наша русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.
Тип проекта : творческий.
Характер контактов: осуществляются внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей и педагогами.
Продолжительность: средняя.
Срок реализации: месяц.
Участники: воспитанники средней группы, педагоги, родители.
Возраст участников: 4-5 лет.
Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Проект „Разрумянилась немножко наша русская матрешка“» размещена в разделах
Актуальность темы: Родина для каждого человека – это то место, где он родился и вырос, это место, где живут его родные. В настоящее время все чаще упускается тема патриотизма и любви к Родине, именно поэтому необходимо воспитывать у детей духовно-патриотические чувства, уважение к труду, в том числе и к труду мастеров, которые создают русскую народную игрушку-матрешку. Матрешка – это символ нашей Родины, а дети являются носителями знаний о ней, об ее истории создания.
Проблема: Как объяснить детям понятия «народные промыслы» и «матрешка-символ Родины»?
Цели проекта :
1. Знакомство с национальной культурой;
2. Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи проекта :
1. Обогащать знания детей о русской матрешке;
2. Поддерживать естественный интерес и любознательность;
3. Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
4. Знакомить родителей и детей с историей создания русской матрешки;
5. Реализовать совместный творческий замысел детей, родителей и педагогов, поощрять проявление инициативы;
6. Воспитывать бережное, почтительное отношение к труду народных мастеров-матрешечников;
7. Развивать сенсорные навыки детей, давать представление о цветовой гармонии;
8. Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие и творческое способности;
9. Приобщать детей к богатству русской речи;
10. Развивать эмоционально-познавательный интерес к культурному наследию России.
Материалы и оборудование: видеопрезентации по теме проекта; оборудование для показа презентаций; изобразительные материалы; заготовки для росписи; мольберты; стенды для выставки детского творчества; фотоматериалы, иллюстрирующие технологию изготовления и росписи матрешек; альбомы и репродукции с изображениями матрешек.
Структура проекта
Содержание:
1. Знакомство с народной игрушкой-матрешкой
2. Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Разрезанные картинки», «Найди домик матрешки»
3. Просмотр видеопрезентации об истории возникновения и развития матрешечного дела
4. Занятие по познавательному развитию «Знакомство с русской матрешкой»
5. Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению плоскостных матрешек
6. Занятие по продуктивной деятельности: «Веселые матрешки» (беседа плюс аппликация, «Украсим сарафаны матрешек» (декоративное рисование с натуры)
7. Выставка детского творчества «Веселая матрешка»
8. Консультации для родителей
9. Разработка с родителями «семейной матрешки»
10. Оформление выставки «Народные промыслы: русские матрешки»
Формы организации детей:
1. Продуктивная деятельность
2. Занятие по познавательному развитию
3. Занятие по физической культуре
4. Работа в уголке творчества
5. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
6. Беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке
7. Просмотр видеопрезентаций о народных промыслах, истории возникновения и развития матрешечного дела
8. Выставка детского рисунка
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
1. Объяснительно-иллюстративные
2. Игровые
3. Демонстрационные
4. Словесные: подражание, диалог, беседы, отгадывание загадок, чтение художественных произведений
5. Дидактические игры и упражнения
6. Общение и совместная деятельность взрослых с детьми
7. Оформление выставки детского творчества
Предполагаемый результат: дети проявляют любознательность, активность; создана модель взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в художественно-эстетическом и познавательном развитии детей; проявляется эмоционально-познавательный интерес детей к русской народной игрушке и культурному наследию России; дети бережно относятся, проявляют любовь к своей Родине, родному дому, старшему поколению; уважают труд мастеров-матрешечников, знают этапы создания русской матрешки, различают ее виды.
Этапы работы над проектом
1. Разработка проекта (подготовительный этап)
Деятельность детей. Беседа на тему «Русская матрешка»; рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки; посещение виртуальной выставки матрешек; чтение народных сказок.
Деятельность педагога. Постановка проблемы: в развивающей среде группы обращает внимание детей на разнообразие матрешек, подводит их к проблемным вопросам; подбор и изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами; индивидуальная работа с родителями: консультации, беседы, рекомендации; приобретение материалов для изобразительной деятельности; составление перспективного плана по реализации проекта; оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Деятельность родителей. Внесение предложений в процессе планирования.
2. Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту)
Деятельность детей. Чтение русских народных сказок, просмотр видеоматериалов; музыкальная и художественно-изобразительная деятельность; познавательная, речевая, двигательно-игровая деятельность; самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Деятельность педагога. Создание мультимедийной презентации о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; проведение мастер-класса для детей и родителей по росписи плоскостных матрешек; беседа с родителями и детьми об истории возникновения и развитии матрешечного дела; показ видеопрезентации о технологии создания матрешки; проведение консультаций и индивидуальных бесед для родителей.
Деятельность родителей. Совместная деятельность с детьми и педагогами; разработка «Семейной матрешки».
3. Контроль и оценка деятельности.
Деятельность детей. Защита проекта, представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта; совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ.
Деятельность педагога. Организация выставки детского творчества, оформление выставки «Народные промыслы: русские матрешки»; создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.
Деятельность родителей. Создание рисунков в сотворчестве с детьми
4. Заключительный этап.
Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив:
- анализ и оформление результатов проектной деятельности;
- создание видеопрезентаций, видеороликов, мультимедийных презентаций;
- проведение мастер-класса для родителей и педагогов;
- анкетирование родителей;
- обобщение работы и размещение ее в интернете, публикация в СМИ, участие в конкурсах и фестивалях образовательных проектов разного уровня среди педагогов.
Перспективный план мероприятий
Неделя Мероприятие
1 неделя Беседа на тему «Русская матрешка»; рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки; организация дидактических игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Разрезанные картинки», «Найди домик матрешки»
2 неделя Беседа с родителями и детьми об истории возникновения и развитии матрешечного дела
Художественно-изобразительная деятельность «Веселые матрешки»; показ видеопрезентации о технологии создания матрешки,
3 неделя Чтение народных сказок; занятие по продуктивной деятельности «Украсим сарафаны матрешек» (декоративное рисование с натуры)
4 неделя Совместная деятельность родителей с детьми и педагогами; разработка «Семейной матрешки»
Выставка детских работ «Веселые матрешки»
Выставка «Моя матрешка»