Ольга Ветлова (Головинова)
Проект разработки программы дополнительного образования «Наши пальчики играют» с детьми 1 младшей группы
▼ Скачать +Заказ
Проект разработки программы дополнительного образования «Наши пальчики играют»
“Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев”
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Публикация «Проект разработки программы дополнительного образования „Наши пальчики играют“ с детьми 1 младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Ученые установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности от степени сформированности мелкой моторики рук. Исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Проблема.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Вот поэтому была разработана программа кружка «Все для маленьких ребят», где дети занимаются различными видами тренировки пальчиков. Курс занятий кружка легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.
Цель проекта. Разработать и реализовать программу дополнительного образования.
Задачи.
• Развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
• формировать добрые взаимоотношения между детьми;
• развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться
Проект долгосрочный (1 год)
Предмет
Объект. Дети 2-3 лет
Участники проекта : Педагоги, дети 1 мл. гр., родители.
Этапы реализации:
1 этап, теоретический 15.08.12г. - 25.08.12г.
*определение проблемы
*определение цели и задачи
2 этап, подготовительный (разработка проекта) 25.09.09 - 31.08.12г.
* определение методов и приемов работы;
* подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала.
* подбор оборудования
* подбор музыкальных произведений;
* проведение предварительной работы с родителями;
* составление перспективного плана мероприятий.
* разработка диагностики
3 этап, практический (выполнение проекта) 1.09.12г. - 15.05.13 г.
• организация практической работы с детьми;
• формирование устойчивого интереса, положительного отношения дошкольников к занятиям;
• формирование практических навыков;
• работа над формированием навыков правильной осанки, подвижностью пальчиков рук.
• воспитание волевых качеств, внимания, самоконтроля, ответственности.
• работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации.
4 этап, заключительный (аналитический) 15.05.2013 – 31.05.2013 г.
• Подведение итогов реализации проекта
• Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов
• Обобщение результатов работы, формулировка выводов
(Выступление на педагогическом совете 24.05.13г.)
Цели программы.
1. Развивать речь, знакомить с окружающим миром, развивать творчество, фантазию.
2. Развивать внимание, воображение, пространственную ориентацию.
3. Совершенствовать зрительное восприятие.
4. Развивать мелкую моторику у детей раннего дошкольного возраста; щипковый захват указательным и большим пальцами.
5. Познакомить с приемками лепки: надавливание, вдавливание, сплющивание, отщипывание.
6. Развивать личностное, эстетическое развитие.
7. Развивать координацию движений.
Задачи программы
1. Развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальцев рук.
2. Развивать речь детей.
3. Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.
4. Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений.
5. Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам.
6. Создавать благоприятный эмоциональный фон общения.
Программа реализуется в течении одного года.
Факультативные занятия проводятся один раз в две недели по каждому разделу программы, продолжительность занятия – 10 минут.
Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.
Разделы программы :
2. Игры с пластилином
3. Фольклорные пальчиковые игры
Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.
При реализации программы применяются следующие приемы:
- рассматривание иллюстраций;
- использование ТСО;
- чтение художественной литературы;
- показ воспитателя;
- беседа;
- рассказ;
- творческие задания;
- пальчиковые игры;
- инсценировка.
Предполагаемый результат.
Воспитанники будут:
уметь самостоятельно выполнять пальчиковые игры; делать различные движения пальцами, руками и произносить текст; прослушивать инструкции взрослого;
знать названия пальцев своей руки; правила игр с пластилином; небольшие стихотворения;
иметь представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы)
Критерии уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Дети умеют:
* Повторять движения рук.
* Управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
* Показывать один пальчик, два, три и т. д.
* Сочетать пальцевые упражнения с речевым сопровождением.
* Брать и отщипывать пластилин с помощью большого и указательного пальцев.
* Рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
* Свободно двигать кистями и пальцами рук.
– Высокий уровень – делает самостоятельно,
– Средний уровень – делает с помощью педагога,
– Низкий уровень – не может сделать.
Дети знают:
* Названия пальцев рук.
* Несколько стихотворных текстов.
– Высокий уровень – выполняют самостоятельно
– Средний уровень – делают с помощью подсказки,
– Низкий уровень – затрудняются делать.
ЛИТЕРАТУРА
1 «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
Санкт-Петербург 2002г.
2 «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко
Мозаика-Синтез 2005г.
3 «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова.
Сфера 2007г.
4 Васильева М. А. «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. :«Мозаика-синтез» 2010г.
5 Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой мото рики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/ Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.
6. Материалы интернета:
https://festival.1september.ru/articles/613484/
https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/
Приложение 1 Содержание программы.
Игры с мозаикой
Сентябрь
1 Игра «Подари коту нос, рот…» направлена на развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне
2 Игра «Моя семья» направлена на дальнейшее развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка, на выработку у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
Октябрь
1 Игра «Почини плюшевого мишку»
Цель. Формирование координации движений пальцев ведущей руки (указательного и большого); развитие пространственной ориентации; развитие мышления и зрительного внимания. Активизация словаря словами: пол, лапа, починили, оторвали, брошу, хороший.
2 Игра «Ваза для фруктов»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки; развитие умения выкладывать картинки по образцу. Активизация словаря словами: яблоко, груша, апельсин, фрукты, ваза.
Ноябрь
1 Игра «Листопад»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки; развитие умения выкладывать картинки по образцу. Активизация словаря словами: листок, желтый, большой, маленький.
2Игра «Шьем одежду для мишки»
Цель. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и пространственной ориентации. Активизация словаря: кофта, рукава, воротник, застежка.
Декабрь
1Игра «Прогулка мишки по лесу»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики; развитие умения выкладывать корзину из мозаики по образцу. Активизация словаря: мишка, шишка, пень, гулял, собирал, устал, задремал.
2 Игра «Наша елка высока»
Цель. Дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу. Активизация словаря: елка, потолок, игрушки, мозаика, высока, висят.
Январь
1 Игра «Белый снег…»
Цель. Развивать умение координировать движения пальцев ведущей руки; пространственную ориентацию. Активизация словаря: снежок, летит, бежит, догнать, играть.
2 Игра «Валенки для Валеньки»
Цель. Совершенствовать умение координировать движения пальцев; знакомство ребенка с зимней обувью (валенками). Активизация словаря: валенки, галоши
Февраль
1 Игра «Лепим зайчика»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: ком, хвост, усы, солома, длинные, блестящие.
2 Игра «Гусыня с гусятами»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: гусыня, гусята
Март
1 Игра «Стираем вместе с мамой»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: стояла, стирала, охала, топала.
2 Игра «Построим самолет»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: самолет, построим, понесемся, вернемся.
Апрель
1 Игра «Дождик, дождик, лей, лей…»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: дождик, дорожка, льется, ладошка.
2 Игра «Шьет сапожник нам сапожки»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: валенки, новенькие, чернобровенький, пляшут, машут.
Май
1 Игра «Миска для киски»
Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: тарелка, чашка, кружка, ложка, вилка.
2 Игра «Белая береза»
Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: козлик, береза, привяжу, качаться, бодаться.
Игры с пластилином
Сентябрь
1 «Вот такое тесто»
Цель. Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику.
2 «Спрячь и достань игрушку».
Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику.
3 «Покормим птиц».
Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать кусочки теста от большого куска; развивать мелкую моторику.
4 «Картинки на тесте»
Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха); развивать мелкую моторику рук.
Октябрь
1 «Вот такой пластилин»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук.
2 «Пластилиновая мозаика»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к плоской поверхности; развивать мелкую моторику рук.
3 «Блинчики»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки.
4 «Готовим котлеты»
Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности.
Ноябрь
1 «Покормим курочку»
Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
2 «Конфеты на тарелочке»
Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
3 «Витамины в баночке»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.
4 «Огород»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу. Развивать мелкую моторику.
Декабрь
1 «Шоколад с орехами»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение.
2 «Снег идет»
Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
3 «Бусы»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение.
4 «Наряжаем елку»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца.
Январь
1 «Булка с изюмом»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу; развивать мелкую моторику рук.
2 «Гусеница»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу; развивать мелкую моторику рук.
3 «Цветок»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке.
4 «Рыбка»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тесто, создавая изображение; развивать мелкую моторику рук.
Февраль
1 «Бабочка»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; развивать воображение; развивать мелкую моторику рук.
2 «Цветок»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке; создавая изображение; учить действовать самостоятельно по готовому образцу.
3 «Щетка»
Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилин в определенном порядке, создавая объемную поделку.
4 «Мухомор»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
Март
1 «Пирожки»
Цель. Развивать умение скатывать шарики из теста в руках.
2 «Ежик»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
3 «Ягодная полянка»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
4 «Красивая тарелка»
Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
Апрель
1 «Яблоки»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина; вдавливать детали в пластилин, прижимать пластилиновые детали. Развивать мелкую моторику рук.
2 «Конфеты»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина среднего размера.
3 «Вишенки»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина среднего размера; умение вдавливать детали в пластилин.
4 «Колбаска»
Цель. Развивать умение детей раскатывать из пластилина колбаски.
Май
1 «Готовим салат»
Цель. Закреплять у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; показать приемы работы стекой «нож» - разрезать пластилин на кусочки нужной величины
2 «Сушки»
Цель. Развивать умение детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять ее концы между собой путем придавливания.
3 «Одуванчик»
Цель. Закреплять умения детей вдавливать детали в пластилин, создавать объемную поделку.
4 «Неваляшка»
Цель. Развивать умение детей действовать по поэтапному показу – скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, закреплять знания детей о величине и пространственном расположении предметов.
Фольклорные пальчиковые игры
Сентябрь
1. Игра «Этот пальчик хочет спать…»
Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки
2. Игра «Этот пальчик…»
Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.
Октябрь
1. Игра «Дружат наши дети…»
Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.
2. Игра «Баиньки, баиньки…»
Цель. Развивать умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Ноябрь
1. Игра «Осенние листочки»
Цель. Развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.
2. Игра «Купим сыну валенки»
Цель. Развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола
Декабрь
1. Игра «Белка»
Цель. Развивать умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.
2. Игра «Улитка, улитка…»
Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.
Январь
1. Игра «Зима» - направлена на развитие мелкой моторики (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки).
2. Игра «Зимняя прогулка» - направлена на умение загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом; на развитие координации движений
Февраль
1. Игра «Дом на поляне» - направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения.
2. Игра «Та-та-та» - направлена на развитие умения вращать кистями; на исследование своего тела.
Март
1. Игра «Сорока-белобока» - направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами.
2. Игра «Вот поезд наш едет…» направлена на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.
Апрель
1. Игра «Пришла весна» - направлена на расширение словарного запаса.
2. Игра «лесные дела» - направлена на формирования умений выполнять движения ладонями, кулачками, пальцами.
Май
1. Игра «Солнышко-ведрышко» - направлена на формирование умении соединять поочередно пальцы правой и левой руки, при этом проговаривать слова.
2. Игра «Пчелиный улей» - направлена на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.